Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры по совершенствованию системы государственного управления

1, Теоретическое обоснование самодержавия. Екатерина II, ис­пользуя идею французского просветителя Монтескье о том, что природ­ная среда, размеры страны и нрав ее населения определяют форму государственного строя, доказывала закономерность и необходимость самодержавия в России. Задача монарха заключалась в издании «наи­лучших законов», а задача правительства и других органов управле­ния — в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает про­свещенную монархию от деспотии. Однако «всевластие закона» на прак­тике игнорировалось чиновниками, да подчас и самой Екатериной.

Кроме того, активное законотворчество Екатерины было призвано укрепить законодательную базу самодержавия.

3. Реформа центральных учреждений. Сразу же после переворо­та 1762 г. сановник Никита Панин разработал проект, призванный ог­раничить власть самодержца «императорским советом». После некоторых колебаний, вызванных тем, что в начале царствования Ека­терина II, не имевшая легитимных прав, чувствовала себя крайне неу­веренно на престоле, он был отвергнут. Более того, в 7763 г.

императрица провела реформу Сената, который был разделен на 6 де­партаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судеб-но-апелляционное учреждение.

«Важнейшим механизмом государственного управления стал Каби~ нет Екатерины с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.

3. Отношения с церковью. В 17631764 гг. была проведена секу­ляризация церковных земель, т. е. осуществлена их передача в ведение казны, что укрепило экономическую мощь государства, прекратило волнения монастырских крестьян, которые дестабилизировали обста­новку в стране.

4. Управление окраинами. В 1764 г. было ликвидировано гетман­ство на Украине, ограничены привилегии казачества. В 1775 г. упразд­нено Запорожское войско, а на Дону введена обычная система губернских учреждений, что лишило казачество остатков автономии. Все эти меры укрепляли централизацию страны, унифицировали сис­тему управления.

5. Уложенная комиссия и попытка проведения просвещенных реформ. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, призван­ную разработать новый свод законов. Ей была придана форма как древ­них земских соборов, так и европейского парламента одновременно. Депутаты избирались от всех сословий, кроме помещичьих крестьян, но подавляющее большинство мест в Комиссии принадлежало дворя­нам и горожанам.

На основании идей французских просветителей Екатерина II под­готовила «Наказ» Уложенной комиссии, в котором содержались пред­ложения по смягчению крепостного строя. Депутатские же наказы не шли дальше защиты узкосословных интересов.

Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозмож­ности согласования интересов различных сословий, а также смягчения крепостничества без риска потерять престол. В то же время ее созыв произвел благоприятное впечатление на Европу, укрепил авторитет власти, позволил Екатерине ознакомиться с «состоянием умов» в об­ществе. Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, недоволь­ная резкостью критики в адрес дворянства, прозвучавшей в некоторых публичных выступлениях, атакже осознав неготовность общества кра-дикальным переменам в духе идей Просвещения, в 1768 г. императрица распустила Комиссию под предлогом начавшейся войны с Турцией. Комитеты же Комиссии продолжили свою работу по взаимному согла­сованию множества законов, часто противоречивших друг другу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика внутриполитического курса | Причины укрепления крепостничества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.