Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы научения

Социальное подкрепление. Теория социального науче­ния считает, что другим важным элементом этой теории является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окру­жающих.

Наблюдение соответствующего способа дейст­вий. Теория социального научения — это, в первую очередь, изу­чение человеческого поведения, ориентированного на образец. Об­разец в данном случае рассматривается как средство межличнос­тного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека.

Сущес­твенное внимание при этом уделяется изучению влияния первич­ных посредников социализации, а именно, образца отношений и поведения родителей, на обучение детей агрессивному поведению. *Установлено, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Этим было доказа­но, что поведение родителей представляет собой модель агрессии и что у агрес сив ных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Кроме того, в психологической литературе, посвященной наси­лию в семье, описывается так называемый "цикл насилия ". Его суть сводится к тому, что дети, видевшие проявления физического насилия в отношениях собственных родителей, склонны воспроиз­водить подобные действия в общении с другими людьми. Примеча­тельно, что этот феномен имеет длительный эффект: люди, бывшие свидетелями физического насилия между родителями, во взрослом возрасте сами становятся склонными к использованию физической силы в отношениях с супругами.

Таким образом, когда родители демонстрируют личный пример агрессивного поведения, они "преподают урок" научения насилию:

эффект адаптации ребенок, ставший свидетелем насилия со стороны родителей, зачастую открывает для себя совершенно новый опыт поведения, то есть через наблюдение он обучается вер­бальным и/или физическим реакциям, которые ранее отсутствова­ли в его поведенческом репертуаре, и с помощью которых можно причинять вред окружающим либо защитить свои интересы (механизмы иммитации и копирования);

эффект снятия запретов ребенок, наблюдающий агрес­сивные действия родителей, может бессознательно "пересмотреть " или осознанно кардинально изменить свои взгляды и поставленные им самим ограничения подобного поведения (механизмы иденти­фикации и подраж ания). Его позиция может стать таковой, что ес­ли другие безнаказанно проявляют агрессию, то и мне позволено то же самое;

• эффект утраты эмоциональной восприимчивости ребе­нок настолько привыкает к насилию, его последствиям и призна­кам чужой боли, что перестает рассматривать агрессию как особую, от реализации агрессивных действий; крайнюю форму поведения. Поэтому его уже фактически ничего не удерживает

эффект изменения образа реальности часто дети, наблю­дающие бесконечное насилие, становятся склонными ожидать его в любую минуту, а следовательно, начинают воспринимать окружа­ющий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может привести к формированию механизма "оборони­тельного поведения": постоянному обостренному ощущению угро­зы и к склонности реагировать агрессивно на любые стимулы.

Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию.

Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в ви­ду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выго­вор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты. Разли­чают две формы подкрепления:

Положительное подкрепление — это любой стимул, который, следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.

Отрицательное подкрепление это стимул, устранение кото­рого усиливает желательную реакцию.

Вместе с тем, существует и множество самих способов подкреп­ления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов). Таким образом, в практике воспитания ча­ще всего используются четыре разновидности подкрепления:

1) если вслед за реакцией ребенка следует вызывающее при­ятные ощущения и переживания подкрепляющее средство, то ре­зультат — положительное поощрение. Например, когда родитель или педагог постоянно хвалят ребенка за хорошее, примерное пове­дение;

2) если за реакцией следует не вызывающее приятные ощуще­ния и переживания подкрепляющее средство, то результат поло­жительное наказание .*К примеру, подросток, испытывающий не­достаток внимания и любви со стороны родителей, совершает кра­жу и получает от них сильную трепку. Эта трепка и есть положи­тельное наказание, он наконец привлек внимание родителей;

3) если вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство устраняется после получения желатель­ной реакции, то результат отрицательное поощрение. *Напри­мер, учащийся, которого педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и не сказал ничего плохого. Поэ­тому отказ от критики рассматривается ребенком как поощрение;

4) если приятный стимул устраняется после той или иной неже­лательной реакции ребенка, то результат — отрицательное нака­зание. *Например, когда ребенок, привыкший к похвале за отлич­ные школьные успехи, вдруг не услышал ее после полученной хорошей отметки. Он привык к похвале, а на этот раз ее не было. И в результате отсутствие похвалы воспринимается ребенком как нака­зание.

Как уже отмечалось, возникновение агрессии во многом обусловлено ролью родителей и семьи в целом в научении агрессивным паттернам поведения. Сущес­твуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует при­вычку агрессивно реагировать на различные раздражители.

Представляет интерес зависимость между реакцией родителей на раннее проявление агрессивности со стороны детей и агрессив­ностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимос­ти от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как пра­вило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению ко взрослому, чем по отношению к другому ребенку, особенно если последний действительно заслужил это.

Таким образом, предполагается, что в подростковом, юношес­ком или более позднем возрасте выросший ребенок будет чувство­вать себя спокойнее, проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику или равному по статусу человеку, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (педагогу, руководителю, на­чальнику). Более того, у него, вероятнее всего, будет формиро­ваться и укрепляться чувство вины всякий раз, когда он проявит агрессивные чувства или действия против старшего, либо сверстни­ков того же возраста.

Исследованиями Р. Сирса, Е. Маккоби и К. Левина доказано, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента:

1) снисходительность (степень готовности родителей прощать пос­тупки ребенка) и

2) строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.

При этом снисходительность рассматривалась как поведение родителя до совершения поступка (ожидания роди­теля, предостерегательная тактика в отношении появления агрес­сии и др.), а строгость наказания — после совершения поступка (сила наказания за проявленную агрессию).

Родители наиболее агрессивных детей (группа О) вели себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, не показывая своего отрицательного отношения к агрессивным поступкам. Одна­ко наряду с этим, когда ребенок совершал поступок, он бывал строго наказан. Здесь напрашивается вывод: суровое наказание в неоп­ределенной ситуации вызывает у ребенка враждебность (т. к. он не понимает, за что его наказали) и дальнейшую агрессивность. Кро­ме того, склонный к наказанию родитель, хотя и не намеренно, по­дает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок постепенно привыкает к тому, что агрессия — это нормальный путь преодоле­ния фрустрации. Строгость родителя, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавле­нию агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно, чем дети, которые вос­питывались иначе.

Представляет интерес установленная зависимость между роди­тельским насилием и агрессией у детей: мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высокоагрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Бо­лее того, различно и отношение родителей к поведению детей в за­висимости от пола ребенка. Если отцы больше утешают дочерей, чем сыновей (когда те огорчены и чаще их одобряют), то матери бо­лее снисходительны и терпимы к сыновьям (разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей), чем к дочерям.

Если же рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы предпочитают физические наказания, а ма­тери — непрямые или более психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей. В целом же данные ряда исследований свиде­тельствуют о том, что мальчиков родители чаще подвергают физи­ческим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказа­ния вызывают у мальчиков и большее сопротивление.

Кроме того, теория социального научения утверждает, что в про­цессе онтогенеза ребенок осваивает и более эффективные агрессив­ные действия: чем чаще он их использует, тем совершенней становят­ся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успеш­ность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении аг­рессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно пов­торяющийся неуспех — силу тенденции торможения.

Таким образом, согласно теории социального научения, форми­рование агрессивного поведения может происходить несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосред­ственно либо показывают пример (модель) соответствующим пове­дением по отношению к другим и к окружающей среде. Определе­но, что дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности:

а) родители, очень резко подавляющие агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;

б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную аг­рессивность;

в) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих де­тей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуа­циях, провоцирующих агрессивное поведение.

Следовательно, можно заключить: наблюдение и подкрепление аг­рессии со временем развивает у человека высокую степень агрессив­ности как личностной черты. Точно также наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень враждебности.

СУБКУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ представляют собой широкий выбор агрессивных моделей поведения.

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызыва­ют острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ре­бенка более агрессивным и жестоким. В рамках теории социального научения существует мнение, свидетельствующее о том, что переживания, вызы­ваемые даже пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни ведут к возбуждению агрессии. Это мнение основано на том, что наб­людатель, особенно если он ребенок, проявляет тенденцию совер­шать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. В частности, указывается, что просто ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать сте­пень агрессивности. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видеона­силием, в то время как малоагрессивные поверхностно просматри­вают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрека­тельства и ответного насилия.

Однако, будем мы вести себя агрессивно или нет, зависит от ожидаемых последствий. Агрессия наиболее вероятно проявится тогда, когда мы возбуждены и агрессивные действия кажутся нам безопасными и сулят определенную выгоду.

В целом же, если проанализировать эффект влияния теле- и видео сюжетов на поведение детей, то можно сделать интересные выводы.

Многие, особенно американские " агрессивные" мультики, боевики и вестерны, по своему сюжету и композиции очень похожи на столь любимые в детстве сказки. Они отвечают всем трем "сказочным" условиям: во-первых, в них всегда добро борется со злом, во-вторых, добро всегда побеждает зло, и нако­нец, в-третьих, это "хэппи энд» — торжество добра, счастья и справедливости. Взять хотя бы столь любимые детьми мульт­фильмы *" Ну, погоди!" и "Том и Джерри". Да и, справедливости ради, можно отметить, что среди самых любимых детских сказок есть немало с очень агрессивным содержанием: " Колобок", "Красная шапочка", "Мальчик-с-пальчик", "Кот в сапогах", "Буратино", "Соловей-разбойник" "Конек-горбунок " и многие другие.

В настоящее время теория социального научения является од­ной из наиболее популярных. Во-первых, она является достаточно эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно ес­ли есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Во-вторых, располагает некоторыми методическими средствами коррекции агрессивного поведения детей.

 

 

В связи с этим, вероятно, следует более подробно остановиться на основных механизмах научения той или иной форме поведения:

Имитацияотражение мимических и пантомимических движений (высовывание языка, открывание, закрывание рта, сжи­мание кулаков, стучание, бросание предметов и т. д.), воспроизве­дение предречевых и речевых вокализаций (интонации, темпа, громкости, ритма речи и т. д.). Чаще всего осуществляется на осно­ве механизма заражения. Появляется уже в возрасте до 8 месяцев, когда ребенок может вообразить себя на месте модели.

Копирование воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определен­ными предметами. Для эффективного копирования необходимо соблюдение определенных условий:

• неоднократная демонстрация модели (образца);

• обозначение модели (образца) речевой меткой;

• предоставление ребенку возможности поманипулировать (по­экспериментировать) с образцом;

• эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение (оперантное подкрепление).

Появляется во второй половине младенческого возраста.

Подражание активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.). В целом это следование какому-ли­бо примеру, образцу, однако в большей мере осознанное, т. к. требу­ет выделения не только образца, но и его отдельных сторон, черт, ма­неры поведения. Кроме того, имеют место действия, направленные на сравнение себя с моделью и с Идеалом-Я.

Как у животных, так и у человека, подражание, являясь особой формой научения в условиях общения, когда одно существо подра­жает другому, разделяется на две категории:

инстинктивное подражание — возникает как взаимная сти­муляция (например, паника, агрессивное поведение в группе, пог­ромы футбольных фанатов на стадионах и пр.);

имитационное подражание — как способ расширения и обога­щения форм поведения (адаптации) путем заимствования чужого опыта. Появляется у ребенка в раннем возрасте.

Идентификация уподобление, отождествление с кем-ли­бо, чем-либо. В наиболее общем представлении это психологичес­кий процесс (полностью бессознательный), посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого че­ловека и преобразует себя (целиком или частично) по его образцу.

Появляется в раннем дошкольном возрасте, однако использует­ся достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.

Существенно то, что все перечисленные механизмы научения не утрачивают своей "активности" на протя­жении всей жизни человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поведенческая модель | Катарсис
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.