Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное движение 60—90-х годов XIX в

ВЫВОДЫ

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ

1. Общая характеристика. Консерваторы видели в интеллиген­ции, либеральной печати, университетах главное «зло» России и пото­му принимали меры, призванные если не ликвидировать, то значительно ограничить их деятельность, установить жесткий админи­стративный контроль, предоставить преимущества дворянству в полу­чении образования и др.

2. Реакция в области образования. Новый университетский ус­тав 1884 г. снова лишал университеты автономии. В средней школе правительство попыталось сократить доступ к образованию предста­вителей низших сословий. В начальной школе изменения носили более положительный характер, но в целом система образования России под­верглась тяжелым испытаниям (подробнее см. тему 43).

3. По «Временным правилам о печати» (1882), продлевавшимся затем до 1905 г., была усилена цензура, закрыты все радикальные и многие либеральные издания, в том числе журнал «Отечественные за­писки» и многие газеты. В то же время сохранились отдельные либе­ральные издания, например, «Вестник Европы» М. М. Стасюлевича.

1. Проводившиеся контрреформы не были доведены до конца,

а некоторые из планировавшихся так и не осуществились, поскольку реакционные меры объективно противоречили потребностям обще­ственного развития страны. Несмотря на то, что основной акцент во внутренней политике делался на откровенную реакцию, предпринима-

лись и некоторые либеральные шаги. Это обусловливалось тем, что Александр III и его окружение своей главной задачей считали укрепле­ние Российского государства и стабилизацию общества, частично осоз­навая при этом объективную необходимость в прогрессивных мерах.

2. Укрепление общины, консервация патриархальности русского крестьянства сковывали его хозяйственную инициативу, затрудняли вхождение в рынок, что в итоге приводило к взрывоопасному положе­нию в деревне.

3. Попытка укрепить дворянство не принесла желаемых ре­зультатов, так как противоречила общему ходу социально-экономи­ческого развития страны. Более того, защита дворянства становилась препятствием на пути его буржуазной эволюции, консервировала в нем традиционалистские черты, порождала «иждивенчество», что мешало ему развиваться в соответствии с требованиями времени.

4. Земская контрреформа не только не ослабила либеральную оппозиционность земств, но даже и усилила ее, так как увеличила представительство в них прежде всего либеральных дворян, отличаю­щихся своей большей общественной активностью. В итоге обостри­лись отношения между центральной и местными властями.

5. Меры, принятые в области образования и печати и направлен­ные на изоляцию интеллигенции, ограничение сфер ее деятельности, не достигли поставленных целей, но вызывали скрытое и все нара­ставшее недовольство образованной части общества, которое со време­нем вырвалось наружу и стало одним из факторов кризиса начала XX в.

6. Охранительная полицейская политика подрывала престиж са­модержавия в различных слоях общества, вызывала раздражение, вы­лившееся в острый общественно-политический кризис начала XX

7. В целом свертывание реформ, направленных на комплексную модернизацию страны, реакционный курс, проводимый в социаль­но-политической сфере и не отвечающий потребностям ускоренного развития экономики, обостряли противоречия в стране и стали од­ним из факторов структурного кризиса начала XX в.

 

 

ПЛАН

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика по отношению к крестьянству | I. Причины активизации общественного движения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.