Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы построения и развития организационных структур управления

 

Эффективность организационной структуры управления является показателем степени реализации принципов организации, которые и определяют реальную практику функционирования предприятия. Поэтому их обоснование является одним из ключевых вопросов организационного построения. Переход от планово-распределительной системы ведения хозяйства к рыночной для любого предприятия невозможен без фундаментального изменения принципов формирования организационной структуры, однако этих изменений не произошло. Центр внимания должен сместиться во внешнюю среду, а целевые установки менеджеров – в область обеспечения устойчивого развития на долгосрочную перспективу.

Принципы построения и развития организационных структур управления должны:

а) находиться в соответствии с общими принципами организации систем;

б) вытекать из законов организации как системы с упорядоченной внутренней структурой, представляющей особое единство с внешней средой;

в) согласовываться с общими принципами управления предприятиями в части реализации такой функции, как «организация».

В настоящее время системное изложение проявлений законов организации в их взаимодействии, форм и методов реализации их требований в научной литературе практически отсутствует. Много внимания уделено принципам управления в работах Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Ф. Гилбрейта, Р. Лайкерта и др. Из современных отечественных исследователей следует отметить специалиста в области теории организации и управления Э. А. Смирнова.

«Число принципов управления не ограничено, – отмечал А. Файоль. – Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправления, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании» [101, с. 21].

Четкой классификации принципов построения организационных структур управления пока не существует. Более того, поскольку содержательная сторона их зависит от теоретического и эмпирического уровня развития знания законов организации, следует ожидать появления новых принципов или их уточнения. Так, часто встречающиеся в литературе принцип «целенаправленности» структуры [24, с. 50; 70, с. 119], принцип «отражения целей и задач организации структурой управления» [141, с. 38] или «принцип приоритета цели» [88, с. 247] принижают значение категории «цель» как системообразующего фактора, которая нашла свое выражение в законе композиции (цель деятельности подсистемы одновременно является одной из подцелей деятельности системы). Закон отражает необходимость согласования целей организации. Организационная структура может быть таковой, если она обеспечивает организованное целое, а это происходит только в случае, если она строится по цели и стратегии ее достижения.

При обосновании принципов построения и развития организационных структур управления можно исходить из общих принципов организации систем, выражающих сущность любой организации [83]:

а) принципа совместимости как условия возникновения, сохранения и развития системы;

б) принципа актуализации функций, отражающего необходимость разнообразия свойств и их функциализацию для сохранения системы в сложных условиях существования;

в) принципа сосредоточения функций, отражающего необходимость согласования функций, сосредоточения их на выполнении основной функции системы как единого целого;

г) принципа нейтрализации дисфункций, выражающего потребность системы в гомеостазе, как устойчивой совокупности основных параметров или свойств системы;

д) принципа лабилизации, отражающего возможность структуры иметь все большее количество функций без существенного изменения самой структуры.

Эти принципы являются методологической базой общей теории организации.

Каждая организация как система функциональна. В данном случае под функциональностью понимается определенный набор взаимосвязанных устойчивых направлений деятельности организации. В известном смысле она – порождение системы большего порядка, которая и создает рамочные условия ее функционирования. Общее состояние экономики страны, основные направления ее развития, закрепленные в законодательном порядке ограничения, в рамках которых организация может осуществлять хозяйственную деятельность, – все это влияет на выбор ее целевой функции.

Каждый элемент организации также функционален. Совместимость функционально специализированных элементов – условие их взаимодействия, но для эффективного функционирования системы взаимодействие должно иметь целевую ориентацию. Организация системы идет в плоскости обеспечения максимально возможного взаимодействия функционально специализированных элементов. А поскольку организация – это развивающаяся система, ее элементы под внешним и внутренним воздействием непрерывно приобретают новые свойства, меняются связи между элементами отдельных структур и структурами различных уровней. Сохраняя свой гомеостаз, не актуализируя новые свойства в качестве функций, система в целях стабильности стремится нейтрализовать появившиеся дисфункции, но все же накапливает структурные нарушения, что приводит к возникновению структуры, состоящей из взаимосвязанных деформированных элементов. Такая структура уже не может нормально функционировать, а тем более развиваться. Для того чтобы функции не превращались в дисфункции, они должны быть актуализированы и согласованы на выполнение основной функции более общего характера, т. е. функции отдельных элементов должны быть сосредоточены на выполнении основной функции целого. Степень организованности системы зависит не только от того, насколько полно актуализированы и сосредоточены функции элементов, но и насколько подвижны, лабильны эти функции.

Поскольку система принципов формирования организационных структур еще не сложилась, на базе законов организации и общих принципов организации систем целесообразно выделить следующие три группы принципов:

1) группу основных принципов, характеризующих форму хозяйствования, на основе которых выделяются наиболее важные экономические объекты, формирующие результаты деятельности фирмы;

2) структурно-функциональные принципы формирования организационных структур управления, определяющие максимально возможную согласованность функций и всех относящихся к ним частных процедур;

3) принципы развития организационных структур управления как выражение закономерностей развития управления, определяющие его вектор.

К первой группе, условно называемой «принципы формы», относятся:

а) принцип необходимого разнообразия организационной структуры;

б) принцип адекватности формы хозяйствования всему многообразию условий функционирования;

в) принцип замкнутости общего контура системы управления;

г) принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении;

д) принцип экономичности организационной системы управления.

Принцип необходимого разнообразия организационной структуры вытекает из закона соответствия организации внешней среде и закона соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта. Все действия по формированию, упорядочению и регулированию системы должны соответствовать ее концептуальной модели, разработанной в рамках стратегического плана, который учитывает характер экономики и уровень развития экономических отношений в стране, организационно-правовой и организационно-экономический статус предприятия, а также его стратегический потенциал.

Система управления должна чутко реагировать на все изменения, происходящие в управляемой системе, а действия ее соответствующих разнообразных звеньев согласованы на достижение цели системы. Принцип служит основой для разнообразных вариантов организационного обособления (департаментизациии): по критерию «ресурс» (по функциональному признаку), по критерию «результат» (по объектному признаку) или их сочетания, а его реализация позволяет организации сохранить свою целостность и способность функционировать (сохранить гомеостаз), вырабатывая комплекс реакций на разнообразные воздействия среды. Достаточное разнообразие организационных структур не только по функциональному, но и по объектному признаку позволяет им иметь такие качественные характеристики, которые обеспечивают адекватность и скорость реакции. Так, на основе функциональной специализации формируется самая распространенная линейно-функциональная структура. При невозможности одновременно расти и адекватно реагировать на изменения внешней среды в рамках функциональной департаментизации появляется необходимость в выделении автономных производств, отвечающих за конечный результат, что обусловливает появление дивизиональных структур, которые уже сами представляют собой локальные системы некоторого системного комплекса. Департаментизация одновременно вокруг как ресурсов, так и результата приводит к появлению матричных структур, а наличие плохо структурированных целей – к созданию целевых структур.

Принцип носит общий характер и относится ко всем трем группам принципов, но его применение уже при определении формы хозяйствования имеет особое значение для реализации концепции центров ответственности (доходов, прибыли, затрат, инвестиций), влияющей на эффективность функционирования и развития организации.

Принцип адекватности организационной формы хозяйствования всей устойчивой совокупности меж- и внутриорганизационных связей и отношений хозяйственной организации, которые она использует в процессе функционирования, вытекает из закона композиции и предполагает учет политических, экономических, социальных и институциональных факторов внешней и внутренней среды предприятия во взаимоотношениях его с системой высшего порядка. Соблюдение принципа обеспечивает развитие интеграционных процессов и функционирование организации в рамках государственной законности. На его основе устанавливается ее организационно-экономический и правовой статус, степень самостоятельности. Часть управленческих функций может быть централизована в случае объединения предприятий или передана специализированным консультационным фирмам (внешнему дополнению). Из мировой практики известно, что передаются, как правило, задачи правового обеспечения, совершенствования процессов управления, обработки учетной информации, работы по маркетингу и изучению зарубежных рынков [133, с. 28].

Принцип замкнутости общего контура системы управления является необходимым продолжением принципа адекватности и реализуется формированием четких границ организации, закрепленных в ее внутрифирменных нормативных актах. Принцип законодательно обоснован ГК РФ и закреплен выбором организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, системой корпоративных актов, которые могут охватывать жизненно важные аспекты функционирования предприятия. Смещение границ между внешней средой и организационной системой может привести к изменению формы хозяйствования.

Однако в экономическом и социальном плане провести четкие границы организации как открытой системы практически невозможно. Это одна из основных методологических проблем, существующих при изучении организации. Можно предположить, что именно структура закрепляет сложившиеся границы организации. Являясь результатом упорядочения системы, структура фиксирует связи между элементами системы. Суть организационной деятельности как раз и сводится к обеспечению взаимодействия между элементами по достижению цели. Признаком границы организации как системы является наличие более жестких связей между элементами системы, чем между элементами и средой.

Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении – основной принцип организационного построения, определяющий направление развития организационной структуры управления. Сущность совершенствования организации управления как раз и заключается прежде всего в поиске оптимального соотношения централизации и децентрализации в механизме управления, который осуществляется в рамках того или иного вида структур, максимально способствующих эффективному протеканию процесса управления. Следовательно, эффективность структуры определяется не только структурой самой по себе, но и тем организационным механизмом, который осуществляется в рамках этой структуры. Это принципиально важное положение для определения эффективности организационной структуры управления. Механизм управления, как совокупность процедур, обеспечивающих развитие организации во времени в направлении поставленных целей, обладает значительно большей динамичностью, чем оргструктура. Отличаясь некоторой стабильностью за счет компенсационных деформаций, она может выдерживать в определенных пределах его изменения без структурных подвижек, пока масса накопленных дисфункций не станет критической. Жесткая централизация рано или поздно ведет к организационной патологии за счет накопления дисфункций, что приводит к задержке в принятии решений. Поэтому без децентрализации предприятие может расти до некоторого уровня, но чрезмерная децентрализация таит опасность излишней автономизации подразделений и как следствие – снижения эффективности функционирования и развития организации в целом.

