Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский консерватизм

1. Крупнейшие представители консерватизма — государствен­ные деятели, литераторы и философы — К. П. Победоносцев, Д. А. Тол­стой, М.Н.Катков, В.П.Мещерский, А.А.Фет, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев в своих работах развивали традиции М.П.Погодина, С. П. Шевырева и С. С. Уварова.

2. Основные положения консерватизма. Это направление не бы­ло единым в идейном отношении. Его представители высказывали раз­личные мысли, но для всех был характерен ряд общих идейных установок:

— во главу утла ставилась/русская национальная идея, представле­ния о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, русского общественного устройства;

— основным идеологическим принципом оставалась триединая формула — самодержавие, православие, народность, основной зада­чей — сохранение незыблемости самодержавия как основы существо­вания российского национального общества и единственного выразителя интересов народа;

отрицалась необходимость культурной и идеологической евро­пеизации России, поскольку считалось, что она могла вызвать социаль­ные конфликты и национальную катастрофу. Буржуазная и католическо-протестантская Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России;

подвергались острой критике реформы Александра II, в кото­рых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России;

сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России.

В то же время часть консерваторов осознавала неизбежность пере­мен. П. А. Шувалов, И. И. Воронцов-Дашков, Н. П. Игнатьев и другие в 60—80-х годах предлагали ограниченные реформы, вплоть до созда­ния представительного совещательного органа.

3. Деятельность консерваторов. Русский консерватизм не полу­чил в то время организационного оформления прежде всего потому, что это направление открыто поддерживалось самодержавием и не нуждалось в организации, к тому же нежелательной с точки зрения вла­стей.

Деятельность консерваторов не сводилась лишь к публикации книг и статей (в изданиях Каткова «Русский вестник», «Московские ведомо­сти», Мещерского «Гражданин» и мн. др.). Отдельные представители консервативной общественной мысли оказывали влияние на царя и его окружение. Особенно значительным было влияние Победоносцева на Александра Ш.

3. ЛИБЕРАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

1. Видными деятелями либерализма в России были, в основном, представители научной и творческой интеллигенции — Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, М. М. Стасюлевич, А. М. Унковский, И. И. Петрункевич, И. С. Тургенев. Но определенное место в либеральном движении зани­мал ряд либерально настроенных высших чиновников, в том числе ми­нистры М.Т.Лорис-Меликов, Н.А. и Д.А.Милютины, А.А.Абаза, пытавшиеся в процессе своей государственной деятельности осущест­влять некоторые свои идеи.

2. Идейные установки либералов. Представители либеральной мысли считали, что:

— необходимо утверждение свободы, обеспечение прав лично­сти, защита частной собственности;

— следует создавать представительные органы власти, начиная с земства — места сотрудничества представителей всех сословий, шко­лы конституционализма, и завершая общерусским «парламентом»;

— наиболее оптимальной формой государственного устройства страны является конституционная монархия, но для перехода к ней не­обходимо создавать соответствующие социальные и культурные пред­посылки, без которых Россия при ослаблении центральной власти могла оказаться жертвой безудержной народной стихии;

— следует европеизировать Россию, распространять образование и научные знания;

— Россия должна развиваться лишь эволюционным путем с по­мощью реформ сверху;

недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так ^ре­волюционное насилие радикальной интеллигенции;

общество должно готовиться к гражданским и политическим свободам;

— основная задача интеллигенции, с одной стороны, просвещать народ, а с другой — воздействовать на власть, склоняя ее к продолже­нию либеральных реформ, но лишь мирными средствами.

3. Особенности русского либерализма. Деятельность либе­ралов.

Русский либерализм не был организационно оформлен и прояв­лялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных санов­ников.

• Основная его особенность заключалась в специфике социаль­ной базы либерализма в России. Либеральное течение не было связа­но, как на Западе, с широкими слоями предпринимателей и опиралось на передовую часть земского дворянства и интеллигенцию. Этим объ­ясняется, в частности, то, что до начала XX в. либерализм носил скорее идейно-нравственный, а не политический характер. Отличало его так­же отношение к самодержавию, в котором до начала XX в. либералы видели единственную силу, способную осуществить модернизацию России, сохраняя при этом социальную и политическую стабильность.

В советской историографии долгое время доминировала ленинская оценка либера­лизма, как «буржуазного по своей сути движения, стремившегося к сделке с помещиками и самодержавием». Желание либералов спасти страну от революционных, насильствен­ных преобразований воспринималось как свидетельство их трусости, слабости и истори­ческой обреченности, как стремление сохранить самодержавие.

• Русские либералы занимались активной просветительской дея­тельностью, надеялись со временем подготовить общество к восприя­тию либеральных ценностей, выступали сторонниками модернизации страны. Либеральная мысль была широко представлена в публицисти­ке того времени. В разное время либералами издавались журналы

«Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Русская мысль», газеты «Голос», «Молва», «Земство», «Русские ведо­мости».

В периоды подъема общественного движения, социально-полити­ческих кризисов наиболее активная часть либералов пыталась создать свои организации. Так, в конце 70-х годов сформировался Земский со­юз. Кроме того, ими использовались легальные организации, такие, как Вольное экономическое общество, Московское юридическое обще­ство и др.

4. Основные направления российского либерализма. При об­щности идейных установок русских либералов в их рядах не было, да и не могло существовать полного единства, так как свободомыслие и плюрализм мнений являлись их основополагающим принципом.

• Одним из самых влиятельных течений был западнический либе­рализм (Б. Н. Чичерин, М. М. Стасюлевич, К. К. Арсеньев, П. Н. Милю­ков). Его представители отстаивали идею неизбежности повторения Россией западно-европейского пути развития, настаивали на необхо­димости изживания «самобытничества» и мирного вхождения в евро­пейскую цивилизацию.

«Национальный либерализм». Российский либерализм не был связан лишь с западничеством. Некоторые либеральные деятели, напри­мер К.Д.Кавелин, пытались синтезировать идеи либерализма и славяно­фильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Представители этого течения выдвигали программу постепенного сое­динения традиционных элементов российского общества (общины, сильной государственной власти) с либеральными ценностями (граж­данским обществом, правами и свободой личности). Тем самым они пы­тались найти такие пути воплощения идей либерализма, которые были бы адекватны национальным социокультурным условиям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Причины активизации общественного движения | Народническое движение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.