Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческая модель

Теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе соци­ализации.

Социализацией агрессии можно назвать процесс науче­ния контролю собственных агрессивных устремлений или выраже­ние их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивили­зации. Совершенно ясно, что "природный" агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.

Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалиро­ванные требования, вандализм и другие тактические приемы.

Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные им­пульсы в физическом насилии.

Исследованиями М. Мид установлено, что социализация агрес­сии зависит от трех основных условий:

Ø раннего опыта воспитания ребенка в конкретной культурной

среде,

Ø семейных традиций;

Ø эмо­ционального фона отношений родителей к ребенку.

Изучая прими­тивные сообщества, оставшиеся на более ранних этапах цивилиза­ции, она наблюдала очень интересные факты. *Например, в тех со­обществах, где ребенок имел негативный опыт (раннее отлучение ребенка от груди матери, редкое общение с матерью, одиночество ребенка в течение длительного времени, частое использование на­казаний при отсутствии поощрений, отсутствие осуждения взрос­лыми враждебности детей по отношению друг к другу), у него, как правило, формировались отрицательные черты личности: тревож­ность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жесто­кость.

Совершенно иное наблюдалось в сообществах, гд е вся структу­ра жизни была построена на взаимопомощи и кооперации: с пер­вых дней жизни ребенок окружался заботой и вниманием родите­лей или родственников, общение взрослых и детей было позитивно окрашено, наказания редки. Единственной особенностью поведе­ния, которая вызывает строгость и недовольство родителей, явля­лась детская агрессивность. Драки и ссоры между детьми немед­ленно пресекались, и детей учили конструктивному поведению. Например, вымещать гнев преимущественно на неодушевленных предметах. В результате у детей формировались мягкость в обще­нии, альтруистическое отношение к другим. Очень схожие факты наблюдали и другие исследователи.

Таким образом, опираясь на полученные эмпирические дан­ные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфликт — одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений | Механизмы научения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.