Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.8. Сознание

Сознание является одним из фундаментальных понятий философии. Мыслители издавна ставили и решали принципиальные вопросы о сущности и природе сознания. Но, несмотря на определенные успехи в его исследовании, мы до сих пор относимся к феномену сознания как к самой загадочной тайне человеческого бытия.

Впервые в древнегреческой философии грань между присущими человеку процессами сознания и материальными явлениями наметилась софистами, затем Сократом и Платоном. В эпоху средневековья сознание рассматривалось как атрибут божественного начала. На разработку проблемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Р. Декарт, который, выдвигая на первый план момент самосознания, рассматривал сознание как созерцание субъектом внутреннего содержания собственного мира, как непосредственную субстанцию, открытую лишь для созерцающего ее субъекта и противостоящую пространственному миру. Французские материалисты XVIII в. (Ж. Ламетри и др.), опираясь на достижение физиологии и медицины того времени, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, отличной от других функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе. В немецкой классической философии сознание рассматривается как проявление априорных понятий (Кант), активность и историзм мирового духа (Гегель), продукт природы (Фейербах). Марксистская философия в понимании сознания основывалась на двух принципах: признание сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. В современной философской и научной литературе существует множество подходов к пониманию природы и сущности сознания. Плюрализм взглядов не исключает действия интегральных тенденций, которые прослеживаются в основных, наиболее перспективных программах по изучению сознания.

Сознание – понятие, обозначающее высший уровень психической активности человека, специфический способ его взаимоотношения с реальностью. Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, передавать его другим поколениям. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности.

Сознание структурно организованно. Оно представляет собой целостную систему различных элементов: знание, познание, чувства, настроения, переживания, эмоции, убеждения, память, интуицию, самосознание. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются среди прочих такие моменты, как осознание окружающего и внутреннего мира, а также переживание, т. е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное и другие формы и уровни (чувственный и эмпирический) освоения мира. Совокупность идеальных процессов – мыслительных (понятие, суждение, умозаключение) и чувственных (ощущение, восприятие, представление) образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: сознание включает в себя и акты внимания, воли, памяти, и процессы воображения, интуицию, воспоминания. Именно благодаря постановке цели, волевым усилиям к ее достижению (основные качества воли: мотивированность, целесообразность, избирательность, произвольность, разрешимость), сосредоточенности и ценностной заинтересованности определенный круг объектов находится в центре внимания, осознается субъектом. Сознание как сложный информационно-регулятивный процесс осознания включает в себя также память – способность мозга запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт своей жизнедеятельности и события внешнего мира. Воспроизведение прошлого опыта в настоящем и прогнозирование будущего отличает роль памяти в работе сознания как целого.

Сознание тесно связано с бессознательным. Бессознательное, так же как и сознание, является способом психического отношения человека к миру, к другим людям и самому себе. Однако, в отличие от сознания, оно связано с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики и не обладает логическими фор-мами мышления. Заслуга австрийского врача и психолога З. Фрейда (1856–1939) состоит в том, что он впервые обратил внимание на наличие такого мощного пласта психики, каким является бессознательное.

Язык – тоже неотьемлемая часть сознания. Язык выполняет важные для осуществления жизнедеятельности человека функции. Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения (коммуникативная функция языка). С помощью языка осуществляется познание мира и самопознание (познавательная функция). Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации (информативная функция). Содержание сознания выражается через язык (речь), т. е. объективируется с помощью языка, служащего материальным оформлением идеального содержания сознания. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать.

В самосознании предполагается выделение и осознание человеком самого себя, своего Я. Самосознание – это осознание, оценка человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе и природе. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3.7. Смысл человеческого бытия | Тема 3.9. Познание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.