Контактируя чаще с агрессивной, чем доброжелательной внешней средой, производственная организация для сохранения управляемости должна обладать такими свойствами, как устойчивость, гибкость, маневренность и способность к обновлению. Каждое из этих свойств, равно как и их совокупность, обеспечивается соответствующей управленческой стратегией, реализуемой в рамках механического или органического типа структур либо через их комбинацию. И если устойчивость как способность сохранить себя в любой, даже экстремальной ситуации и отчасти маневренность как опережающая реакция на изменения внешней среды через ее прогнозирование и моделирование, а также управление резервами предприятия обеспечиваются механическим типом структуры, то стратегия гибкости и обновления однозначно требует органических структур. Сочетаясь друг с другом, организационно-управленческие стратегии требуют и адекватного сочетания различных типов структур управления. При этом степень централизации – децентрализации будет зависеть от многочисленных факторов, влияющих на эффективность функционирования и развития предприятия. В случае жесткой централизации ограничивается самостоятельность и инициатива действий в решении производственных задач, в случае широкой децентрализации снижается эффективность решения стратегических задач.

Процесс децентрализации протекает в неразрывном единстве с процессами групповой самоорганизации и горизонтальной структуризации. Их архитектоника очень подвижна и отражает параллельные отношения власти. Децентрализация управления как раз и использует феномен самоорганизации. В результате к двум основным типам структур, механическим и органическим, добавились мягкие (самообразованные горизонтальные). Однако подмечено, что, «хотя каждый из участников системообразования является носителем самоорганизации, лишь нижним уровнем управления обеспечивается соответствующий эффект горизонтального системообразования и самоуправления» [81, с. 236]. Это очень важное положение, так как необходимый уровень самоорганизации обеспечивает оперативное (ситуационное) конкурентное преимущество. Через необходимую децентрализацию управления производственные подразделения могут решать задачи оперативной диверсификации товарного ряда на базе закономерностей жизненного цикла товара. Проблемы рыночного пресса и предпринимательства будут решаться каждым подразделением самостоятельно. Но вектор движения производственной организации определяется в рамках стратегического планирования. Именно на этом уровне обеспечивается стратегическое конкурентное преимущество и разрабатываются рамочные условия функционирования отдельных подразделений. Стратегические центры могут проводить необходимые маркетинговые исследования по заказам подразделений, на основе которых они определяются с конкретизацией товарного ряда.

Организация внутрифирменного предпринимательства, которое сегодня находится в зоне пристального внимания, требует дополнительного теоретического осмысления. Способствуя укреплению предпринимательского стиля управления, интрапренерство может рассматриваться и как эффективный механизм централизованного управления, учитывающий интересы своих отдельных подразделений, цехов.

Эффект горизонтального самообразования реализуется также в бригадной форме организации труда в производстве, суть которой в разумном сочетании коллективной и индивидуальной ответственности за качество работы и ее конечный результат.

Степень централизации – децентрализации управления задается условиями функционирования хозяйственной организации, но выбор конкретного типа структур зависит от такого субъективного фактора, как личность руководителя. Роль руководителя, степень его воздействия на все аспекты хозяйственной деятельности организации никогда и никем не отрицались. Принцип единства руководства действует во всех социальных системах, и еще А. Файоль отмечал, что главные принципы хорошего управления – это почти исключительно признаки административного порядка [101, с. 65], а поскольку организация – составная часть административной функции, то выбор структуры является задачей менеджера. Имена многих лидеров реорганизации (Л. Якокка, Дж. Уэлч, П. Гилленхаммор, А. Морита и др.) канонизированы в менеджменте. Дж. Обэр-Крие указывает на приспособление структуры управления к личностным особенностям руководящих работников [63, с. 129]. Опирающиеся на высокий профессионализм, компетентность лидеры организации способны снять многие дисфункции бюрократических организаций и стать инициаторами организационной перестройки, но они же могут их и усилить, если власть превращается в самоцель. Особенно остро эта проблема стоит в России, поскольку ярко выраженный авторитарный стиль руководства и стремление нашего директорского корпуса к технократическому решению хозяйственных задач общеизвестны. Но нельзя замыкаться только на роли лидера, поскольку это тоже вопрос меры, по поводу которой существует замечательное высказывание К. Уайта: «Опасность обладания гениями (а она действительно существует) состоит в том, что их значение для фирмы вырастает до таких размеров, которые не позволяют ей пережить их отставку» [76, с. 15].

Принципы построения механических и органических структур разработаны достаточно хорошо. Основой процесса децентрализации является степень делегирования полномочий на принятие решений, что и определяет различия в принципах построения этих типов структур.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационные структуры управления: типизация и адаптационные возможности | Принципы построения механических структур
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.