Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособности детей




Взаимосвязь физического развития и умственной

 

Доказано, что занятия физическим упражнениями непосредственно влияют на умственное развитие детей, являются эффективным средством профилактики умственного утомления, способствуют устойчивому повышению успеваемости в школе, физической и умственной работоспособности.

Ещё И.М. Сеченов указывал на то, что мышечные движения имеют огромное значение для развития деятельности мозга. В этом процессе двигательному анализатору принадлежит особая роль. При сокращении мышц в кору больших полушарий поступает поток нервных импульсов, повышается её тонус. Двигательный анализатор является связующим звеном в межанализаторных отношениях, обеспечивая целостную интегральную деятельность мозга. Анатомическое расположение двигательного анализатора поблизости с речевой моторной зоной сказывается на развитии речи и мышления детей. На всех этапах развития речевой функции двигательная активность ребёнка играет исключительную роль. Так, импульсы от пальцев рук вызывают активацию ассоциативных зон коры головного мозга, и это сказывается на развитии речевой функции.

Для нормальной умственной работоспособности необходимо оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, что приводит к снижению возбудительного процесса и торможению в коре больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Учебная нагрузка в условиях сниженной двигательной активности нередко приводит к умственному перенапряжению. У младших школьников уже со 2-го урока начинается снижение работоспособности головного мозга, которая резко падает к 4-му уроку.

В среднем и старшем школьном возрасте работоспособность к 4-му уроку также падает. На протяжении учебной недели уже с четверга начинает накапливаться утомление. В течение учебного года внимание и память начинают снижаться в январе-марте и к маю-июню находятся на низком уровне. Наиболее значительное снижение работоспособности наблюдается в 3-ей четверти.

Двигательная активность стимулирует деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, снижает тонус мозговых сосудов, улучшает мозговое кровообращение, способствует снабжению нервных клеток кислородом, выводит их них продукты распада.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживаются в течение длительных промежутков времени и оптимизируются в тех случаях, когда сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках, а также многих других физических упражнений, выполняемых с умеренной интенсивностью.

Но влияние физических упражнений на умственную работоспособность неоднозначно. На начальных стадиях снижения работоспособности эффективны физкультпаузы. Эффективными формами профилактики переутомления в течение учебного дня являются подвижные перемены и ежедневный спортивный час в группе продлённого дня.

На стимулирование умственной работоспособности наиболее благоприятное влияние оказывают упражнения средней интенсивности (при пульсе 140-150 уд/мин). Для тренировки мозговых сосудов и стимуляции работы мозга очень полезны упражнения головой вниз, упражнения для глаз, самомассаж затылка, интенсивное дыхание через нос, упражнения с задержкой дыхания. Большие физические нагрузки угнетают умственную работоспособность и требуют длительного (3-4 часа) восстановления сил.

Незаменимым средством умственного воспитания детей младшего и среднего школьного возраста являются подвижные игры. В процессе игры активизируется мышление, воображение, пополняется словарный запас. На умственное развитие современных школьников прямое воздействие оказывает изучение основ теоретических знаний по биомеханике и физиологии двигательной деятельности, методике тренировки, гигиене физических упражнений, предусмотренных комплексной программой физического воспитания учащихся.

В повышении общей умственной работоспособности, сопротивляемости организма утомлению на протяжении недели, четверти, года наибольшее содействие оказывают регулярные занятия в спортивных секциях и кружках. Качественные и количественные показатели умственной работоспособности у занимающихся спортом выше, чем у тех, кто посещает только уроки физической культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.