КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновения социологии как науки
Социальные и теоретические предпосылки Итак, социология как самостоятельная наука возникла в кон_ це 30_х — начале 40_х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистиче_ ского развития. Это было время крайней нестабильности обще_ ственной жизни. На данном периоде она характеризовалась социальными по_ трясениями и кризисом общественных отношений. Об этом сви_ детельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движе_ ние в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенден_ ции остро поставили вопрос о необходимости создания обоб_ щающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием со_ циальных потрясений сформировалась одна из классических па_ радигм социологии — марксизм. Основоположники этого течения считали, что такой обоб_ щающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической рево_ люции. Параллельно возникают теории реформистского пути разре_ шения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологиче_ ских теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клет_ ки, создание теории эволюции). Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методоло_ гической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно_социологических исследова_ ний разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабаты_ вали методы количественного исследования социальных процес_ сов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уров_ ня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа «Философ_ ские очерки о вероятности» построена на количественном описа_ нии динамики народонаселения. В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, про_ исходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Ка_ питализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Дан_ ная тенденция привела к возникновению такого социального яв_ ления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой со_ циальной дифференциации, росту числа бедного населения, уве_ личению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая про_ слойка общества — средний класс, который был представлен бур_ жуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «со_ циальные болезни общества», с другой — объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли вы_ ступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа од_ ного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О чело_ веке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социоло_ гии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозри_ тельного выведения эмпирически не проверенных законов исто_ рии к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических про_ цедур. Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социо_ логия должна была пройти процесс институционализации. Дан_ ный процесс включает в себя следующие стадии: 1) формирование самосознания ученых, специализирующих_ ся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования; 2) создание специализированных периодических изданий; 3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, кол_ леджей, университетов и т. д.; 4) создание специализированных учебных заведений по дан_ ным отраслям знаний; 5) создание организационной формы объединения ученых дан_ ных дисциплин: национальных и международных ассоциаций. Социология прошла все эти стадии процесса институциона_ лизации в различных странах Европы и США, начиная с 40_х гг. XIX столетия.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |