КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности педагогического руководства
В данном случае под педагогическим руководством понимается в широком смысле управление различной групповой активностью школьников, как в процессе учебной деятельности, так и вне ее. То есть в качестве педагога-руководителя может выступать и учитель-предметник, и классный руководитель, и освобожденный воспитатель. Мерой влияния педагога-руководителя на группу школьников является его авторитет. Авторитет педагога — сложное составное понятие. Можно говорить о двух его составляющих: авторитете роли учителя и авторитете его личности. На детей начальной школы большое влияние оказывает авторитет роли учителя. Часто один тот факт, что данный взрослый человек — учитель, определяет отношение малышей, автоматически обеспечивает педагогу уважение, послушание, внимательное отношение ко всем требованиям (отметим, часто практически некритичное). В дальнейшем авторитет роли учителя начинает падать, уже недостаточно одного декларативного заявления «Я — ваш учитель» для того, чтобы обеспечить успешное руководство классом. В старшем школьном возрасте авторитет личности учителя становится решающим, для старшеклассников принципиально важно отношение педагога к ним, его умение общаться, его эрудиция и профессиональная компетентность, этические качества. В исследовании М. Ю. Кондратьева было показано, что в своем развитии авторитет личности педагога проходит три важные стадии, на каждой из которых право педагога руководить подвергается соответствующей проверке и оценке (20). На первой стадии педагог выступает для школьников как достоверный источник самой разной информации — от сообщаемых на уроке знаний до школьных слухов и мнений. То есть сначала формируется доверие к словам и знаниям педагога, предпочтение обращаться к нему за достоверной информацией. На второй стадии педагог становится референтным лицом для школьников, то есть носителем личностных качеств, ценностей, идей и взглядов, значимых для учащихся, разделяемых ими. Формируется доверие к жизненной позиции педагога. Наконец, на третьей стадии педагог становится доверительным лицом. Ему как бы авансируется доверие, дается право принимать значимые решения, касающиеся школьников. Педагог, достигший в своих отношениях с конкретной группой школьников такого авторитета, облекается большим доверием детей. Ему уже не требуется каждый раз обращаться к ним для принятия определенных групповых решений, так как ему предоставлено право действовать от имени всей группы. Авторитет личности педагога — значительно более сильная и устойчивая форма влияния, чем авторитет его роли. Перечислим ряд психологических факторов, существенно влияющих на успешность педагогического руководства. Обсуждение феномена руководства показало, что наиболее значимым является стиль руководства, выбранный формальным лидером. В отношении педагога необходимо отметить, что эффективной для него является именно кооперативная модель руководства (естественно, с учетом возраста детей и зрелости класса как малой группы). В классических экспериментах К. Левина и Р. Липпитта было показано, что реализация демократического и авторитарного стилей руководства детским коллективом имеет совершенно определенные следствия. При авторитарном управлении чрезвычайно велико количество враждебных, доминантных проявлений, неконструктивной критики. При демократическом преобладают отношения сотрудничества и поддержки. В этих группах чаще формируется чувство «мы». При этом готовность к некритическому подчинению руководителю была значительно выше в авторитарных группах. Авторитарная и демократическая группы различаются и по структурным характеристикам. Выдвижение детских лидеров при жестком управлении чрезвычайно затруднено, а спонтанные микрогруппы неустойчивы. Напротив, при демократическом управлении микрогруппы возникали сами собой, если этого требовала задача, и могли успешно функционировать без воздействий руководителя. Такой стиль, убедительно показывают данные Липпитта, способствует проявлению индивидуальности детей и выявлению лидеров (53). Таким образом, стиль руководства педагога должен обеспечивать реализацию основных функций управления группой (целеполагание, информирование, принятие решений, обратная связь, контроль, делегирование полномочий, поощрение успехов), преимущественно в духе кооперативной модели управления. Кроме того, учитывая слабость собственных лидерских сил большинства школьных классов, руководитель должен брать на себя реализацию и ряда функций, направленных на создание благоприятного социально-психологического климата в классе, развитие класса как группы. Чем успешнее педагог-руководитель реализует эти функции, тем продуктивнее стиль его руководства. Ряд важных положений, касающихся динамики стиля руководства детским коллективом, были разработаны еще А. С. Макаренко. Предложенная им схема выглядит следующим образом: от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива. А. С. Макаренко выделял три стадии изменения стиля взаимоотношений взрослого с детским коллективом: первая — единоличное управление педагога, вторая — оказание совместного влияния на коллектив силами педагога и детского актива, третья — выступление детского коллектива в качестве субъекта педагогических воздействий (105, с. 293). Отметим и ряд личностных качеств, наличие которых существенно для успешного педагогического руководства. Это те черты личности, которые способствуют в целом успешному общению со школьниками: общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмоциональная восприимчивость (эмпатия), тактичность, терпимость, эмоциональная устойчивость, гибкость в усвоении новых социальных ролей, артистизм. Интересно, что успешнее работают те педагоги-руководители, которые не имеют ярко выраженного стремления к лидерству. Важны и такие личностные особенности, которые обусловлены спецификой педагогического труда: высокая интеллектуальная гибкость, критичность и быстрота мышления, способность к импровизации, самокритичность, самостоятельность, инициативность. Кроме того, для успешной управленческой деятельности педагог должен обладать хорошими навыками и социально-перцептивного, и социально-рефлексивного анализа, то есть уметь адекватно оценивать отношения в группе школьников и чувствовать отношение к себе с их стороны. Отметим и еще один фактор — удовлетворенность собственной деятельностью. Естественно, что лучше работает тот человек, который высоко оценивает свои результаты. Насколько велики возможности действенного влияния педагога-руководителя на отношения внутри классной группы? Принципиальный ответ зависит прежде всего от возраста детей. Если в начальной школе учитель может в значительной мере влиять через свое отношение, свои санкции на статусную структуру класса, выдвижение лидеров, климат класса, то по мере взросления детей ситуация меняется: появляется и автономизируется зона внутриличностных взаимоотношений, очень мало доступных как наблюдению, так и воздействию. Речь идет об интимно-личностных отношениях в группе сверстников. В значительно большей степени педагог может влиять на деловые отношения школьников, воздействовать на инструментальную сферу, и наконец, открыты для управления личные отношения школьников и класса в целом с педагогом. Если говорить об арсенале средств, имеющихся в распоряжении педагога-руководителя, то их можно разделить на группы прямых и косвенных средств воздействия. К прямым относится общее обсуждение, организация групповой дискуссии или посредничества в разрешении споров. Косвенные пути — это попытки вносить коррективы в межличностные отношения учащихся посредством переструктурирования деловых взаимоотношений, создания новых форм совместной деятельности, выработки иных групповых норм и мнений. Психология больших социальных групп и массовые психические явле ния Классификация. В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются разные признаки. По времени существования разделяются длительно существующие (устойчивые) большие группы (классы, нации) и коротко существующие - аудитории, толпа, публика. По характеру организованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации). По примеру классификации малых групп можно говорить об условных (п оловозрастные и профессиональные, национальные) и реальных группах - контактные (взаимодействий вступает тоже как существенный признак). К реальным, большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания. Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп. Общие признаки большой социальной группы: Существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, образ жизни. Структура психологии больших социальных групп включает: 1.Психический склад (нравы, обычаи, традиции, вкусы). Эмоциональную сферу – потребности, интересы, настроения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |