Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура: понятие, виды и формы

Лекция 5. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

 

Вопросы:

2. Основные компоненты культуры

3. Девиация и социальный контроль.

 

 

Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся ее носителями и отличает одно общество от другого.

В социологии под культурой (с лат. «culture» - «возделывать, облагораживать») понимается совокупность социально приобретаемых и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют и регулируют свою жизнедеятельность.

Культура является свойством человеческой жизни, которое качественно отличает человека от природы и связано с сознательной преобразующей деятельностью человека. Можно сказать, что первобытное стадо превратилось в человеческое общество, когда оно создало культуру. Культура надприродна, искусственна, является не следствием природных сил, а результатом усилий самого человека, направленных на преобразование того, что дано самой природой. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал «вторую природу», вне которой он не может существовать.

Культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций.

1) Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

2) Информационная, или функция трансляции социального опыта заключается в том, что культура является социальной памя­тью человечества, обеспечивает связь времен, поколений общества. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого от­бора и активной передачи лучших его образцов.

3) Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что культура является средством познания и самопознания общества социальной группы и отдельного человека. Общество интеллектуально на­столько, на­сколько им используются богатейшие знания, со­держащиеся в культурном генофонде человечества.

4) Знаковая функция выражается в том, что культура опредмечена в знаковых системах: уст­ных преданиях, памятниках литературы и искусства, трудах науки, философии, религии и др. Без изучения соответст­вующих знаковых систем невозможно овладеть дос­тижениями культуры. Язык явля­ется средством общения лю­дей. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Соответствующими знаковыми системами располагают и естественные науки.

5) Нормативно-регулирующая функция состоит в том, что культура содержит систему предписаний и запретов, посредством которых она регулирует поведение людей в сфере труда, быта, общественных местах и т.д.

6) Ценностно-ориентационная функция. Культура как сис­тема ценно­стей формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности че­ловека.

Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, от­ражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, сис­тему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состоя­ние нравов и т.д.

Различают материальную и духовную (нематериальную) культуру, однако это различие относительно и возможно только в абстракции, так как материальная культура – творение рук и умов человеческих, следовательно, содержит и духовные, и нравственные, и эстетические элементы.

Материальная культура не тождественна материальной жизни общества, ма­териальному производству. Материальная культура характеризует матери­ально преобразующую деятельность человека с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрытие его способностей, творческих возможностей. В матери­альную культуру входят: культура труда и материального производства, куль­тура отношения к собственному телу (физическая культура). Материальная культура включает всю совокупность искусственно созданных материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

Духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, символы, обычаи, мораль, законы и т.д. Духовная культура является много­слойным образованием и включает познавательную, нравственную, худо­жественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная (духовная) культура, так как она играет определяющую роль в жизни общества: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериально культуры практически невосполнима.

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. В действительности общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны. В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры, различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу, которые трудны для понимания неподготовленного человека.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки и ее функционирование практически неотделимо от повседневной жизни людей. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

Массовая культура создается профессиональными авторами, однако общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию. Время ее появления – середина ХХ в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, кино, мода, газетные «сенсации» и т.д. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, поэтому ее образцы быстро теряют актуальность, устаревают, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

Помимо этих трех форм в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам: доминирующую культуру и субкультуры.

Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, норм, присущих определенной социальной группе. Например, молодежная субкультура, субкультуры национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.п. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д., но не противостоит ей. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, нормы, обязательные для исполнения только по отношению к «своим» (на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство («блатные» песни например).

По носителю культуры выделяют мировую и национальную культуру. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур. Национальная культура – синтез культур различных классов, соци­альных слоев и групп соответствующего общества.

Каждое человеческое сообщество (от самого мелкого до сверхбольшого) создает на протяжении своего существования собственную культуру. В результате в историческом процессе сложилось множество национальных культур, и перед социологами встала проблема определить – существует ли в человеческой культуре что-то общее, универсальное. Оказалось, что можно выделить множество культурных универсалий, свойственных всем обществам, как язык, религия, символы, украшения, сексуальные ограничения, спорт и т.д.

Однако несмотря на подобные универсалии, культуры разных народов весьма отличаются друг от друга. Социологи выделяют три основных тенденции во взаимоотношениях культур: культурный этноцентризм, культурный релятивизм, культурная интеграция.

Культурный этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным стандартам своей этнической общности. Эталоном является культура данной группы, народа, и, как правило, результат сравнения предопределен заранее в пользу своей культуры (как констатирует русская пословица, «всякий кулик свое болото хвалит»). С одной стороны, этноцентризм играет положительную роль: он способствует сплочению группы, сохранению культурного своеобразия, воспитанию положительных качеств (любовь к Родине, национальная гордость). С другой стороны, этноцентризм может перерасти в национализм и ксенофобию – страх и ненависть к другой расе, народу, культуре. Проявлениями этого являются рассуждения об отсталых нациях, примитивности культуры какого-либо народа и т.д. в этом случае этноцентризм закрывает путь к взаимодействию культур и тем самым наносит вред социальной группе, поскольку замедляется ее культурное развитие.

