Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности педагогического руководства

В данном случае под педагогическим руководством понимает­ся в широком смысле управление различной групповой активностью школьников, как в про­цессе учебной деятельности, так и вне ее. То есть в качестве педагога-руково­дителя может выступать и учитель-пред­метник, и классный руководитель, и освобожденный воспитатель.

Мерой влияния педагога-руководителя на группу школьников является его авторитет. Авторитет педагога — сложное составное по­нятие. Можно говорить о двух его составляющих: авторитете роли учителя и авторитете его личности. На детей начальной школы боль­шое влияние оказывает авторитет роли учи­теля. Часто один тот факт, что данный взрослый человек — учитель, опреде­ляет отноше­ние малышей, автоматически обеспечивает педагогу уважение, по­слушание, внимательное отношение ко всем требованиям (отметим, часто практически некритичное).

В дальнейшем авторитет роли учителя начинает падать, уже недостаточно одного декларативного заявления «Я — ваш учитель» для того, чтобы обеспе­чить успешное руководство классом. В стар­шем школьном возрасте авторитет личности учителя становится ре­шающим, для старшеклассников принципи­ально важно отношение педагога к ним, его умение общаться, его эрудиция и профессио­нальная компетентность, этические качества.

В исследовании М. Ю. Кондратьева было показано, что в своем развитии авторитет личности педагога проходит три важные стадии, на каждой из кото­рых право педагога руководить подвергается соответствующей проверке и оценке (20). На первой стадии пе­дагог выступает для школьников как досто­верный источник самой разной информации — от сообщаемых на уроке знаний до школь­ных слухов и мнений. То есть сначала формируется доверие к сло­вам и знаниям педагога, предпочтение обращаться к нему за досто­верной информа­цией.

На второй стадии педагог становится референтным лицом для школьни­ков, то есть носителем личностных качеств, ценностей, идей и взглядов, зна­чимых для учащихся, разделяемых ими. Формируется доверие к жизненной по­зиции педагога.

Наконец, на третьей стадии педагог становится доверительным лицом. Ему как бы авансируется доверие, дается право принимать значимые решения, ка­сающиеся школьников. Педагог, достигший в своих отношениях с конкретной группой школьников такого авто­ритета, облекается большим доверием детей. Ему уже не требуется каждый раз обращаться к ним для принятия определен­ных группо­вых решений, так как ему предоставлено право действовать от име­ни всей группы. Авторитет личности педагога — значительно более сильная и устойчивая форма влияния, чем авторитет его роли.

Перечислим ряд психологических факторов, существенно вли­яющих на успешность педагогического руководства. Обсуждение феномена руководства показало, что наиболее значимым является стиль руководства, выбранный формальным лидером. В отношении педагога необходимо отметить, что эф­фективной для него является именно кооперативная модель руководства (есте­ственно, с учетом возраста детей и зрелости класса как малой группы). В клас­сических экспериментах К. Левина и Р. Липпитта было показано, что реали­зация демократического и авторитарного стилей руководства дет­ским коллек­тивом имеет совершенно определенные следствия. При авторитарном управле­нии чрезвычайно велико количество враждеб­ных, доминантных проявлений, неконструктивной критики. При де­мократическом преобладают отношения со­трудничества и поддержки. В этих группах чаще формируется чувство «мы». При этом готов­ность к некритическому подчинению руководителю была зна­читель­но выше в авторитарных группах. Авторитарная и демократическая группы различаются и по структурным характеристикам. Выдвиже­ние детских лидеров при жестком управлении чрезвычайно затруд­нено, а спонтанные мик­рогруппы неустойчивы. Напротив, при де­мократическом управлении микро­группы возникали сами собой, если этого требовала задача, и могли успешно функционировать без воздействий руководителя. Такой стиль, убедительно по­казывают данные Липпитта, способствует проявлению индивидуальности де­тей и выявлению лидеров (53).

Таким образом, стиль руководства педагога должен обеспечи­вать реализа­цию основных функций управления группой (целеполагание, информирование, принятие решений, обратная связь, кон­троль, делегирование полномочий, по­ощрение успехов), преимуще­ственно в духе кооперативной модели управления. Кроме того, учитывая слабость собственных лидерских сил большинства школь­ных классов, руководитель должен брать на себя реализацию и ряда функций, направленных на создание благоприятного социально-психологиче­ского климата в классе, развитие класса как группы. Чем успешнее педагог-ру­ководитель реализует эти функции, тем продуктивнее стиль его руководства. Ряд важных положений, касаю­щихся динамики стиля руководства детским коллективом, были раз­работаны еще А. С. Макаренко. Предложенная им схема выглядит следующим образом: от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требова­ний коллек­тива. А. С. Макаренко выделял три стадии изменения стиля взаимоотношений взрослого с детским коллективом: первая — единоличное управление педагога, вторая — оказание совместного влияния на коллектив силами педагога и дет­ского актива, третья — выступление детского коллектива в качестве субъекта педагогичес­ких воздействий (105, с. 293).

Отметим и ряд личностных качеств, наличие которых сущест­венно для успешного педагогического руководства. Это те черты личности, которые спо­собствуют в целом успешному общению со школьниками: общительность, на­правленность на других, склон­ность к сотрудничеству, эмоциональная воспри­имчивость (эмпатия), тактичность, терпимость, эмоциональная устойчивость, гиб­кость в усвоении новых социальных ролей, артистизм. Интересно, что ус­пешнее работают те педагоги-руководители, которые не имеют ярко выражен­ного стремления к лидерству. Важны и такие личност­ные особенности, кото­рые обусловлены спецификой педагогическо­го труда: высокая интеллектуаль­ная гибкость, критичность и бы­строта мышления, способность к импровиза­ции, самокритичность, самостоятельность, инициативность.

Кроме того, для успешной управленческой деятельности педа­гог должен обладать хорошими навыками и социально-перцептив­ного, и социально-реф­лексивного анализа, то есть уметь адекватно оценивать отношения в группе школьников и чувствовать отноше­ние к себе с их стороны.

Отметим и еще один фактор — удовлетворенность собствен­ной деятель­ностью. Естественно, что лучше работает тот человек, который высоко оцени­вает свои результаты.

Насколько велики возможности действенного влияния педаго­га-руководи­теля на отношения внутри классной группы? Принци­пиальный ответ зависит прежде всего от возраста детей. Если в на­чальной школе учитель может в зна­чительной мере влиять через свое отношение, свои санкции на статусную структуру класса, вы­движение лидеров, климат класса, то по мере взросления детей си­туация меняется: появляется и автономизируется зона внутриличност­ных взаимоотношений, очень мало доступных как наблюдению, так и воздей­ствию. Речь идет об интимно-личностных отношениях в группе сверстников. В значительно большей степени педагог может влиять на деловые отношения школьников, воздействовать на инструментальную сферу, и наконец, открыты для управления личные отношения школьников и класса в целом с педагогом.

Если говорить об арсенале средств, имеющихся в распоряже­нии педагога-руководителя, то их можно разделить на группы пря­мых и косвенных средств воздействия. К прямым относится общее обсуждение, организация групповой дискуссии или посредничества в разрешении споров. Косвенные пути — это попытки вносить кор­рективы в межличностные отношения учащихся посредст­вом пере­структурирования деловых взаимоотношений, создания новых форм совместной деятельности, выработки иных групповых норм и мнений.

Психология больших социальных групп и массовые психические явле ния

Классификация. В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются разные признаки.

По времени существования разделяются длительно существующие (устойчивые) большие группы (классы, нации) и коротко существующие - аудитории, толпа, публика.

По характеру организованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

По примеру классификации малых групп можно говорить об условных (п оловозрастные и профессиональные, национальные) и реальных группах - контактные (взаимодействий вступает тоже как существенный признак). К реальным, большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.

Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяет­ся внутренними установлениями групп.

Общие признаки большой социальной группы:

Существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, образ жизни.

Структура психологии больших социальных групп включает:

1.Психический склад (нравы, обычаи, традиции, вкусы).

Эмоциональную сферу – потребности, интересы, настроения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Руководство как феномен психологической власти в группе | Стихийные группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.