Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология марксизма




Классическая социология начала XX в.

В начале XX в. в общественной жизни происходили значи_

тельные изменения, что не могло не отразиться на развитии со_

циологического знания.

Капитализм вступил в свою развитую стадию, которая харак_

теризовалась революциями, мировыми войнами, волнениями

в обществе. Все это требовало разработок новых концепций об_

щественного развития.

Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим

влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм

(1858—1917 гг.). Французский социолог во многом опирался на

позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо

дальше и выдвинул принципы новой методологии:

1) натурализм — установление законов общества аналогично

установлению законов природы;

2) социологизм — социальная реальность не зависит от инди_

видов, она автономна.

Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать

объективную социальную реальность, в частности, что социоло_

гия должна изучать социальные факты. Социальный факт — это

элемент общественной жизни, который не зависит от индивида

и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (спо_

соб мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная си_

стема).Таким образом, можно выделить три принципа социаль_

ных фактов:

1) Социальные факты представляют собой основополагаю_

щие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;

2) изучение социальных фактов должно быть независимым от

«всех врожденных идей», т. е. субъективной предрасположен_

ности индивидов;

3) источник социальных фактов находится в самом обществе,

а не в мышлении и поведении индивидов.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал

широко применять метод сравнения.

Он также предложил использовать функциональный анализ,

который позволял устанавливать соответствие между социаль_

ным явлением, социальным институтом и определенной потреб_

ностью общества как целого. Здесь находит свое выражение дру_

гой термин, выдвинутый французским социологом — социальная

функция.

Социальная функция — это установление связи между инсти_

тутом и определенной им потребностью общества как целого.

Функция представляет собой вклад социального института в ста_

бильное функционирование общества.

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объеди_

няющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии

и солидарности как основополагающих принципах обществен_

ного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником

выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет

два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет

второй:

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаи_

ческим обществам, в которых действия и поступки людей од_

нородны;

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделе_

нии труда, профессиональной специализации, экономиче_

ской взаимосвязи индивидов.

Важным условием солидарной деятельности людей является

соответствие выполняемых ими профессиональных функций их

способностям и наклонностям.

В одно время с Дюркгеймом жил и другой видный теоретик

социологической мысли — М. Вебер (1864—1920 гг.). Однако его

взгляды на общество значительно отличались от французского

мыслителя.

Если последний безраздельно отдавал приоритет обществу, то

Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями,

интересами и сознанием, термин «коллективное сознание» —

скорее метафора, нежели точное понятие. Общество состоит из

совокупности действующих индивидов, каждый из которых стре_

мится к достижению своих собственных, а не общественных це_

лей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее и для этого

требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей

люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера явля_

ется идеальный тип. Идеальный тип — это мыслительная логиче_

ская конструкция, создаваемая исследователем.

Они служат основой понимания человеческих действий и ис_

торических событий. Общество как раз и является таким идеаль_

ным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином

обозначить огромную совокупность социальных институтов

и связей. Другим методом исследования для Вебера является по_

иск мотивов человеческого поведения.

Именно он впервые ввел этот метод в разряд социологических

и четко разработал механизм его применения. Так, чтобы понять

мотивацию человеческого действия, исследователю необходимо

поставить себя на место этого человека. Знание всей цепочки со_

бытий и того, как поступает большинство людей в определенных

случаях, позволяет исследователю определить, какие именно мо_

тивы руководили человеком при совершении им конкретного со_

циального действия.

Только в совокупности с ним социальная статистика может

стать ядром методологической базы социологии. Именно метод

исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу

теории социального действия.

В рамках этой теории Вебер выделил четыре его типа: целера_

циональное, ценностно_рациональное, традиционное, аффек_

тивное.

Важным элементом социального учения Вебера является так_

же теория о ценностях. Ценности — это какое_либо утверждение,

которое связано с нравственной, политической или какой_либо

другой оценкой.

Процессом формирования ценностей Вебер называет отнесе_

ние к ценностям.

Отнесение к ценностям — это процедура и отбора, и организа_

ции эмпирического материала.

Значительное внимание Вебер уделял также исследованию во_

просов социологии власти. По его мнению, организованное по_

ведение людей, создание и функционирование любых социаль_

ных институтов невозможно без эффективного социального

контроля и управления. Идеальным механизмом реализации от_

ношений власти он считал бюрократию — специально созданный

аппарат управления.

Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мне_

нию мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:

1) разделение труда и специализация;

2) четко определенная иерархия власти;

3) высокая формализация;

4) внеличностный характер;

5) планирование карьеры;

6) разделение организационной и личной жизни членов орга_

низации;

7) дисциплина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.