КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация туристско-краеведческой работы в школе
III. По характеру организации II. По территориальному признаку (масштабу района). I. По направленности и характеру деятельности. 1. Прогулки - простейшая кратковременная, доступная для широких масс форма туризма (передвижение пешком, на лыжах, на велосипедах, лодках) с целью оздоровления, закаливания организма. 2. Экскурсии - коллективные посещения какого-либо объекта с научной либо учебной целью, для общего и культурного развития. 3. Экспедиция - организованное многодневное путешествие поискового характера с целью изучения каких-либо объектов (географических, геологических, краеведческих, исторических и др.). 4. Поход - путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах. В зависимости от целей походы могут быть: 1) познавательные — направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства. Такие походы расширяют кругозор, воспитывают чувство любви к своему краю, гордости за него, чувство патриотизма; 2) оздоровительные - способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха; 3) спортивные - улучшают физическую подготовленность, закаляют волю, способствуют физическому совершенствованию; 4) агитационно-массовые - проводятся в честь каких-либо крупных общественно-политических или спортивных событий и служат цели привлечения широких масс к туризму и обмена опытом туристской работы. 1. Местный туризм - это путешествия, проводимые в пределах своего района, области, края. 2. Дальний туризм - путешествия в районах, отдаленных от места жительства. 1. Плановый туризм — однодневные и многодневные путешествия, которые организовываются через туристско-экскурсионные бюро, спортивные клубы, коллективы физической культуры. Такие путешествия проводятся по оплачиваемым путевкам с полным обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортом. 2. Самодеятельный туризм - путешествия, которые организуются силами и средствами самих участников. По возрастающей сложности самодеятельные путешествия подразделяются на походы выходного дня и многодневные путешествия 1,2,3,4 и 5-й категории сложности. Сложность походов определяется протяженностью, продолжительностью, количеством и характером препятствий, а также иными факторами, характерными для данного вида туризма.
Среди форм организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися выделяют следующие: 1) уроки с использованием учебного и краеведческого материала по предметам; 2) факультативные занятия и предметные кружки; 3) программные и внепрограммные экскурсии; 4) туристские прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции; 5) туристско-краеведческие кружки, секции, клубы; 6) туристско-краеведческие вечера, викторины, конкурсы, соревнования, слеты, конференции, выставки; 7) школьные музеи. Работу по туризму в школе возглавляет туристский совет. Он избирается на общем собрании туристов. Руководит советом учитель, ответственный за туристскую работу. В состав совета могут избираться учителя, ведущие краеведческие группы, туристские организаторы, активисты-школьники. Работа туристского совета ведется по плану, согласованному с директором школы и педагогическим советом. Связь туристского совета с педагогическим необходима потому, что туристская работа имеет воспитательную и краеведческую направленность. Туристский совет руководит работой в классах через классных руководителей и туристских организаторов. Совет организует работу туристских, краеведческих кружков. В его ведении находится школьный краеведческий музей, туристский уголок. Совет осуществляет связь с родительским комитетом, ДТЭС, помогает группам в выборе маршрутов и утверждает их, принимает участие в подготовке слетов и соревнований, однодневных и многодневных походов, занимается подготовкой туристского актива - туристских организаторов, младших инструкторов, занимается подготовкой и организацией школьного туристского лагеря. Проведение туристско-краеведческой и экскурсионной работы является обязательной для всех общеобразовательных школ, а для того, чтобы эта работа была более эффективной и успешной, необходимо объединение усилий всего педагогического коллектива школы. Директор школы обеспечивает условия, необходимые для проведения туристско-краеведческой работы в школе, организовывает весь педагогический коллектив школы, учащихся для участия в этой работе. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за осуществление краеведческого принципа преподавания предметов школьной программы. Он контролирует работу факультативов и предметных кружков, проведение программных экскурсий, выполнение учебных практических работ во время экскурсий, прогулок и походов; контролирует наличие краеведческих материалов в учебных кабинетах, школьном музее и их использование в учебном процессе. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы несет ответственность за проведение туристско-экскурсионной работы во внеурочное время; контролирует работу туристско-краеведческих кружков, секций, клубов; организует занятия с учителями и др. работниками для подготовки их к руководству походами, путешествиями и экскурсиями; организует пропаганду туризма и краеведения среди учащихся, учителей и родителей. Учитель – туристский организатор школы разрабатывает план туристско-краеведческой и экскурсионной работы, маршруты походов выходного дня и многодневных походов, маршруты экспедиционных отрядов, а также ведет работу по подготовке и проведению походов. При необходимости он проводит занятия с руководителями при подготовке походов, а также представляет маршрутные листы, маршрутные и заявочные книжки на походы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) соответствующего органа образования, проводит инструктаж по правилам безопасности в туристских походах и экспедициях. Совместно с туристским активом обеспечивает подготовку и проведение туристских слетов и соревнований. Учитель - турорганизатор отвечает за делопроизводство туристско-краеведческой работы (регистрация маршрутных листов, книжек, экскурсионных путевок; учет работы по сдаче норм на значки «Юный турист» и «Турист», а также спортивных разрядов по туризму и спортивному ориентированию); проводит учебно-тренировочные сборы, тренировочные сборы, семинары по подготовке общественных туристских кадров (младших инструкторов). Классный руководитель при составлении плана воспитательной работы планирует проведение походов и экскурсий, ведет подготовку учащихся к их проведению и проводит их, привлекая учителей-предметников, школьного медицинского работника, родительский актив и др. Учитель физической культуры организует физическую подготовку юных туристов, туристские соревнования; проводит туристские походы, путешествия, экскурсии. Учитель осуществляет краеведческий принцип преподавания предмета, участвует в проведении походов, путешествий, экскурсий. Воспитатель группы продленного дня ведет работу по подготовке и проведению прогулок, походов и экскурсий в течении учебного года и каникул; оказывает помощь учащимся в оформлении итогов прогулок, походов и экскурсий. Медицинский работник проводит медицинское обследование учащихся, уходящих в поход, обслуживает туристские соревнования, инструктирует ответственных за санитарно-гигиеническую работу в туристский группах, обучая их оказанию доврачебной помощи, комплектует походную аптечку. Школьный библиотекарь комплектует библиотечку туристской, краеведческой литературы, описаний маршрутов, туристских карт, методических материалов; организует выставки туристско-краеведческой литературы. Начальник школьного лагеря труда и отдыха организует с учащимися экскурсии и походы на передовые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, к памятникам истории, культуры и природы родного края; краеведческую работу по изучению истории поселка, села, предприятия и т.п., где работает трудовое объединение; сбор материалов для учебных кабинетов, школьного музея; общелагерные соревнования по туризму.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |