КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование туристско-краеведческой работы в школе
Туристско-краеведческая работа является частью учебно-воспитательной работы в школе. Она планируется ответственными за этот раздел учителем, обсуждается на туристском, а затем на педагогическом совете школы и утверждается директором. В плане предусматриваются основные школьные и внешкольные мероприятия по туризму по четвертям. Формы организации туристской работы со школьниками имеют свои особенности. Работа в секциях и краеведческих кружках непосредственно связана с содержанием целого ряда учебных дисциплин. В отдельных темах по географии, биологии, истории используются краеведческие материалы, новые сведения, полученные в кружках и туристских секциях. Эта взаимосвязь способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, воспитанию учащихся, а туристско-краеведческая работа может стать делом всего педагогического коллектива. Туристскую и краеведческую работу ведут в основном учителя физкультуры, географии, биологии, истории. Однако учителя физкультуры не знают или недостаточно знают вопросы краеведения, охраны природы, в то время как специалисты-предметники не подготовлены по вопросам физического воспитания и организованным вопросам туризма. Вот почему перед учителями физкультуры стоит важная задача овладения методами внеклассной работы, повышения уровня знаний по краеведению, охране природы, туризму. Примерные мероприятия для плана туристско-краеведческой работы в школе на учебный год I четверть 1. Утверждение преподавателя, ответственного за туристскую работу в школе (приказ директора школы). 2. Составление плана туристско-краеведческой работы на год. Обсуждение плана на туристском и педагогическом совете. 3. Создание туристских секций и краеведческих кружков. Организация их работы. 4. Участие в районном (городском) семинаре учителей-турорганизаторов. 5. Участие учителей географии, биологии, истории в районном (городском) семинаре по туризму и краеведению. 6. Составление сметы на год и обсуждение ее на туристском и педагогическом совете. 7. Инвентаризация снаряжения. 8. Проведение осеннего школьного слета юных туристов. 9. Участие в районном (городском) слете. 10. Участие в районных (городских) соревнованиях по спортивному ориентированию. 11. Подготовка и проведение школьного туристского вечера. 12.Разработка тематики краеведческой работы по классам. 13.Организация и проведение вечера туристской песни. 14.Проведение походов выходного дня в 1-11 классах на тему «Золотая осень». 15.Проведение походов выходного дня с ночевками в 5-11 классах. 16.Проведение конференций юных туристов. Избрание совета. 17. С оставление смет зимних многодневных походов с учащимися 7-11 классов. II четверть 1. Разработка и утверждение маршрутов зимних походов. 2. Разработка краеведческих заданий летних многодневных походов и экскурсий. 3. Составление смет многодневных походов с учащимися 5-11 классов в весенне-летний период. 4. Оформление стенда с планами походов и экспедиций. 5. Проведение соревнований по спортивному ориентированию. 6. Приобретение и ремонт туристского снаряжения. 7. Организация и проведение встреч с бывалыми туристами, героями труда и ветеранами Великой Отечественной войны. III четверть 1. Проведение зимних однодневных походов. 2. Обсуждение туристско-краеведческой работы за 1-е полугодие на туристском и педагогическом советах. 3. Проведение соревнований по туристской технике и спортивному ориентированию. 4. Проведение игр на местности. 5. Проведение семинаров по подготовке младших инструкторов. 6. Подготовка к школьному слету туристов. 7. Подготовка к районному (городскому) слету туристов. 8. Участие в районных (городских) семинарах руководителей туристских походов. 9. Составление планов летних тур. мероприятий. 10.Проведение многодневных походов с учащимися 5-11 классов. 11.Подведение итогов зимних многодневных походов с учащимися 5-11 классов. Оформление стенда. IV четверть. 1. Организация и проведение однодневных походов. 2. Учебно-тренировочные занятия команд. 3. Подготовка и проведение школьного слета. 4. Подготовка команд и участие в районных (городских) слетах и соревнованиях. 5. Подготовка заданий по краеведческой работе в летних походах и экспедициях. 6. Организация и проведение подготовительных работ в школьном туристском лагере. Летние каникулы. 1. Проведение многодневных походов и путешествий. 2. Открытие и работа школьного туристского лагеря. 3. Обработка экспонатов для школьного музея. 4. Организация сбора (семинара) для учащихся 10-11 классов по подготовке инструкторских общественных кадров. 5. Подготовка отчетов тур. секции и краеведческих кружков. Изготовление стендов и другой наглядности. 6. Участие в работе районных (городских) секций по туризму и краеведению на августовских совещаниях. Организация и содержание работы секции по туризму в школе
Основной формой организации учебной работы по туризму в школе являются классные кружки и общешкольные туристские секции. Их задача - организация круглогодичных занятий, экскурсий, слетов и туристических соревнований, однодневных и многодневных походов, экспедиций, составление отчетов о туристских мероприятиях, отчетных вечеров, участие в создании и пополнении школьных музеев. При создании кружка в одном классе для лучшего управления он должен делиться на туристские группы, по 12-15 учеников в каждой. Общешкольные секции формируются по возрастным группам из учащихся 5-6, 7-8, 9-11 классов. Начинать работу легче с технически простых видов туризма (пеший, лыжный), а краеведческую - с познания родного края. Поддерживать интерес и эмоциональное отношение учащихся к романтике походов в период летних каникул, отдаленных по времени, трудно, поэтому задачи должны быть близкие и дальние, а работа систематической и круглогодичной. Для поддержания интереса пред туристами должны ставиться все новые и новые задачи. В годовом календаре целесообразно планировать и проводить не более двух туристических мероприятий в месяц в виде экскурсий, соревнований, организации выставок и вечеров, игр на местности и не более одного похода или туристско-краеведческой экспедиции в четверть. Их продолжительность определяется каникулами. Важными принципами в организации туристской деятельности с учащимися являются цикличность и непрерывность. Там, где основу туристского мероприятия составляет кратковременный тематический поход или поход выходного дня, игры на местности, соревнования и т.д., цикл назван малым. Период подготовки к многодневному походу, экспедиции назван большим циклом. Малые и большие циклы, соединенные в определенной последовательности, создают непрерывную круглогодичную систему. Каждый большой и малый цикл имеет три периода: подготовка туристского мероприятия, его проведение и подведение итогов. Первый период включает следующие виды работ: сбор материалов о районе путешествия, краеведческую подготовку; физическую подготовку и предпоходную тренировку; хозяйственную работу, подготовку личного и группового снаряжения. Второй период - это прохождение маршрута, сбор краеведческих материалов, различные виды общественно-полезной деятельности. Заключают цикл подведение итогов и отчет, обработка дневников и краеведческих материалов, подготовка и проведение отчетного вечера. Для поддержания устойчивого интереса к туристской деятельности, для обеспечения тщательной подготовки к основному походу большое значение имеют самоуправление группы, четкое распределение обязанностей. Основные обязанности в группе следующие: командир группы, культорг, физорг, главный краевед, казначей, заведующий питанием, заведующий снаряжением, фотограф, редактор дневника, санинструктор, корреспондент и др. В учебных и воспитательных целях, а также по желанию учащихся обязанности в группе могут быть перераспределены, но не чаще одного раза в год. Руководит группой на протяжении обучения в секции один учитель. Для проведения занятий по отдельным темам могут приглашаться учителя географии, биологии, истории, а также альпинисты и краеведы из числа шефов, родителей. Занятия кружков, секций рекомендуется проводить 1 раз в неделю, а выходные дни в соответствии с планом использовать для экскурсий, однодневных походов, соревнований, массовых туристско-краеведческих мероприятий. Содержание занятий определяется программой для различных возрастных групп. Типовые программы утверждены Главным управлением школ Министерства общего и профессионального образования РФ. Типовой программой предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учетом специфики школы. Содержание программы кружков и секций юных туристов с возрастом усложняется. Программа для учащихся 5-6 классов рассчитана на 144 ч. На этом этапе учащиеся знакомятся с туристскими возможностями края, с правилами организации самодеятельных походов, изучают физико-географическую и экономическую характеристику района, исторические и культурные памятники. Знакомятся с личным и групповым снаряжением туриста, проходят элементарную топографию, практикуются в ориентировании на местности, измерении расстояний, проводят простейшие наблюдения за погодой, растительностью, малыми водоемами, получают сведения по охране природы, санитарии, гигиене, доврачебной помощи. В программе для учащихся 7-8 классов также предусмотрено 144 ч. За этот период школьники получают комплекс знаний и практических навыков, необходимых для участия в походах выходного дня и многодневных пеших походов не выше I категории сложности, знаний правил соревнований по туристской технике и спортивному ориентированию. Направление краеведения определяется руководителем, исходя из конкретных условий школы. Учащиеся шире знакомятся с родным краем, глубже изучают топографию -карты и их характеристики, способы ориентирования. Практикуются в выборе мест соревнований по ориентированию, в разработке маршрутов походов по карте. Учатся правильно подбирать снаряжение, рациональное питание, готовить документы похода. Тренируются в технике передвижения, преодоления склонов, оврагов, лесных участков, заболоченных мест, водных преград. В старших классах (9-11) на основе предыдущего опыта участия в походах развиваются спортивные интересы, стремление пройти по сложным маршрутам пешего, горного, лыжного, велосипедного, водного туризма. Определяются четкие направления в краеведческой работе. Виды туризма школой выбираются в зависимости от местных условий: близость гор - для горного туризма, наличие водоемов и лодок - для водного, климатических условий - для лыжного, возможность приобретения велосипедов - для велосипедного: и наличия руководителя для организации и проведения по тому или другому виду туризма. Типовые программы по перечисленным видам туризма для учащихся старших классов также рассчитаны на 144 ч. Тематика учебного материала составлена с учетом специфики вида туризма. Так, например, темы «Массовый туризм», «Туристские возможности края» рассматриваются применительно к избранному виду туризма, также рассматривается тема «Особенности организации и проведения походов по горному, лыжному, велосипедному или водному туризму» и т.д. Техника передвижения и преодоления препятствий тоже изучается в зависимости от вида туризма, и для освоения и закрепления темы требуется различное количество времени. На основе программы руководитель туристской секции разрабатывает тематический план работы секции на учебный год, а затем составляет план учебно-тренировочных занятий (см. приложение 3).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |