Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поощрение альтернативных форм поведения

Наказание агрессивных моделей.

Неоднократно раздавались утверждения о том, что агрессию можно было бы уменьшить, наглядно продемонстрировав ребенку «плохо закончившую» агрессивную модель. При этом подразумевается, что люди, наблюдавшие это наказание, как бы сами получают воображаемое наказание и в итоге становятся менее агрессивными. Вероятно, публичные казни и порки в нашем историческом прошлом были организованы как раз защитниками этой теории. Но работает ли она?

В целом масса данных, полученных из реальной жизни, эту теорию как раз не подтверждают. Например, по мнению американской президентской Комиссии по контролю за исполнением законов, существование и применение смертной казни не уменьшает количество совершаемых убийств.

Более того, средства массовой информации представляют агрессивных людей как в высшей степени привлекательных, поэтому не смотря на то, что их в конце концов наказывают люди склонны идентифицировать себя с персонажем, от которого исходит насилие.

*В типичном эксперименте дети смотрят фильм об агрессивном человеке, который потом был либо поощрен, либо наказан за свое поведение. Потом детям представляется возможность самим вести себя агрессивно, причем, в обстоятельствах схожих с тем, которые были продемонстрированы в фильме. Результат – дети, просмотревшие фильм, в котором агрессивный персонаж был наказан, проявляли значительно меньшую агрессию, чем просмотревшие фильм, в котором тот же персонаж получил поощрение.

В тоже время – и это главное – наблюдение за моделью, наказанной за агрессивное поведение, не опустило общий уровень агрессии ниже, чем он был у детей, которым вообще не показывали агрессивную модель.

Ø Итак, наблюдение за поощренным агрессором усилит агрессивное поведение ребенка, а наблюдение за наказанным агрессором не усилит агрессивное поведение ребенка, но не значит, что Ослабит !.

Ø Для снижения агрессивности более эффективным будет решение вообще не показывать ребенку агрессивных моделей.

 

Еще одна возможность снизить агрессивность детей – не обращать внимания на них, когда они ведут себя агрессивно, и поощрять за неагрессивное поведение. Данная стратегия основана на том, что часто маленькие дети (и взрослые) часто ведут себя агрессивно с целью привлечь к себе внимание. Они предпочитают наказание невниманию и наказание за агрессивное поведение проинтерпретируют как своего рода поощрение.

*Эта идея была проверена в рамках эксперимента, проведенного П.Брауном и Р. Эллиотом. Воспитательниц проинструктировали, чтобы они не обращали внимание на проявление агрессии со стороны детей, но были предельно заботливыми и обращали особое внимание в тех случаях, когда они вели себя мирно и дружелюбно, играли, обмениваясь игрушками, сотрудничали друг с другом. Спад агрессивного поведения заметен был уже спустя несколько недель.

Ø Необходимо обучать детей созидательному конструктивному поведению путем его поощрения!

Даже в ситуации фрустрации (когда у детей забрали шоколадки, прекратили показа интересного фильма) дети, которых обучали созидательному поведению, действовали более конструктивно и менее агрессивно, нежели другие дети.

Однако общество снабжает нас многообразными свидетельствами того, что насильственные пути разрешения конфликтов и фрустраций являются не только более распространенными, но и оцениваются положительно. Тип героя, воплощенный на экране Сильвестром Сталоне (Роки), А. Шварцнегером (Терминатор), Б.Уилис (разгневанный полицейский), Д.Певцов («по прозвищу зверь») и далее вы можете продолжить сами, демонстрирую т нам и нашим детям, что ценится обществом и какого поведения от них ожидают.

Из всего увиденного дети делают вывод, что взрослые решают свои проблемы, прибегая к насили ю и, более того, многие дети остаются в полном неведении относительно альтернативных решений, которые вполне уместны и осуществимы.

Ø Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, предпочитали ненасильственные стратегии, нужно предложить им специальный курс обучения этим техникам поведения и приветствовать их использование. Необходимо организовать подобные тренинги и дома, и в школе.

 

Присутствие неагрессивных моделей.

Важной «уздой», сдерживающей агрессивное поведение, является ясное указание но то, что оно «не соответствует». А это достигается путем примера других людей, которые в данных обстоятельствах ведут себя сдержанно и относительно неагрессивно. Срабатывает эффект конформности. *Если вы и ваши друзья рассержены, испытываете фрустрацию, а все вокруг вас швыряют снежками в ваших мучителей, то это увеличит вероятность того, что и вы будете делать тоже самое. Если кто- то рядом с вами агрессивно спорит, то и вы, вероятнее всего, начнете этот спор.

 

Создание эмпатии по отношению к другим людям.

Это действительно важный феномен – эмпатия. Норма и Семур Фешбах продемонстрировал наличие отрицательной корреляции между эмпатией и агрессией у детей: чем больше эмпатия у данного человека, тем меньше он прибегает к агрессивным действиям. Позже Норма Фешбах разработала метод обучения эмпатии и успешно проверила его воздействие на агрессивное поведение. Дети учились смотреть на события с точки зрения других людей: учились идентифицировать чужие эмоции, проигрывали роли других людей в разнообразных эмоционально нагруженных ситуациях, исследовали свои чувства. Подобные действия по обучению эмпатии привели к значительному снижению агрессивного поведения.

Еще одно обстоятельство, способствующее агрессии – агрессию запускают в действие агрессивные стимулы (Л.Берковитц). Ограничение доступа к огнестрельному оружию в этой связи действенная мера. В Швеции запрещен выпуск военных игрушек. Служба информации Швеции сформулировала национальную позицию так: «Игра в войну учит решать споры насильственным путем».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ослабление агрессии | Понятие альтруизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.