Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбрав канал распределения, производители начинают за­ниматься собственно продажей и послепродажным обслужи­ванием

То же самое во многих случаях можно сказать о фирмах-оптовиках, которые по аналогичным причинам прибегают к услугам розничных фирм.

Посредники

Рис. 6.3. Канал распределения

Одним из важнейших условий реализации товаров и услуг яв­ляются мероприятия по стимулированию сбыта.

Наиболее распространены следующие способы стимулирова­ния сбыта:

продажа товара по льготной цене. Например, покупатель круп­ных партий товаров у фирм-оптовиков получает скидку;

распродажа по сниженным ценам (сезонные распродажи това­ров и т.д.);

• премии постоянным клиентам фирмы;

• конкурсы и лотереи (денежные призы фирм и т.д.).

Фирмы стимулируют не только потребителей, но и своих работ­ников — агентов по продаже. За активную деятельность в сфере продаж ихпоощряют денежными и другими вознаграждениями.

6.5. Место управления в предпринимательской деятельности. Менеджмент

 

В условиях развитых рыночных отношений одним из важнейших - моментов успешного функционирования предпринимательства является организация управления хозяйственной деятельностью, по­зволяющая вырабатывать решения, направленные на эффективное использование имеющихся материальных, финансовых, трудовых и иных видов ресурсов. Решение конкретных проблем управле­ния связано с менеджментом — системой управления производст­вом и сбытом продукции или услуг, применяемой с целью повы­шения их эффективности и получения наивысшей прибыли.

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая — субъект управления и управляемая — объект управления.

Субъекты управления — это люди, в функции которых входит осуществление управления, т.е. руководители, организаторы, орга­ны власти.

Объектами управления выступают отдельные работники или производственные коллективы, действующие согласно решениям субъекта управления.

Способы воздействия субъектов управления на объекты управ­ления называются методами управления. В экономике принято раз­личать три метода управления работниками и производственны­ми коллективами:

экономические методы основаны на использовании экономи­ческих механизмов регуляции поведения людей, когда экономи­ческие цели людей и организации совпадают, деятельность лю­дей оценивается экономическими результатами и они получают определенную плату за результаты своего труда;

административные методы основаны на приказах, распоряже­ниях, директивах. В этом случае стимулируется не инициатива, а точное выполнение распоряжений;

социально-психологические методы управления представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на лю­дей, в результате которого они действуют в соответствии с жела­нием субъекта управления.

По аналогии с разделением экономики на макро- и микроэко­номику целесообразно различать макро- и микроэкономическое управление.

К макроэкономическому управлению относится управление эко­номикой страны в целом и ее внешнеэкономическими связями, экономикой основных отраслей и сфер народного хозяйства.

Микроэкономическое управление — это управление организа­циями, предприятиями, фирмами.

Совокупность всех видов и форм управления в предпринима­тельстве называют менеджментом, а управляющих деятельностью фирм — менеджерами.

Ведущая роль в управлении фирмой принадлежит его соб­ственнику (хозяину), однако далеко не всегда он сам управляет всеми делами фирмы, т. е. предпочитает нанимать опытных ме­неджеров.

Предприниматель принимает принципиальные решения по всем основным направлениям деятельности фирмы, рискует, а имен­но: берет на себя экономическую и правовую ответственность за принятие решений и результаты деятельности. Менеджер занимается организацией процесса производства и деятельности персонала, направленных на достижение высоких результатов и максимального получения прибыли.

В условиях рынка возникает необходимость в формировании теории менеджмента, что объясняется тремя обстоятельствами:

• в связи с повсеместным созданием акционерных обществ непосредственное управление их движимым и недвижимым имуществом переходит к особой группе доверенных лиц — менеджерам, которые, не являясь собственниками данного имущества, должны обеспечить его прибыльное использование в интересах акционеров;

• вследствие усложнения технологии производства и возрастания стоимости оборудования возникает настоятельная потребность в такой организации дела, которая гарантировала бы ответственное отношение каждого работника;

• обострение конкурентной борьбы требует заинтересованного участия в делах фирмы всех ее сотрудников.

Рассмотрим виды деятельности в менеджменте (рис. 6.4).

Цели управления появляются не сами по себе, они должны быть поставлены или сформулированы. Цели бывают главные и второстепенные. Искусство менеджера во многом определяется тем, умеет ли он выделить и сформулировать главную цель деятельности своей фирмы.

Главными, тесно связанными между собой целями фирмы в бизнесе являются: выживание, прибыль и перспективы.

Для достижения поставленной цели необходимо иметь план действий. В современной экономике все крупные фирмы применяют внутрифирменное планирование.

После составления плана необходимо подготовить и обеспечить организацию его выполнения, предварительно определив, кто и

Рис. 6.4. Виды деятельности в менеджменте

 

какие работы будет выполнять и с кем при этом взаимодейство­вать. Организация — это создание условий для работы.

Последним этапом в цикле управления является осуществле­ние контроля, т. е. соизмерение фактических результатов работы с запланированными. Менеджер может также кон­тролировать своих подчиненных в форме письменных отчетов о работе или проводить регулярные совещания и обсуждения про­блем, возникающих в фирме.

Управлять фирмой — значит иметь дело с людьми, у которых могут быть разные вкусы, привычки, интересы и цели. Необходи­мо заинтересовать их в успехе фирмы, сделать так, чтобы они приносили ей как можно больше пользы. Эти действия называют­ся мотивацией.

Мотив — внутреннее побуждение, намерение, заставляющее поступать человека определенным образом. Рассмотрим основные мотивы, которые человек может реализовать на предприятии:

• саморазвитие: рост профессионального мастерства, общекуль­турное развитие;

• самореализация: работа, позволяющая проявить свои возмож­ности и реализовать свои идеи; лидерство;

• самооценка: ощущение успеха, достижение признания, одоб­рения, доверия; возможность действовать самостоятельно; нали­чие перспектив продвижения;

• включенность в коллектив: возможность полноценного об­щения; установление хороших отношений с сотрудниками; ин­формированность; участие в выработке решений;

• защищенность: спокойная работа без стрессов и психических напряжений; уверенность в завтрашнем дне; справедливость в от­ношениях с руководством;

• материальное благополучие: хорошая зарплата; возможность улучшения (сохранения) социально-бытовых условий; наличие условий для отдыха и поддержания здоровья.

По типу доминирующих мотивов работников мож­но разбить на три группы:

1) инициативные, стремящиеся к успеху, соревнованию, от­ветственности; для них доминирующим являются высшие мотивы (самооценка, самореализация, саморазвитие);

2) исполнительные, стремящиеся избежать неудачи, не любя­щие проявлять инициативу и идти на риск; для этих работников доминируют низшие мотивы (материальное благополучие, защи­щенность);

3) «общительные» работники, ориентированные на хорошие отношения с другими сотрудниками; для них доминирующим яв­ляется мотив включенности в коллектив.

Кроме мотивации в управлении бизнесом всегда есть проблема коммуникаций, т.е. отношений между людьми.

Деятельность предпринимателей связана с коммерческим риском: новые обстоятельства могут принести успех или привести к краху. Для этого ей необходимо своевременно предви­деть, что произойдет в течение некоторого ближайшего и более отдаленного отрезков времени:

прогнозирование;
тенденции;

метод эксперт­ных оценок;

методы математической статистики.

Мы рассмотрели виды деятельности в менеджменте и смогли убедиться в том, насколько широка и многообразна деятельность менеджера в бизнесе.

 

 

Тема 7. Культура и этика предпринимательства

7.1. Культура предпринимательства: сущность и развитие

 

Культура предпринимательства не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению доходов.

Считает, что культура предпринимательства — это система совместно выкашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. При этом представления ценностях позволяют дать ответ на вопрос, что важно для предприятия, а убеждения — понять, как предприятие должно функционировать и как им следует управлять (рис. 11.1). Менеджеры О. Нойбергер и А. Компа к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятий единственным в своем роде.

Культура предпринимательства — это совокупность образцов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальным принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в. сфере предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени.(В.Г. Макеева)

Существуют три принципиально разных инструмента воздействия на людей, т.е. управления:

· иерархия (организация), когда основным средством воздействия на человека становится принуждение;

· рынок, на котором по горизонтали складываются равноценные отношения;

· культура — выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.

Рынок

 

Общество

 

       
   


Культура фирмы

 

 
 


Проявляются через

 

Представления о ценностях

 

 

из них выводятся

 

Нормы и правила поведения

 

 

которые влияют на

 

 

Конкретное поведение

 

 

Рис. 11.1. Становление культуры предпринимательства

Выделяют две стороны культуры: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят разные по формам и типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и энергетические ресурсы, средства труда и другие продукты материального производства; материально-предметная практическая деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материаль­ные ценности прошлого, в том числе памятники, археологические объекты и т.п.

В материальную культуру входит и культура предприниматель­ства, которая включает культуру управления и организации обмена и распределения, технологии, условий труда и т.д.
Культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия.
Культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживания в конкретной социальном- экономической среде и обеспечения внутренней интеграции для достижения поставленных целей.

Культура предпринимательства включая умение так организовать производственную и коммерческую деятельность, чтобы успехи в бизнесе сочетались с созданием условий при которых работники максимально удовлетворены трудом.

Ряд исследователей выделяют специфические отраслевые виды культуры предпринимательства. Так, Р. Рюттингер рассматриваете следующие виды культуры:

· культуру торговли;

· выгодных сделок (спекулятивную);

· инвестиционную;

· административную.

Культура торговли характеризуется быстрой обратной связью относительно малым риском. Работниками сферы торговли зачастую становятся молодые, активные люди, смело идущие на экспе­рименты. Эти люди дружелюбны, без больших духовных запросов, но внешне привлекательны. Они умело используют красноречие, обращаясь к покупателям с известной долей юмора.

Сила различных сфер культуры торговли заключается в том, что очень быстро и очень многое можно привести в движение.

Вместе с тем в культуре торговли отмечаются и недостатки:

· количество превалирует над качеством (сильное желание про­дать приводит к тому, что недостаточное внимание уделяется проблемам после продажи);

· доминирует мышление краткосрочного успеха (размышления о том, что сиюминутный успех может означать потерю рынка или постепенный упадок предприятия, продолжаются недол­гое время);

· работники чувствуют свою связь прежде всего с коллективом и меньше — с предприятием. Если наступают кризисы или тяжелые времена, то у них не хватает выдержки, терпения и нервов, чтобы выстоять;

· работники сферы торговли не стареют. Высокая текучесть кадров приводит к тому, что их средний возраст относительно невысок, однако предприятие тем самым теряет людей, кото­рые могли бы двигать культуру вперед.

Культура выгодных сделок (спекулятивная культура) характеризу­ется быстрой обратной связью успешных (или неудачных) предприятий финансовым риском средней и высокой степени. Этот вид: культуры встречается там, где совершаются выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем и т.п. Элементы такой культуры встречаются в сферах моды, косметики, профессионального спорта, рекламы е финансирования рискованных предприятий.

Основная стратегия отрасли выгодных сделок — быстрое использование представленных шансов. Работниками здесь часто становятся молодые или духовно молодые люди.

Инвестиционная культура проявляется в основном в промышленности, главным образом в топливных отраслях и при производстве средств производства, в строительстве, в инвестиционных баш их и др.

Работники этой сферы осмотрительны, действуют осторожно, терпеливо и настойчиво. Они вынуждены преодолевать относительно долгий период неопределенности в условиях минимальной обратной связи. На уровне, где принимаются определяющие решения, царит уважение перед авторитетом и профессионализмом. Здесь как правило, придерживаются однажды принятых решений и договоренностей.

Административная культура проявляется в общественном обслуживании, на предприятиях, в крупных административных фирмах, а также в банках и страховых компаниях.

Решения принимают продуманно, подстраховываются со всех сторон. На принятие решений требуется достаточно много времени. Общение в сферах административной культуры характеризуется обстоятельностью и подчеркнутой иерархией.
Известный ученый-экономист Б. Карлоф выделил десять ос­новных признаков культуры организации предпринимательской деятельности1:

1) культура социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;

2) регулирует поведение членов коллектива;

3) создается людьми;

4) осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

5) основана на соблюдении традиций;

6) познаваема;

7) способна изменяться;

8) многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного како­го-либо подхода;

9) осознаваема и не осознаваема;

10) находится в постоянном развитии.

Прежде чем приступить к формированию культуры того или иного предприятия, следует твердо уяснить его основные ценности и Убеждения. Так, в компании Рогй Моюг ценности заключаются в трех понятиях: потребители, товары, прибыль. Убеждения, позво­ляющие сделать вывод о том, как должно функционировать пред­приятие, как достигается успех, таковы:

· на первом месте стоит качество;

· постоянное совершенствование в значительной степени влия­ет на наш успех;

· торговцы и поставщики — наши партнеры;

· участие работников в деле и в прибыли — наш стиль работы Я

· в нашей социальной и общественной целостности нет компромиссов.

Культура предпринимательства выполняет следующие основные функции:

· коммуникативно-интегративную, обеспечивающую устойчивость и стабильность, выживаемость в данной социальная экономической среде;

· консервативную, которая создает силы внутренней устойчивости и сопротивляемости внешним воздействиям за счет репрезентации традиционных образцов предпринимательского труда;

· инновационную — продуцирует новые образцы, более приспособленные к изменившимся обстоятельствам;

· трансляционную — передает информацию;

· целеполагания — формирует эталоны, ценности и т.п.;

· оценочную — создает методы и критерии оценки действий.

Главная функция заключается в сохранении и воспроизводстве ценностей различных типов и форм и передаче их следующим ЩЩ калениям.

На развитие культуры предпринимательства влияют:

· общечеловеческие ценности (долг, стремление к справедливости и т.п.), общие представления о смысле жизни, предназначении человека;

· национально-культурные и религиозно-культурные стереотипы образа жизни в стране;

· нормы и правила поведения, эталоны взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности;

· ценностно-мотивизационное отношение к труду, богатству положению (трудовая этика);

· культурные образцы хозяйственного поведения;

· особенности ландшафта, климата, месторасположения страны ее размеры.

Развитие культуры предпринимательства. В развитии культуры предпринимательства выделяют три этапа, которым соответствуют три ее модели: добуржуазная (традиционная), буржуазная и постиндустриальная.

Зарождение добуржуазной культуры предпринимательства связа­ло с первой промышленной революцией в конце XVIII в., возникновением мануфактур, фабричной системы производства, индустриальной технологии, общественным разделением труда. Основной особенностью ее было неразрывное единство индивида и группы, поскольку индивид формировался как член корпорации, осознавал себя через участие в ней, пользовался ее защитой и поддержкой и мог претендовать на долю общей собственности, права и привилегии.

Традиционная культура предпринимательства предполагает непосредственное участие человека в процессе производства. С переходом к эпохе позднего индустриального развития (примерно с 1880 г.) политические и экономические изменения приводят к отделению труда от собственности, а затем собственности от управления. Появляется буржуазная культура предпринимательства, которая ориентирует предпринимателя не на удовлетворение своих или чьих-либо потребностей, а на получение прибыли. Изменяются ценностные установки и нормы в деятельности предпринимателей. Базовыми стали такие ценности, как рационализм, практицизм, бережливость.

С развитием науки и техники, внедрением информационных и телекоммуникационных технологий существенно меняется облик производства и его социокультурная среда, осуществляется переход 1 к современным формам управления. Все это влечет за собой изменения в культуре предпринимательства, необходимость формирования специфической постиндустриальной культуры предпринимательства. Для нее наиболее характерны следующие процессы:

· усложняются сами ценности и нормативная система (напри­мер, важнейшей ценностью становится бережное отношение к природе);

· главной ценностью становится человек с его знаниями, опы­том, творческими возможностями, квалификацией. В постин­дустриальной культуре предпринимательства изменяется мо­тивация труда — из способа зарабатывать деньги он превра­щается в способ самовыражения;

· с усилением глобализации возникают новые формы социальной организации, основанные на информационных культурных стереотипах.

Согласно проведенным исследованиям 80% российских бизнесменов отмечают необходимость соблюдать закон, даже если он создает трузиости в работе. Однако на практике с необязательностью партнеров сталкиваются более 90%, но только 60% отечественных бизнесменов чувствуют за собой вину за несоблюдение обязательств.

Проведенные исследования показывают, что свое знание те­ряют такие ранее признанные ценности, как послушание, дисцип­лина, централизация, иерархия, карьера, власть. Одновременно возрастает значение таких ценностей, как коллектив, ориентация на потребности, самоопределение, участие, творчество, раскрытие личности, способность идти на компромиссы, децентрализация, предсказуемость поведения, надежность, стабильность, профессио­нальныеспособности.

Исследования (США) позволили сделать вывод, что процветающие и быстро растущие фирмы имеют высокую куль­туру и особый стиль, которые способствуют достижению и сохра­нению ведущих позиций на мировом рынке.

Цели: существуют партнерские отношения на всех уровнях; высоко пенятся профессионализм, компетентность и верность делу, стремление к высоко­му качеству труда; продвижение па службе зависит от результатов труда, умения брать на себя ответственность; поощряются гордость за собственные достижения и успехи предприятия, желание расши­рить и укрепить позиции, быть первым, господствующим на рынке.

Назвать культуру предприятия слабой можно в следующих случаях:

· если отсутствуют ясное представление о ценностях и общие убеждения в том, как можно достичь успеха, цели; цели ставятся в основном краткосрочные;

· в целом имеется представление о целях и убеждениях, но не согласия по вопросу, что в данный момент правильно и важно, в результате чего возникают противоречия;

· в организации не могут прийти к согласию, существуют разные точки зрения;

· руководители ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регистрация, лицензирование и прекращение предпринимательской деятельности | Культура предпринимательской организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.