КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Народническое движение
1. Идеология народничества. Основоположниками народничества былиЛ. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, в 1850-х годах разработавшие его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными элементами народничества являлись: — отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развития в России; — стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; — убеждение, что лишь в справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности; — идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; — представление о русском крестьянине как человеке будущего, «социалисте по природе»; — критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание (до конца 1870-х годов) значения политической борьбы за свободы и права личности. 2. Основные теоретические направления революционного народничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы — социализм и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них. • Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П. Л. Лавров. По его убеждению: — интеллигенция смогла умственно развиться, так как была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; — народ, крестьянство не готовы к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции— длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти» а не к установлению гуманных социалистических отношений; — внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести кмини-муму ее неизбежные насильственные формы; — для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма; — после победы народа необходимо сохранение «государственного элемента», роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений; — социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива. • Ведущий теоретик бунтарского (анархистского) направления революционного народничества М. А. Бакунин считал, что: — главная существующая несправедливость — социальное нера-1 венство, а основным носителем и гарантом несправедливости являете ся государство; — поэтому цель борьбы — не только ликвидация существующего^ государства, но и недопущение создания нового. Пролетарское госу-1 дарство — худшая форма государства, в котором пролетарии перерож-1 даются, и его создавать нельзя; — основное средство борьбы — революционный бунт народа.] Крестьянство постоянно готово к бунту, поэтому нужна не длительная пропаганда, разъяснение, а агитация — призыв к бунту; — после революционной ликвидации государственности и нера-| венства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний J России, славянского мира. В конце концов будут созданы анархистские ] Соединенные Штаты Европы и всего мира. • Главный теоретик заговорщического (бланкистского) направления П. Н. Ткачев полагал, что: — крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельно му построению социалистического общества, поэтому — нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, призыв' к бунту; — самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Оно «висит в воздухе», поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, котораязахватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества; — для достижения поставленной цели необходимо использовать все средства, включая противозаконные и, с точки зрения общества, аморальные. 3. Народнические организации и их деятельность, • Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850 — начале 1860-хгодов: студенческий кружок в Харьковском университете (1856—1858), затем кружок пропагандистов в Москве вогла-ве с П. Э Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861). • «Земля и воля» (1861 — 1864) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н.Обручев, В. С. Курочкин, И. И. Утин. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г., после завершения подписания уставных грамот Своеобразными центрами полулегальной деятельности «Земли и воли» стали книжный магазин Н. А. Серно-Соловьевича и Шахматный клуб в Петербурге. В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самороспустилась. • «Ишутинцы». В1863—1866гт.действовалареволюционная организация,.возглавляемая Н. А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Организация была разгромлена. • «Народная расправа» была создана в конце 60-х годов революционным фанатиком С Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику революционной борьбы, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления. • «Большое общество пропаганды» («чайковцы») существовало в 1869—1874 тт. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин. Общество занималось изучением социалистической литературы. В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции — «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды социализма среди крестьян. Но в итоге крестьян не удалось поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе. • «Земля и воля» (1876 — 1879). Организацией руководили МА. Натансон, А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, Л. А. Тихомиров, Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым: — агитацию словом и делом, а также — акции по дезорганизации государства (т. е. привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее «вредных» представителей власти). Землевольцы перешли от «летучей» агитации к «оседлой» пропаганде, т. е. стали создавать поселения народников в деревне. Но новое «хождение в народ» также не дало результатов и в 1879 г. партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы («деревенщиков»), объединившихся во главе с -Г. В. Плехановым в партию «Черный передел», и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора («политиков»), образовавших «Народную волю». • Партию «Народная воля» (1879 — 1882) возглавлял Исполнительный комитет, в который входили А.И. Желябов, А.Д.Михайлов, С Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др. Народовольцы ставили своей целью: — революционный захват власти; — созыв Учредительного собрания; — утверждение политических свобод; — построение, в перспективе, общинного социализма. Основным средством достижения цели признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. Для дезорганизации власти использовался и индивидуальный террор, который постепенно вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Было предпринято несколько попыток цареубийства, в частности, подготовленный С.Н.Халтуриным взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 г. 1 марта 1881г. Александр II был убит, но революции или ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, организация была разгромлена полицией. • «Черный передел» (1879 — 1882). Его руководители — Г. В. Плеханов, П. Б. Лксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич —целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции при помощи пропаганды в деревне. В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |