Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.9. Познание

Познавательная деятельность – это присущая только человеку высшая форма духовного отношения к действительности, ориентированная на получение достоверных знаний.

Раздел в философии, изучающий проблемы познания, называется гносеологией. В англоязычных странах используют понятие эпистемология (от греч. episteme – знание).

Познание рассматривается как общественно-исторический процесс деятельности человека, конечным результатом которой является всегда новое знание о мире. Познание человеком мира происходит в различных видах и определенных формах.

Первый вид познавательной деятельности – это обыденное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и здравого смысла.

Второй вид познавательной деятельности – научное познание, которое отличается от обыденного, прежде всего, своим предметом. Научное познание имеет два уровня: эмпирический, связанный с получением знания, главным образом из опыта (наблюдений, экспериментов), и теоретический, характеризующийся более высокой степенью обобщения, абстрактностью и глубиной проникновения в сущность объекта.

Третий вид познания – философское, которое отличается от научного двумя важными характеристиками. Во-первых, предметом философского знания является всеобщее; и, во-вторых, философское знание является мировоззрением и потому всегда, в отличие от научного, содержит в себе оценки познаваемого.

Четвертый вид – художественное познание. Специфика его состоит в том, что оно в своей основе является образным и наглядным. Своими специфическими средствами оно воздействует на человека, способствует развитию его эстетических и нравственных ценностей.

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Объектом познания является то, на что направлена познавательная деятельность человека. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом. Таким образом, процесс познания является результатом взаимодействия субъекта и объекта, и поэтому в нашем знании всегда содержатся два момента, две его составляющие: субъективная форма и объективное содержание.

Существует чувственное и рациональное познание. Известны три формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. Ощущение возникает в результате внешнего воздействия на органы чувств. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах т. д. Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений. Более высокой формой чувственного познания является представление – образ предмета, возникающий в памяти на основе прошлых ощущений и восприятий. С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного познания недостаточно. Эту задачу выполняет рациональное познание, которое существует также в трех формах: понятие, суждение и умозаключение. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Определенная связь понятий представляет суждение. Умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся законов логики. В реальном процессе познания чувственное и рациональное всегда образуют единство, хотя их соотношение и относительная роль изменяются на разных уровнях и в различных формах познавательной деятельности.

Результатом процесса познания выступают знания. Знание, адекватное действительности, называют истиной. Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приблизительное, неточное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует как тот предел, к которому стремится наше знание.

В рамках проблемы понимания истины существует необходимость разграничения таких понятий, как истина, ложь и заблуждение. Ложь – это намеренное искажение действительности, осознанная попытка выдать неверное знание за верное и наоборот. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. В поисках истины, которая глубоко скрыта в сущности явлений, никогда нельзя исключать возможность ошибки, возможность заблуждения.

В теории истины большое значение имеет вопрос о критериях. Основным критерием истинности является практика. Но ее понимание в различных философских направлениях различно. Для материализма практика – это целесообразная чувственно-предметная деятельность общества, направленная на преобразование объективной действительности. Практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества. В широком смысле под практикой подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека: это и семейно-бытовая, педагогическая, художественная, административная и т. д. Но основные виды практики существуют в трех формах: производственной, социально-политической и научно-экспе-риментальной.

Практика играет определяющую роль в процессе познания, составляет его основу, пронизывает все его формы. Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И, наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать истинность своих знаний. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность оказывается успешной, то эти знания истинны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3.8. Сознание | Тема 3.10. Научное познание. Методы и формы научного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.