Сторонники культурного релятивизма полагают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя подходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками. Основной постулат: «никто никого не должен учить». Такой подход характерен для тех этносов, которые делают упор на исключительность своей культуры, придерживаются защитного национализма.

Третья тенденция во взаимодействиях культур – культурная интеграция – проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все боле сближаются. Это обусловлено растущей многонациональностью обществ и тем, что хорошо информированные современные люди хотят заимствовать все хорошее у разных культур.

 

К основным, или базисным компонентам культуры относятся язык, ценность, культурная норма.

Язык – построенная определенным образом знаковая система, которая включает смыслы и значения, порожденные социальным опытом. Именно язык является средством общения людей, самым емким, точным способом передачи культуры от человека к человеку.

В фундаменте культуры лежат ценности. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос, группа имеет свою специфическую систему ценностей. В этой системе ценностей выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Например, работа женщин на производстве или участие в общественной жизни является совершенно нормальным явлением в жизни европейских стран, в России, в США и др., но осуждается в большинстве мусульманских стран, поскольку такая базовая ценность, как равенство полов, противоречит фундаментальным ценностям ислама. Но есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие ценности (уважение к старшим, забота о детях и т.д.). Именно на их основе возможно взаимодействие и взаимообогащение культур.

Ценностью называется любой объект (материальные, духовные, жизненные блага), способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность. Система ценностей отражает социальные предпочтения людей по отноше­нию к различным природным и общественным явлениям, результатам мате­риальной деятельности, способным служить их интересам и целям. Все много­образие предметов человеческой деятельности оценивается в категориях до­бра и зла, истины или заблуждения, допустимого или запретного.

В систему ценностей социального субъекта могут входить:

_ смысложизненные ценности (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.д.)

_ универсальные ценности, которые, в свою очередь подразделяются на:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация и т.д.);

б) общественного призвания (высокое социальное положение, трудолюбие и т.д.);

в) межличностного общения (честность, доброжелательность, бескорыстие и т.д.);

г) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и т.д.);

_ партикулярные ценности (привязанность к «Малой Родине», семье, а также всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалам и т.д.).

Система ценностей крайне важна для человека: это мотивационная основа человеческого поведения, человеческой деятельности. Каждый индивид усваивает систему ценностей, норм, идеалов в процессе социализа­ции. На ценностную направленность жизнедеятельности личности значи­тельное влияние оказывают семья, групповые отношения, духовно-нравст­венная ат­мосфера коллектива, уровень культурного развития общества.

Способом закрепления и сохранения культурных ценностей выступают социокультурные нормы. Социокультурная норма – это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма служит формой регуляции поведения людей.

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить обычай, мораль, религию, право.

Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяже­нии жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате много­кратного повторения. Иначе обычай можно определить как привычный, стереотипный способ поведения. Он регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы. Примерами обычаев являются празднование Нового года, хождение в гости и т.д. Реализация норм обычая часто выражается в обрядах и ритуалах – строго определенной последовательности символических действий, воплощающих те или иные социальные явления. Обряды преследуют воспитательные, идеологические цели (например обряд захоронения, заклю­чения брака) и глубоко проникают в психологическую сферу человека. На это направлена эстетическая сторона обряда – музыка, выразительные жесты и т.д., сопровождающие ритуальные действия. Обрядность связана не только с религией. Фактически обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инаугурация президента и т.п.

Разновидностью обычая являются нравы. Нравы – особо значимые для группы высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение. Слово «нравы» (mores) древнеримского происхождения и означает «священный обычай». Например, обычай праздновать день рождения не относится к нравам, а обычай гостеприимства – относится. Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, слово. Табуирование (процесс наложения табу) было широко распространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей. Но и в современных культурах табу не исчезло. Табуированию подвергаются отдельные стороны кровнородственных отношений – например, запрет на инцест (брачные и сексуальные связи с родственниками), процесс питания – запрет на каннибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман и др.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, называется традицией (от лат. tradicio – передача, предание). Традиция – это способ воспроизводства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основного содержания культуры – ценностей и норм. В доиндустриальных обществах большинство, а в дописьменных все содержание культуры передавалось через традиции. Механизмами такой передачи являются фольклор – изустное предание, и имитация – повторение образцов поведения. С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, университетов, изобретением радио, телевидения, т.е. созданием принципиально новых носителей информации в результате технического прогресса культурное значение традиций в жизни общества стало уменьшаться. Если в догосударственных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей, то в дальнейшем по мере развития общества основную роль стали играть институциализированные системы, например, право.

Моральные нормы (нравственность) – это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и кон­троль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воз­действия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мо­тивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опи­раясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый чело­век может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральную норму, требующую помогать младшим, заботиться о престарелых, не говорить плохо о человеке в его отсутствии. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а духовный характер (осуждение, презрение).

Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований Божественного начала. Поскольку предполага­ется, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, страшный суд и др. Некоторые религиозные нормы определяют поведение людей, например 10 заповедей Ветхого завета.

Правовые нормы – это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юриди­ческие нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответственность за правона­рушения, использование земли, недр и др.). Поскольку нарушение этих норм может при­нести обществу значительный вред, государство устанавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью, по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.

Итак, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены в конечном счете экономическими, политическими, социально бытовыми условиями существования в обществе. В социальных нормах содержится требование поступать определенным образом, и их исполнение и предписание обеспечивается разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными.

 

 

Социальный контроль - это целенаправленное воздействие социальной системы (общества) на элемент (индивида) с целью достижения необходимого системного эффекта - не допущения нарушений норм, регулирования взаимоотношений между людьми, самосохранения.

Социальный контроль осуществляется через три основных процесса: социализацию, групповое давление, принуждение.

Социализация, формируя стандарты поведения, доминирующие в обществе, является одним из основных факторов. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как вести себя, как одеваться, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, опасным. Значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением осуществляется именно таким путем.

По мере того как человек «погружается» в жизнь группы, он должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. За нарушение норм данной группы возможен широкий диапазон санкций (осуждений или одобрений) со стороны группы. Группе сплоченной, совершающей регулярные совместные действия легче осуществлять соцальный неформальный контроль (например, в семье, на производстве), чем группе разобщенной (например, публике, толпе).

В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм (штраф, тюремное заключение). Роль механизма реализации большего количества норм-законов, выполняет государство.

Но во всех обществах поведение человека часто не соответствует общим нормативным требованиям. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в обществе нормам. Девиация должна рассматриваться главным образом как социально обусловленное явление, в том смысле, что представления о нормальности и отклонениях связаны с социальным контекстом и варьируются в различных обществах, субкультурах и т.д.

Можно утверждать, что существуют культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения. Люди, попадающие под определение гения, лидера, героя, - это культурно одобряемые девианты, а преступники, пьяницы, алкоголики, наркоманы – культурно осуждаемые. Культурно осуждаемые отклонения пытаются объяснить ряд теорий: теории физических типов, психоаналитические и социологические.

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. В. Шелдон выделил три основных типа человеческих черт, влияющих на отклоняющее поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Преступные типы и алкоголики принадлежат в основном к мезоморфным типам. Практика доказала несостоятельность этой теории.

Согласно психоаналитической теории (З.Фрейд) человеческое «Я» и «Сверх-Я» постоянно сдерживают и ограничивают силы, находящиеся в бессознательном - наши инстинкты и низменные страсти («Оно»). Однако когда «Я» и «Сверх-Я» не могут сдерживать эти силы, тогда наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако, диагностика возможных нарушений затруднена в связи со скрытостью объекта изучения. Кроме того, каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, но далеко не каждый человек становится девиантом.

Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические теории: теория аномии, культурного переноса, стигматизации. Согласно теории аномии, автором которой является Э. Дюркгейм, возрастание количества девиации обусловлено такими периодами общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов. При этом личность не имеет твердого чувства принадлежности в выборе линии поведения.

Социолог Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, а из-за противоречия между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства для этого весьма ограничены. Неравенство заставляет членов общества для достижения этих целей искать нелегальные средства, не одобряемые обществом.

Согласно теории культурного переноса (авторы Г. Тард, Э. Сазерленд) индивиды становятся правонарушителями тогда, когда усваивают нормы субкультуры, которые противоречат правилам доминирующей культуры. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, тем выше вероятность того, что индивид станет правонарушителем.

Теория стигматизации (от греч. stigmo – клеймо) и ее приверженцы Г. Беккер, Э. Лемерт утверждают, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение индивида рассматривается как отступающее от норм, то на него «навешивают» определенный ярлык и нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с таким ярлыком. Поэтому вопрос о том, кем и как «клеймится» девиация, становится определяющим в ее объяснении.

И в заключение следует отметить, что социальные отклонения в обществе играют противоречивую роль. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, наркомания не могут привести к появлению полезных для общества культурных образцов и играют деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения (различные виды научного, технического, художественного творчества) можно считать полезными. Так, отклоняющееся от старых, привычных норм поведение наибольшего числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов.

 

Лекция 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

 

Вопросы:

1. Социальные изменения и социальное развитие. Концепции социального прогресса.

2. Социальный кризис: революционный и реформистский способы преодоления.

3. Социальный конфликт и социальные изменения

 

 

Фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в структуре общества, его культуре и социальном поведении, называются социальными изменениями.

Понятие «социальные изменения» не идентично понятию «социальное развитие». Социальное развитие характеризует лишь определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, совершенствования. Но существует множество других изменений, которые невозможно признать изменениями в сторону улучшения. Например, возникновение, становление, упадок, переходное состояние и т.д. Это просто изменения, непосредственно не несущие в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Социальные изменения нельзя понимать как вообще новые изменения в обществе. В социологическом смысле мы говорим об изменениях социальных систем, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.

Таким образом, социальные изменения – это переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре.

По направленности и характеру социальные изменения могут быть прогрессивными и регрессивными, эволюционными и революционными.

Социальный прогре сс - это направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. В категории «регресс» находит отражение изменения в общественной жизни, идущие в противоположном прогрессу направлении – от высшего к низшему, т.е. деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

В целом, общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Тут важно отметить такие показатели как улучшение условий труда, обретение личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществами и увеличение возможностей их решения. Наконец, беспрецедентное развитие науки и образования, техники и технологий.

Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер, что обнаруживается прежде всего в том, прогрессивные изменения в одной сфере общественных отношений могут сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Поэтому, недостаточно фиксировать сам факт социальных изменений, важно понять, ведут ли они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и качества жизни. Важным средством интерпретации изменений и развития общества являются эволюционистские теории, теории циклического развития, теории социальных изменений.

Основателями эволюционистской теории являются О.Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Сущность их доктрины сводилась к признанию объективного поступательного характера социального развития; прямолинейного движения к более совершенному состоянию. Основной проблемой эволюционизма в социологи стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обуславливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму. Г. Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс ведет к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества. Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интергации людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества. Однако концепции линейного прогресса общества оказались неспособны объяснить попятные движения и кризисы, распады обществ и целых цивилизаций.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ в. преодолевалась путем поиска новых подходов к социальным изменениям. В теориях циклического развития О. Шпенглера и А. Тойнби развитие общества понимается не как прямолинейный процесс движения к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Согласно концепции А. Тойнби основным законом движения цивилизации является механизм «вызов-ответ». Любая цивилизация сталкивается с тем, что история бросает ей вызов (природные катаклизмы, длительные годы засухи, наводнения, вторжение извне). Цивилизация должна приспособиться к новым природным обстоятельствам, найти ответ. Если творческое меньшинство – совокупность одаренных, интеллектуальных, этически возвышенных людей – находит удачный ответ, то цивилизация продолжает существовать, если же накапливаются не совсем точные или совсем неточные ответы, цивилизация из стадии развития переходит в стадию упадка. Ограниченность циклических концепций состоит в отрицании универсальности и поступательности социального развития.

Современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях.

Ведущий представитель структурно-функционального подхода в социологии Т. Парсонс утверждает, что общества имеют тенденцию становится все более дифференцированными в своих структурах и функциях. По мнению другого ученого Д. Белла «эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации, который обеспечивает социальной системе, организму большую способность приспособления к среде, что в известном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению … это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы должны исчезнуть».

Помимо теории социальных изменений Т. Парсонса, необходимо отметить также социокультурные, индустриально-технологические, социально-экономические теории социальных изменений.

Социокультурные теории ставят во главу угла изменения, происходящие в мировоззрении, религиях, системах ценностей, менталитете социальных групп, обществ и эпох. Эти изменения определяют в конечном итоге все остальные изменения, происходящие в обществе. К этой группе принадлежит концепция социокультурной динамики П. Сорокина.

Индустриально-технологические теории интерпретируют социальные изменения как в той или иной степени производные от индустриальной технологии, например, «стадии экономического роста» (У. Ростоу), информационного общества (О. Тоффлера).

Социально-экономические теории социальных изменений, к которым относится прежде всего марксизм, кладут в основу изменений диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Каждая из этих теорий имеет свои достоинства, однако, ни одна из них не дает универсального объяснения всех социальных изменений.

В современных теориях для обозначения исторического процесса перехода от традиционного (аграрного) общества к современному (индустриальному) обществу используется понятие модернизация как вид социальных изменений. Модернизация общества предполагает прежде всего его индустриализацию. В современном мире процесс модернизации имеет многоплановый характер. Ряд развитых стран Запада находятся на стадии постиндустриального развития, далеко опередив все остальные общества. В таких странах дальнейшие преобразования осуществляются на основе использования «качественно иного ресурса - творческого потенциала личности». В то же время страны, не достигшие постиндустриального и даже развитого индустриального состояния, стремятся к дальнейшей индустриальной модернизации.

Различают два вида модернизации. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Примером может служить переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII в. и преобразование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация является ответом на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриализация 30-х гг. XX в., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Модернизирующаяся страна заимствует у развитых стран передовые технологии, перестраивает систему управления, властные структуры, конституцию под зарубежные аналоги. Во многом именно так происходило в Японии в XIX и XX веках. Стране Восходящего Солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологии и финансы. За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и в свою очередь служит образцом для подражания.

Ряд социологов, рассматривая социальные изменения в Восточной Европе, Среднем Востоке, Центральной Америке, Южной Африке и других регионах, отмечают, что, в сущности, есть только один доминирующий путь развития – тот, которым шли Япония и западные страны. Поэтому общества должны сближаться на основе модернизации.

Социологи, стоящие на позициях теории мировой системы, рассматривают развитие современных обществ в контексте международного, географического разделения труда. Согласно теории мировой системы, страны третьего мира не могут повторить путь развития, пройденный западными странами, так как специализация производства и экспорт сырьевых ресурсов ухудшают долгосрочные перспективы национальных государств, поскольку отвечают потребностям мирового рынка, а не внутренним интересам развития страны.

Таким образом, можно сказать, что если теория модернизации базируется на сходстве в процессе политического и экономического развития стран мира, то теория мировой системы уделяет основное внимание различиям.

 

 

Прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, цивилизационных тупиков, кризисов и даже срывов. Социальный кризис – переломный, решающий момент в развитии общества, время, характеризующееся обострением социальных противоречий и нарушением социальной стабильности. Кризис порождает дестабилизацию общества, которая охватывает экономику, политику, затрагивает психику человека (ощущение тупика).

Социальный кризис – это неспособность существующей общественной системы функционировать, воспроизводить себя на базе тех социальных отношений, институтов, ценностей, на которых она раньше существовала.

Согласно марксизму социальный кризис является закономерностью исторического развития и предшествует смене общественно-экономических формаций. Теорию социального кризиса К. Маркса можно свести к нескольким положениям:

1) общество развивается на основе внутренних противоречий;

2) общество впадает в кризис вследствие неспособности регулировать и разрешать внутренние противоречия на основе существующих структур;

3) ни одна общественная система не вечна, уступает место новой социальной системе;

4) ни одна общественная система не погибнет раньше, чем в ее недрах не сформируется ядро перехода к новой системе;

5) кризис есть столкновение больших социальных групп, прежде всего классов, которые не могут ужиться в существующей системе отношений;

6) кризис есть крушение господствующего класса или надлом его господства.

Концепция структурно-функционального анализа (Т.Парсонс, Ч. Джонсон) рассматривает социальный кризис как аномалию, дисфункциональное расстройство социальной системы, являющееся следствием неверных решений, неправильного управления. Ч. Джонсон выделяет следующие этапы социального кризиса:

1.нарастание социального недовольства широких слоев населения из-за нерешенности социальных проблем и снижения уровня жизни; отдельные классы, слои стремятся изменить свой статус в обществе;

2.раскол в правящих кругах, который обусловлен тем, что различные сегменты власти предлагают различные пути выхода из кризиса;

3.резко падает авторитет властвующих институтов, так как проявляется их неспособность улучшить ситуацию;

4.повышается политическая активность широких масс, которые, поняв тупиковость сложившейся ситуации, ищут свои пути выхода из кризиса и выдвигают политические требования.

Следует заметить, что социальный кризис – не бесконечный процесс, имеет определенное начало и конец. Концом социального кризиса является переход к новой социальной системе или кардинальное переустройство существующей социальной системы.

Выйти из состояния кризиса общество может двумя способами: революционным или реформистским.

Социальная революция – комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии, замену одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной.

Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические и экономические. Например, революцию в науке совершили теория относительности Эйнштейна и открытие электрона, специалисты по управлению говорят о менеджерской революции. Социальные и политические революции, которые возникают как следствие нарастания противоречий в обществе на определенном этапе развития, представляют собой наиболее острые формы борьбы между нарождающимися новыми и отжившими старыми формами общественных отношений.

Социальная революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. В результате революции к власти приходят новые блоки политических партий и сил, которые и осуществляют глубокие изменения в политическом, социальном и экономическом строе страны в своих интересах. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствует эффективному решению назревших экономических, политических и социальных проблем. Об этом свидетельствуют Французская революция 1789 г., Американская революция 1776 гг. Революция как действие более глубокое обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху». Так, коллективизация и индустриализация могут рассматриваться как продолжение Октябрьской революции 1917 г. в России. Однако революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Социальная реформа – преобразование, переустройство какой-либо стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя. Реформы осуществляются в целях преодоления кризиса и возобновления устойчивого социально-экономического развития. Реформы различают по общественным сферам, которые они преобразуют: экономические, политические, социальные. Реформы называются социальными, если они касаются социального положения различных слоев населения, ограничивают или расширяют их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, новая налоговая система – примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод – политические реформы.

По глубине преобразований различают поверхностные (косметические) и радикальные реформы. Радикальные реформы опосредуют радикальные изменения социальной, экономической систем и связаны с коренной ломкой институциональной, социальной, правовой структуры общества. Таковыми были отмена крепостного права в 1861 г. и столыпинская реформа. Они задумывались правительством как частичные нововведения, но позже охватили все общество и по своим последствиям они вполне могут сравниться с революциями. В отличие от социальной революции, реформы осуществляются, как правило «сверху», законным путем при сохранении легитимности действующих органов государственной власти.

Сегодня великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие «реформа-инновация», под которой понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

 

 

Социальный конфликт – столкновение социальных групп, являющихся носителями противоположных социально-экономических, политических интересов, взглядов, идеологий. Конфликты могут принимать самую разную форму – от простой ссоры двух людей до крупного военного столкновения, иметь экономический, религиозный, профессиональный, этнический и другой характер.

Несмотря на столь многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик. Всем конфликтам присущи основные параметры: 1) участники и субъекты конфликта; 2) причины и источники возникновения конфликта; 2) взаимодействие, т.е. всевозможные формы конфликтного поведения и действий участников, направленное на разрешение конфликта; 4) последствия конфликта.

Наиболее глубоко и всесторонне проблема социальных конфликтов исследована в работах западных ученых К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера, К. Боулдинга, которые рассматривают конфликт как источник социальных изменений.

Субъектами конфликта могут выступать отдельные индивиды или целые группы, способные создавать конфликтную ситуацию, влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники, явно или неявно поддерживающие конфликтующих: сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

Среди причин социальных конфликтов можно выделить следующие их типы:

1.Социальное неравенство. Богатство, власть и высокие должности одних выступают резким контрастом бедности и подчиненности других. Это обстоятельство дополняется тем, что в обществе всегда существует дефицит жизненных благ, в результате становится неизбежной борьба за лучшие позиции в обществе – за собственность, высокие доходы, авторитет, власть и престиж, против дискриминации и ущемления прав.

2. Наличие противоположных ориентаций. Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Они могут возникать из-за различного отношения к манере поведения, к семье и браку, к политическим институтам. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже.

3. Идеологические причины. Они заключаются в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагают мировоззрения у разных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально- политические устремления становятся катализатором противоречий.

4. Несовершенство человеческой психики. Это проявляется в чрезмерных эмоциях, которые искажают взаимоотношения и затрудняют взаимопонимание людей, в ненависти, зависти, злорадстве, расовой, национальной розни и т.д.

Обобщая все названные причины конфликтов, можно выделить их универсальный источник – несовместимость интересов, целей, желаний и претензий конфликтующих сторон, ибо потребности людей растут, а возможности для их удовлетворения ограничены. Не случайно поэтому, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем острее в нем конфликты между социальными группами.

Конфликтное поведение субъектов конфликта различаются на разных стадиях конфликта. Первая стадия социального конфликта – это предконфликтная стадия. В этот период конфликтующие стороны, прежде чем решится на открытые действия, оценивают свои возможности (материальные, информационные, властные и другие ресурсы). Предпринимаются шаги по консолидации сил, поиск сторонников, определяется стратегия действий.

Вторая стадия социального конфликта – непосредственно конфликт. Действия сторон направлены на изменение поведения противника. Они могут быть открытыми или скрытыми, физическими, психологическими, идеологическими и т.п. Эти действия расширяют сферу конфликта.

По своему внутреннему содержанию конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образ врага. Такие конфликты не бывают затяжными, так как обе стороны стремятся к улучшению взаимоотношений.

В эмоциональном конфликте стороны действуют на основе неприязни, и первоначальная причина просто забывается, неприязнь может перерасти в ненависть. Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве они не управляемы. Некоторые конфликты, например, религиозные, могут передавать эмоциональный настрой нескольким поколениям.

Третья стадия социального конфликта – это разрешение конфликта. В социологии значительное внимание уделяется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими. Задача управления социальным конфликтом состоит в том, чтобы не допустить его разрастания и снизить его негативные последствия.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершения инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Чтобы конфликт не вспыхнул вновь, необходимо устранить основную причину конфликта. На этой стадии действия участников и субъектов конфликта направлены на поиск путей преодоления конфликта. Основными стратегическими направлениями урегулирования социальных конфликтов являются переговоры, консультирование, привлечение «третьей силы», не участвующей в конфликте, но заинтересованной в его урегулировании, предупреждении. Переговоры позволяют избежать насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что позволяет понять аргументы сторон, рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к компромиссу, консенсусу, открыть пути к сотрудничеству.

Стратегия консультирования практикуется в тех случаях, когда невозможно решить проблему без процедуры консультирования с экспертами-профессионалами. Специфика этой стратегии заключается в глубоком анализе конфликтной ситуации на уровне потребностей и ценностей сторон методами социальных наук. Стратегическая цель консультирования заключается в изменении индивидуальных установок к улучшению взаимоотношений конфликтующих сторон и разрешению конфликта.

Посредничество дает возможность неформального взаимодействия между конфликтующими сторонами при помощи авторитетных посредников. В их роли могут выступать как организации, так и частные лица (например, дипломаты, авторитетные ученые, политически лидеры). Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможным.

Стратегия предупреждения заключается в предотвращении деструктивных социальных конфликтов путем устранения источников социального напряжения. Структуры власти должны уметь согласовывать противоречивые групповые интересы и регулировать крупные социальные конфликты. Защита прав и свобод человека, возможность получения образования, рост доходов членов семьи, развитие здравоохранения, система социального обеспечения, создание рабочих мест – наиболее значимые условия предупреждения социальных конфликтов.

Последствия социальных конфликтов весьма противоречивы. Ученые выделяют интегративные и деструктивные последствия. Интегративная функция конфликтов состоит в том, что они дают сигнал о неблагополучии в социуме, обнаруживают назревшие проблемы в нем, вскрывают причины неудовлетворенности людей. Разрешение частных маленьких конфликтов снимает напряженность в отношениях конфликтующих сторон, которые лучше осознают свои и противоположные интересы, общие проблемы, и в итоге приспосабливаются друг к другу. Это может стимулировать позитивные социальные изменения. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики, новых норм в разных сферах жизни, тем самым предотвращается возможный застой в обществе и обеспечивается социальный прогресс.

Деструктивная функция присуща конфликтам, принявшим затяжной характер, крупномасштабность и обладающим высокой разрушительной силой. Конфликты такого рода способны разрушать социальные общности и групповое единство, дестабилизировать отношения в социальных системах, вызывать раскол в обществе и дезорганизовывать жизнь людей. Забастовки могут оставить бездеятельными тысячи людей и нанести серьезный урон предприятиям; национальные конфликты разрушают взаимосвязи между народами, усиливают ожесточение, могут привести к кровопролитию.

Таким образом, только продвижение конфликта к разрешению, а не пресечение определяет его конструктивную значимость, и в этом смысле социальный конфликт является движущей силой позитивных социальных изменений.

 

Лекция 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

Вопросы:

1. Политическая власть: сущность и признаки, основные компоненты

2. Легальность и легитимность политической власти.

3. Политический режим: понятие и типология.

 

 

Политическая власть – центральное понятие политологии. Политическая власть существует в государственно-организованном обществе. Политической власти присущи общие характеристики власти как социального института, который возник в глубокой древности.

Современные исследователи по-разному рассматривают понятие власти. Власть – это:

- вид управления, регулирования и контроля;

- результат подсознательной неполноценности тех, кто властвует;

- средство упорядочения взаимодействий людей;

- изменение поведения людей через изменение целей их действий;

- насилие, господство и др.

Анализ этих подходов позволяет определить сущность власти. Власть – это способность и возможность одних оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность других людей. Властвующие могут использовать право, насилие, опираться на авторитет и другие властные способы и методы. Таким образом, сущность власти заключается в возможности одних повелевать, распоряжаться и управлять другими.

В обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу своего особого положения являются своеобразными центрами притяжения власти. Аристократия – власть привилегированной знати. Плутократия – власть богатых людей. Бюрократия – власть чиновников.

Демократия – власть народа – народ, как правило, осуществляет выбор представителей публичной власти. Теократия – власть религии и церкви. Партократия – власть партий и партийных коалиций.

Райтократия – власть средств массовой информации («четвертая власть», которая существует наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти). Технократия – власть технических специалистов. Автократия – власть личности. Мафия – власть организованных преступных сообществ.

Категория «политическая власть» отражает сущность понятия «власть». Вместе с тем политическая власть имеет свои особенные признаки. Как правило, политологи выделяют следующие характерные особенности или признаки:

1) верховенство, оно означает, что политическая власть является главной среди других видов власти, ее решения обязательны для исполнения людьми и их разнообразными организациями;

2) всеобщность (публичность), под этим подразумевается, что политическую власть осуществляет особая группа людей (политическая элита), от имени всего общества воплощающая свои решения в правовых нормах, которые распространяются на весь социум;

3) легальность в применении силы и других средств власти в обществе; принуждение по отношению к личности или объединению людей закрепляется с помощью законов;

4) моноцентричность, то есть существования единого единого центра принятия решений, таким центром является государство и входящие в его структуру политические партии и общественные объединения;

5) маневренность, которая предполагает использование политической властью широкого спектра средств для завоевания, удержания и реализации власти, мобилизации общества на достижение каких-либо целей.

Из этих признаков следует, что политическая власть- это организованная волевая деятельность одной группы людей, которая подчиняет других людей во имя общих целей. Политическая власть призвана преодолевать хаос, состояние «войны всех против всех».

Ее наличие снижает неопределенность в поведении людей. Политическая власть становится фактором обеспечения эволюционного преимущества, так как уменьшает размах случайных отклонений в тех социумах, в которых она появляется. Она создает политическую систему общества и разрешает постоянно возникающие противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества.

В настоящее время существует несколько концепций, трактующих понятие «политическая власть: реляционистская (релятивистская), бихевиористская, системная теории политической власти. Наиболее полно сущность политической власти отражает реляционистский (релятивистский) подход (термин образован от английского слова, означающее «отношение»).

С точки зрения представителей этой теории Д. Картрайта, П. Блау, Д. Ронга, политическая власть представляет собой отношение, в котором субъект власти оказывает определяющее влияние на объект власти. Представители этого подхода проанализировали структуру политической власти.

Она включает в себя такие компоненты как субъект, объект, ресурсы и процесс власти. Субъект власти – это властвующие, то есть отдельные люди, организации, институты.

Они добиваются того, чтобы намеченные ими цели, решения, присущие им идеалы, разделяемые ими идеологии, намеченные ими цели и решения реализовывались другими, всем обществом. Субъектами власти являются личность (президент, лидер правящей партии, император, шах и др.), объединения (правящая партия), организации и институты (государство, его министерства и ведомства), народ (во время всеобщих, равных и прямых выборов, референдумов, во время революций).

Субъект власти для реализации властных отношений должен обладать желанием властвовать. Стремление власти может представлять самоцель действий человека (предполагают, что из всех страстей человеческих после самолюбия самая сильная – властолюбие), люди также видят в обладании властью средство улучшения жизни. Идеальная модель предполагает, что субъект власти должен быть компетентным, знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Для утверждения властного отношения субъект использует средства:

1) приказ - он доводит до сведения подвластных свое распоряжение;

2) подчинение – подвластные должны признать высшей волю субъекта власти; без подчинения не может быть реализована политическая власть;

3) наказание – воздействие на подвластных в случае недолжного выполнения ими властного распоряжения;

4) система норм поведения как совокупность правил в соответствии со всеобщим интересом, в рамках которых должны действовать властвующие и подвластные.

Второй компонент властных отношений – объект власти. Под объектом власти понимают подвластных, выполняющих распоряжения субъектов власти.

Объектом политической власти может быть отдельный человек, партии, общественные организации и движения, не входящие в систему органов государственной власти, общество в целом.

Внутренние побуждения у людей (мотивы) к исполнительской деятельности могут быть основаны на долголетней привычке повиноваться, на страхе перед наказанием, на заинтересованности в выполнении распоряжений, на авторитете субъекта власти, на убежденности в правоте действий властных органов.

Политологи полагают, что политическая власть, основанная на убежденности, авторитете, общих интересах властвующих и подвластных может достигнуть максимальной силы. Субъект власти воспринимается объектом как свой представитель и защитник.

Для реализации властных отношений политической властью используются разнообразные ресурсы. Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект в соответствии с целями субъекта.

Субъекты политической власти, как правило, прежде всего, могут использовать экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические ресурсы.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, полезные ископаемые, продукты питания и др.). Использование этого типа ресурсов воплощается в экономической политике субъекта власти, в том числе инвестиционной, научно-технической, налоговой, таможенной, внешнеэкономической.

Социальные ресурсы представляют наличие в обществе разных социальных групп и общностей, каждая из которых имеет свой статус (положение относительно других групп). Любой субъект политической власти имеет свою социальную базу, то есть совокупность социальных групп, на которые он опирается. Субъект власти осуществляет социальную политику. Он может изменять социальный статус группы, общности, личности (повышать или понижать престиж группы или общности, переводить человека с должности на должность, регулировать отношения между этническими группами, предотвращать социальные конфликты).

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, культурные и моральные ценности общества, идеологии, институты науки, образования, средства массовой информации, театр, кино, музеи и др. Объектом политического влияния могут быть телевидение, другие средства массовой информации, наука, печать, образование и другие институты культуры.

Принудительные (силовые) ресурсы – органы внутренних дел, милиция, полиция, войска специального назначения и др.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс.

 

 

Легальность и легитимность – близкие, но не тождественные понятия. Легальность (понятие образовано от латинского слова, означающее «закон») – законность политической власти. Это означает, что она оформляет свое положение в обществе, свои идеалы, идеологии, решения и действия на основе законов (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.).

Легальность отражает юридический характер политической власти.

Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении.

Легальность влияет на долговременность, стабильность, маневренность политической власти, которая на основе правовых норм регулирует взаимодействия между социальными группами и общностями. Легальная политическая власть через законы закрепляет свое господство, то есть разделение в обществе управленческого труда и исполнительской деятельности.

Господство может быть связано с такими отношениями как угнетение и подавление. Оно допускает также наличие демократического контроля объектов власти за действиями представителей политической элиты.

Легальная власть на основе правовых норм осуществляет управление. Этот вид деятельности можно подразделить на два уровня.

Первый уровень предполагает выработку стратегических, главных целей общественного развития, реализация которых рассчитана на длительный период времени, формирование долгосрочных программ развития общества. Второй уровень – использование власти для обеспечения целенаправленного поведения объектов власти-производителей, наемных работников, партий, населения регионов и т. д.

Легальная власть вправе осуществлять контроль, то есть постоянно следить за тем, как выполняются ее законы, указы и распоряжения властных органов.

Понятие «легитимность» носит оценочный, этический характер. Данное понятие означает поддержку большинством членов общества правовых норм, политических институтов, проводимой ими политики, действий субъектов политической власти, политических лидеров.

Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, А если оно не достигается – оправдание такого принуждения, использование силы.

В политологии на основе идей М. Вебера рассматриваются три способа достижения легитимности политической власти. Они базируются на выделении мотивов (внутренних побудителей) подчинения людей.

Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков.

Освященные обычаем нормы выступают как основа отношений господства и подчинения. Господство традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, то они могут потерять легитимность в гла

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы. 1. Социальное неравенство и социальные классы | В политологии выделяются различные типы государств. Наиболее устоявшимися критериями типологии государств являются: форма правления, форма государственного устройства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.