Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновения социологии как науки




Социальные и теоретические предпосылки

Итак, социология как самостоятельная наука возникла в кон_

це 30_х — начале 40_х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество

окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистиче_

ского развития. Это было время крайней нестабильности обще_

ственной жизни.

На данном периоде она характеризовалась социальными по_

трясениями и кризисом общественных отношений. Об этом сви_

детельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей

во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движе_

ние в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенден_

ции остро поставили вопрос о необходимости создания обоб_

щающей теории, способной прогнозировать, куда движется

человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое

место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием со_

циальных потрясений сформировалась одна из классических па_

радигм социологии — марксизм.

Основоположники этого течения считали, что такой обоб_

щающей теорией должна стать концепция научного социализма,

сердцевиной которой является теория социалистической рево_

люции.

Параллельно возникают теории реформистского пути разре_

шения социального конфликта и развития общества. Другим

важным теоретическим источником формирования социологиче_

ских теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клет_

ки, создание теории эволюции).

Однако помимо теоретических предпосылок, формирование

социологии обуславливалось созданием определенной методоло_

гической базы, позволяющей изучать общественные процессы.

Методология и методика конкретно_социологических исследова_

ний разрабатывались главным образом естествоиспытателями.

Уже в XVII—XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабаты_

вали методы количественного исследования социальных процес_

сов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уров_

ня смертности.

А работа известного физика и математика Лапласа «Философ_

ские очерки о вероятности» построена на количественном описа_

нии динамики народонаселения.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, про_

исходили и другие общественные процессы, которые требовали

изучение именно с помощью социологической методологии. Ка_

питализм активно развивался, что приводило к быстрому росту

численности городского населения за счет оттока сельского. Дан_

ная тенденция привела к возникновению такого социального яв_

ления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой со_

циальной дифференциации, росту числа бедного населения, уве_

личению преступности, нарастанию социальной нестабильности.

Наряду с этим огромными темпами формировалась новая про_

слойка общества — средний класс, который был представлен бур_

жуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит

укрепление института общественного мнения, возрастание числа

общественных движений, выступающих за социальные реформы.

Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «со_

циальные болезни общества», с другой — объективно созрели те

силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли вы_

ступать в качестве заказчиков социологических исследований,

способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Большое значение для разработки методологии и методики

эмпирического социологического исследования имела работа од_

ного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О чело_

веке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни»

(1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой

работы можно начинать отсчет времени существования социоло_

гии или, как выразился А. Кетле, «социальной физики».

Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозри_

тельного выведения эмпирически не проверенных законов исто_

рии к эмпирическому выведению статистически рассчитанных

закономерностей с применением сложных математических про_

цедур.

Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социо_

логия должна была пройти процесс институционализации. Дан_

ный процесс включает в себя следующие стадии:

1) формирование самосознания ученых, специализирующих_

ся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют

свой специфический объект и свои специфические методы

исследования;

2) создание специализированных периодических изданий;

3) введение данных научных дисциплин в учебные планы

различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, кол_

леджей, университетов и т. д.;

4) создание специализированных учебных заведений по дан_

ным отраслям знаний;

5) создание организационной формы объединения ученых дан_

ных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.

Социология прошла все эти стадии процесса институциона_

лизации в различных странах Европы и США, начиная с 40_х гг.

XIX столетия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.