Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о педагогическом общении




Инцидент -

Конфликтогены ччч-

Конфликт -

Конфликтная ситуация -

План

Тема 9. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление.

1. Понятие о педагогическом общении. (наизусть)

2. Этапы процесса общения.

3. Стили педагогического общения.

4. Сущность понятия «конфликты».

5. Особенности педагогических конфликтов.

6. Пути и средства преодоления конфликтов.

 

Глоссарий:

1. Педагогическое общение – это профессиональное взаимодействие учителя с участниками педагогического процесса на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

2. Коммуникативность – личностное качество, способность к общению.

3. Коммуникативное поведение учителя – процесс общения педагога с участниками педагогического процесса посредством речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с учащимися.

 

 

Общение – это основная форма человеческого бытия.

Являясь формой общественного бытия, общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, сопровождая ее. Но в ряде профессий оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию профессионально значимую, лежащую в природе профессии. К числу таких профессий относится и профессия учителя. В этом случае общение выступает не как обыденная форма человеческого взаимодействия, а как категория функциональная.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

В процессе взаимодействия учителя и учащихся общение является инструментом воздействия. Неправильно организованное, оно рождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи, снижает желание и умение думать самостоятельно. В конечном итоге появляется негативное отношение к учителю, а затем их школе в целом. Правильно организованное общение снимает подобные негативы, поэтому очень важно правильно организовать педагогическое общение.

Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А.А. Леонтьев отмечает, что «оптимальное педагогическое общение – это такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя».

Таким образом, в педагогической работе общение выступает как средство решения учебных задач, как система социально-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса, которой присущ ряд функций

Функции педагогического общения:

1. Познание личности (Это изучение учителем индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося в процессе взаимодействия; выявление интересов и способностей школьников, их уровней воспитуемости и обучаемости, ближайшего окружения, условий воспитания в семье. Данные сведения помогут учителю составить верную характеристику каждого школьника, на основе которой можно осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании).

2. Обмен информацией. Обеспечивает процесс обмена учебным материалом и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учения и выполнения разнообразной воспитательной деятельности школьниками).

Если не будет обмена информации то и нет общения.

3. Организация деятельности. Общение учителя с коллективом учащихся в учебно-воспитательном процессе является инструментом его организации, способствует умелому сочетанию дифференцированного и индивидуального подходов в процессе взаимодействия, смена видов деятельности на различных этапах урока.

4. Обмен ролями. Смена социальных ролей способствует многосторонним проявлениям личности. Личностно-ролевая форма обмена в учебно-воспитательном процессе может реализовываться в виде подключения учащихся к ведению отдельных элементов урока, что позволяет ученику почувствовать себя и в роли организатора, и в роли исполнителя учебно-познавательной деятельности, следовательно, и общения. Однако функцию обмена ролями нельзя сводить к обыкновенной замене учителя учеником в какой-то момент урока Учитель остается во время общения с учащимися учителем, человеком с большим жизненным опытом, профессионально подготовленным, поэтому именно он создает в процессе педагогического взаимодействия такие педагогические ситуации, в которых ученик будет выступать в роли исполнителя, и в роли организатора.

5. Сопереживание (понимание чувств другого человека, умение стать на точку зрения другого человека).

6. Самоутверждение. Функция характерна как для учащихся, так и для учителя. Самоутверждение учителя проявляется в обретении им профессиональной состоятельности, авторитета в среде учащихся и коллег. Помогая ученикам самоутвердиться, учитель должен способствовать осознанию каждым учеником своей значимости, уровня своих притязаний, формированию адекватной самооценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.