Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация как стадия процесса стратегического управления




Краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное – это виды планирования, а стратегическое планирование – условие самореализации. Чтобы не быть фирмой нереализованных возможностей, нужно уметь мобилизовать свой потенциал, а знание внешней среды определит пути и способы его реализации. Поэтому стратегическое управление – это новая технология управления, которая придает осмысленность действиям в условиях нестабильной внешней среды и ее неопределенности во времени. При этом чем хуже эти характеристики, тем больше внимания требует потенциал производственной организации. Конкурентоспособность организации в долгосрочной перспективе зависит от ее способности обеспечить потенциал прибыли, что всегда связано с разумным использованием всех видов ресурсов, необходимых для производства конкурентоспособной продукции. И тогда стратегическое управление – управление стратегическими ресурсами организации по обеспечению потенциала прибыли. А организация – совокупность стратегических ресурсов, т. е. ресурсов, обеспечивающих достижение цели организации в рамках разработанной стратегии.

Но повышать свой потенциал оно может, только зная направление своего движения, которое лежит во внешней среде, а ее неопределенность в первую очередь определяет научно-технический прогресс, приводящий к ускорению экономических процессов. Поэтому стратегическое планирование – это:

поиск адекватной имеющимся ресурсам рыночной ниши и разработка стратегии функционирования в ней со старым продуктом;

развитие нового бизнеса, что требует особого внимания к созданию инновационного потенциала организации;

расширение производственной организации за счет добавления новых структур (интеграция на основе концентрации);

диверсификация деятельности;

создание системы всеобъемлющего контроля для рационального приобретения и размещения ресурсов;

формирование системы профессиональной подготовки, переподготовки и продвижения кадров;

создание благоприятного социально-психологического климата как внутри организации, так и за ее пределами.

Уделяя внимание борьбе за сферы влияния, контакты с госструктурами и прессой, лоббированию интересов, в настоящее время забывают о том, что социально-психологический климат – мощное средство выживания и основа саморазвития организации. Производственная организация – это социально-экономическая система, поэтому при создании ее как целостного образования основную роль играют социальные отношения. От устойчивости, надежности и эффективности внутрисистемных организационных отношений, дисциплины и культуры их исполнения зависит эффективное функционирование организации как системы. Но если устойчивость и надежность организационных отношений определяются регламентацией системы менеджмента, то эффективность этих отношений зависит от набора ценностей, постулатов веры, которые принимают члены организации и которые задают ориентиры их поведения и действий.

Предприятие само определяется в приоритетах при выборе подходов к планированию, и если отсутствие финансового и инновационного потенциалов не позволяет ему разрабатывать новые виды бизнеса, осуществлять стратегии интегрированного и диверсифицированного роста, то все остальные подходы хотя бы способствуют выживанию.

Процесс стратегического планирования, охватывая различные временные горизонты, определяет траекторию развития экономической организации. Его сущностью является моделирование будущих изменений хозяйственной организации и ее среды с точки зрения некоего желаемого состояния и координации действий всех элементов системы для достижения этого желаемого состояния. Стратегический план носит концептуальный характер.

Не следует забывать, что реализация всех подходов к стратегическому планированию на предприятии требует организационного сопровождения, т. е. повышение финансового, материально-технического, информационного, социокультурного потенциалов организации происходит в рамках организационной структуры, обеспечивающей как адаптацию ее к условиям внешней среды, так и устойчивость на ее воздействия. Следовательно, особое внимание должно уделяться организационно-структурному потенциалу предприятия.

Система стратегического управления предполагает наличие следующих взаимообусловленных и взаимосвязанных подсистем:

система, отвечающая за разработку стратегии производственной организации как заранее спланированной ее реакции на изменения внешней среды;

система оргпроектирования, отвечающая за формирование организационной структуры управления, обеспечивающая реализацию выбранной стратегии;

система контроллинга, позволяющая координировать и контролировать процесс реализации целей и задач производственной организации в соответствии с имеющимися в ее распоряжении ресурсами;

аналитическая система, позволяющая выявлять причины отклонений фактических значений подконтрольных показателей от запланированных;

иерархическая система принятия управленческих решений по ликвидации выявленных отклонений.

Анализ причин рассогласования в «следящей» системе показателей может привести к необходимости принятия управленческого решения по изменению стратегии организации, что является прерогативой высшего менеджмента предприятия.

Особо следует отметить, что стратегическое управлениеоснова концепции обеспечения конкурентоспособности производственной организации, которая предполагает не только способность экономического субъекта определять, прогнозировать и создавать потребительские потребности, но и, что не менее важно, распределять финансовые, материально-технические, интеллектуальные и информационные ресурсы для удовлетворения выявленных потребностей с наибольшей прибылью. Второй ресурсный аспект системы обеспечения конкурентоспособности традиционно рассматривается как поле менеджмента – процесса планирования, организации, координации и контроля для достижения целей организации посредством использования всей совокупности ее ресурсов. От качества менеджмента, его способности рационально приобретать и сочетать ограниченные ресурсы для достижения цели зависит эффективность функционирования и развития предприятия. Ресурсы – это потенциал предприятия, определяющий его возможности для удержания конкурентных преимуществ. Цель, собственно, и придает осмысленность действиям менеджмента.

Процесс стратегического планирования включает три основных этапа: стратегический анализ, целеполагание и стратегический выбор.

Стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором исследуются факторы внешней деловой окружающей среды и внутренних возможностей предприятия (ресурсного потенциала).

Процесс целеполагания включает:

определение миссии предприятия;

формирование целей развития – желаемого состояния исследуемой организации, которого она должна достичь через определенный промежуток времени;

выявление ресурсов, необходимых для достижения целей развития.

Стратегический выбор, в свою очередь, состоит из трех взаимосвязанных этапов:

планирование стратегических альтернатив развития для выбора потенциально лучшего варианта;

доработка стратегии до уровня, адекватного целям развития и их ресурсному обеспечению;

выбор базовых стратегий и разработка функциональных стратегий основных блоков.

Стратегическое управление – это реализация стратегического плана в реальном масштабе времени.

 

Термин «организация» используется также и как синоним упорядочения чего-либо. Организационные процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах.

Организация как объект рассматривается как некое упорядоченное целое, имеющее качественную определенность и строго фиксированные системные параметры. Другой вопрос, насколько эта степень упорядоченности обеспечивает адекватную реакцию на воздействие внешней среды. Если не обеспечивает, можно говорить об организационной патологии, а следовательно, о необходимости организационного совершенствования.

Организация как процесс – «деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве» [58, с. 4]. Этот процесс, своевременно осуществленный, позволяет сформировать такую организацию, которая способна обеспечить наиболее эффективное выполнение разработанной стратегии как заранее спланированной реакции на воздействие внешней среды.

Организация как функция управления – деятельность по установлению взаимосвязи и взаимодействия между элементами системы, степень устойчивости отношений которых должна обеспечить ее целенаправленное функционирование и развитие.

В любой организации протекают разнообразные процессы, отличающиеся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. При всем их многообразии можно выделить две группы процессов:

материально-вещественные процессы;

информационные.

В зависимости от сферы деятельности организации могут преобладать либо материально-вещественные процессы, либо информационные.

В производственной организации выделяют три сферы организационной деятельности:

организация труда;

организация материально-вещественной части производства;

организация управления.

Классики менеджмента именно этим сферам уделяли огромное внимание. Ф. У. Тейлор занимался изучением организации труда, совершенствованием трудовых процессов, что позволило увеличить производительность труда при меньших или тех же затратах труда и времени. Г. Форда, представителя той же школы научного управления, создателя первого конвейера, можно считать родоначальником организации производственно-технологических потоков. А. Файоль основное внимание уделял третьей сфере – организации управления.

В отечественной и зарубежной экономической литературе все чаще употребляется сочетание «организация и управление», что подчеркивает важность организации как процесса. В результате этой деятельности появляется организация как объект, как результат организационной деятельности. Менеджер осуществляет функции управления, среди которых организационная деятельность (организация труда, производства и управления) является чрезвычайно важной. Организационная деятельность менеджера позволяет сохранять организацию как объект без перестройки ее структуры, т. е. повышает надежность организации как системы.

Организация как стадия процесса стратегического управления это «разработка системы целей и задач организации, вытекающих из принятой стратегии, анализ соответствия организации этой системе целей и задач, ее изменение и надлежащее размещение ресурсов» [35, с. 4]. Стратегическая организацияпроцесс приспособления организации к выбранной стратегии, что обязательно предполагает совершенствование организационной структуры.

Фаза стратегической организации чаще всего рассматривается как самая трудная в стратегическом управлении. Последнее время проблема последовательного приспособления организации к изменениям во внешней среде остро дискутируется в научной литературе. По мнению ряда специалистов, стратегическое планирование есть процесс организационного обновления и трансформации [35, с. 28]. Такие трансформации идут в любой организации, но не всегда с пониманием ради чего. Даже если организация не осознает существования у нее какой-либо стратегии, она существует объективно. Сегодня производственная организация не может производить то, что не пользуется спросом, а если она знает, что нужно производить, в каком количестве и на каких рынках продавать, – это уже стратегия. Реализация управленческих решений по поводу хотя бы этих трех позиций создает вполне определенную ее инертность: местоположение организации, технико-технологическая, производственная, организационная структуры имеют определенные пространственные и временные рамки. Организованный бизнес не может изменяться мгновенно, неорганизованный не может существовать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.