Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В политологии выделяются различные типы государств. Наиболее устоявшимися критериями типологии государств являются: форма правления, форма государственного устройства




Под формой государственного правления принято понимать организацию верховной государственной власти, её структуру, правовой статус и субординацию высших органов, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления: монархия и республика.

Самым распространенным и наиболее длительно существовавшим типом государства в прошлом была монархия. Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Среди монархий различают две разновидности: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия это такая форма правления, при которой власть правителя не имеет ограничений и носит в основном единоличный, самодержавный характер. Историческими формами неограниченной монархии являлись – деспотия, теократия, сословная монархия, абсолютизм, просвещенный абсолютизм.

В современном мире ближе всех к такой форме правления относятся Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман.

По мере демократизации обществ на смену неограниченной монархии пришла монархия ограниченная, или конституционная. Конституционная монархия представляет такую форму правления, в которой власть монарха ограничена на основе конституции. Чаще всего конституционный монарх просто «царствует, но не управляет», так как руководство страной осуществляется парламентом и правительством. Парламент выполняет законотворческие функции, а правительство осуществляет исполнительную власть, в государстве формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Следует отметить, что правительство в конституционных монархиях формируются парламентским большинством и подчинено парламенту, а не монарху. Конституционные монархии в современном мире существуют в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции и других странах.

В современной политической практике наиболее распространенной формой правления является республика. Республика – форма правления, в которой высшая власть принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов, т.е. источником власти в республике является народ. В зависимости от объема и структуры властных полномочий парламента и президента различают следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.

В парламентской республике выборный парламент формирует правительство из числа лидеров партий, одержавших победу на выборах. Основным средством влияния парламента на правительство является вотум недоверия, означающий отставку правительства.

Руководитель правительства (премьер – министр, канцлер) первое лицо в парламентской республике, а президент часто является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим представительские, церемониальные функции (визиты за рубеж, вручение наград и т.п.). Парламентская республика существует в Австрии, Индии, Германии, Италии, и некоторых других странах.

Главной отличительной чертой президентской республики является то, что всенародно избранный президент является и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой. Правительство назначается лично президентом и не ответственно перед парламентом. Парламент располагает всей полнотой законодательной власти и независим от президента, который не имеет права роспуска парламента. Президент не несет ответственности перед парламентом, однако в предусмотренных конституцией страны случаях(государственная измена, тяжкое преступление), он может быть привлечен к уголовной ответственности при соблюдении особой процедуры отречения от должности (импичмента). Президентская республика действует в США, Финляндии, Боливии, Венесуэле, Мексике и других странах.

У каждой из этих форм есть свои плюсы и минусы. В частности, парламентскую республику могут часто изматывать правительственные отставки и кризисы, если парламент раздроблен на многочисленные конфликтующие группы. Для президентской республики характерна большая стабильность власти в обществе, поскольку ради самосохранения законодательная и исполнительная ветви власти вынуждены сотрудничать, а президент может помогать им искать согласие.

Существуют также республики, в которых элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской. Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.

К первому типу относятся такие формы правления(к примеру Французская республика), при которых президент получает значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Президент в таких системах выбирается на прямых выборах, он существенно влияет на создание правительства и назначения на ключевые посты. Но правительство не только зависит от президента, но ответственно и перед парламентом, может быть сменено последним. Наряду с конституционным регулированием важную роль играют структура партийной системы и фактическое отношение парламентского большинства. Президент во Франции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда располагает большинством в парламенте.

Второй тип смешанной республиканской формы правления существует в Швейцарии. Здесь действует конституция, соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь, правительство не может влиять на парламент. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.

Несмотря на отличие всех рассмотренных выше республиканских форм правления, которые, в сущности, сводятся к отношениям между парламентом и правительством, парламенты везде имеют сходные функции, а именно: законодательство, контроль над правительством, представительство и учет общественных интересов. Основные различия между типами республик состоят в порядке формирования правительства, процедуре его отставки.

Форма государственного устройства – это территориально организационная структура государства. В рамках территориального устройства государства формируется система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. В политологии принято выделять две основные формы государственного устройства – унитарную и федеративную.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство(т.е. одно, единое) называют простым государством.

Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно – территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.). Оно обладает одной конституцией, одним высшим органом законодательной власти, одним высшим органом исполнительной власти, единой системой судебных органов, единым гражданством. Унитарными государствами является большинство государств мира. В число современных унитарных государств входят Дания, Швеция, Великобритания, Франция и другие страны.

Федерация – это объединение двух или нескольких государственных образований – земли (как, например, в ФРГ), штаты (Бразилия, США), провинции(Канада). Эти региональные единицы (субъекты федерации) могут иметь собственную конституцию и внутреннее административно-территориальное деление, свои органы власти и управления, правовую и судебную систему, свое гражданство. Между высшей государственной властью и субъектами федерации, как правило, существуют разграничения полномочий. В федеративных государствах существуют единые социально – экономическое пространство, денежная система, конституция, территория, границы, высшая власть. Субъекты федерации, как правило, не имеют права выхода из государственного союза. К современным федеративным государствам относятся: Россия, Канада, Аргентина, США и другие.

Помимо двух основных форм государственного устройства – унитарной и федеративной, в мире существуют и другие. К ним относится конфедерация – союз независимых, суверенных государств, созданный для достижения каких – либо общих целей – внешнеполитических, оборонительных, экономических. Конфедеративный союз – это добровольное объединение государств, в котором каждое из них делегирует общей центральной власти союза строго ограниченный круг полномочий. Подобные объединения отличаются не устойчивостью. В итоге они либо распадаются (как, например, Норвегия и Швеция в 1905 году), либо перерастают в федерацию (как в свое время Швейцарская конфедерация(в XVIII и XIX вв)). В настоящее время часть государств, появившихся на территории бывшего СССР, предпринимают попытки создать нечто подобное конфедерации – Содружество Независимых Государств (СНГ). Созданным межнациональным координирующим органам эти государства делегируют некоторые вопросы обороны, торговли, экономики, культуры.

Глобализация социальной жизни рождает все новые формы объединений государств. Наиболее значительный прогресс в межгосударственной интеграции демонстрирует Европейский союз (ЕС). Европейский союз создал общие рынки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, единую валюту – евро, общий Европарламет, общий суд и совместные финансовые учреждения, осуществляют согласованную политику, культурное, экологическое сотрудничество.

Типология государств проводится и по другим признакам. По степени устойчивости политической жизни государства можно разделить на стабильные и нестабильные. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций и политических курсов страны, большим числом путчей и переворотов.

Государства могут быть типологизированы и по выполняемым ими функциям, точнее, по функциям, имеющим преимущественное, приоритетное значение в их деятельности. Так, можно выделить военное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия – армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны порядка и безопасности. К таким государствам можно отнести современную Северную Корею.

Социальное государство сосредотачивается на приоритетном развитии социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.д.) и проводит активную социальную политику с целью улучшения жизни всего населения. Примеры подобных государств: Канада, США, Финляндия, ФРГ и др.

Основное назначение правового государства – развитие структур, обеспечивающих защиту прав всех членов его общества.

Появление государства в истории человечества – закономерный результат стремления людей жить в безопасном и благоустроенном обществе. Однако история развития государства показала, что с одной стороны оно абсолютно необходимо людям, так как управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и определённый порядок в нём, а с другой – подавляет свободу людей (неоправданные запреты, чрезмерное налогообложение граждан, подавление инакомыслия, развязывание ненужных обществу войн и т.д.) и порождает бюрократизм. Государственный бюрократизм проявляет себя в многочисленных, громоздких и, обычно, оторванных от народа структурах госаппарата. Этим структурам, если они бесконтрольны со стороны общества, присущи такие явления, как нарушение прав человека и произвол (особенно в армии, милиции, полиции), формализм, волокита и пренебрежение к конкретным нуждам людей, сопротивление новшествам и торможение реформ; стремление чиновников к личному благополучию за счёт других, коррупция.

На протяжении многих веков государство подавляет общество и личность. В традиционных (феодальных) сословно-иерархических обществах отношения между людьми жёстко регламентировались государством и «коллективами» (кастами, сословиями, крестьянскими общинами и т.д.). Общество, организованно противостоящее произволу государственной власти, зарождается на определённом этапе развития человечества. В результате буржуазных революций в странах Западной Европы и США произошло уничтожение сословных привилегий, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, созданы правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, обеспечению равенства граждан перед законом. Всё это создало предпосылки для формирования в этих странах гражданского общества.

Вторая идея преобладает в дискуссиях о понимании гражданского общества.

Несомненно, что общество возникло в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но это не даёт основания смешивать категорию «общество» как человеческую общность вообще, с категорией «гражданское общество», возникшей на определённом этапе развития западной цивилизации. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина, как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделённого определённым комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое гарантирует и обеспечивает права и свободы человека.

В результате эволюции во многих развитых странах сформировалось современное гражданское общество, имеющее определённую структуру, выполняющее характерные функции.

Гражданское общество – совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на неё воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов.

Опираясь на данное определение, можно выделить следующую его структуру. Она включает, во-первых, всю совокупность негосударственных взаимоотношений в обществе. Это может быть: совместный бизнес, общие занятия в клубах по интересам, деятельность в политических партиях, общественных организациях, движениях, семейные, религиозные, творческие взаимоотношения, частная жизнь людей. Во-вторых, социальные институты, такие как семья и брак, частная собственность, хозяйственные корпорации, творческие союзы, наука, церковь, международные неправительственные организации. В сфере частногражданской жизни действия и взаимоотношения людей свободны и определяются их личными желаниями и интересами, а прямое государственное вмешательство в эту сферу ограждено законами.

Главным действующим лицом гражданского общества является личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения. Гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов.

Для устойчивых структур государства характерно преобладание иерархических связей, вертикальных отношений, для гражданского общества – горизонтальных невластных связей. Эти последние весьма разнообразны и образуют как бы несколько слоёв.

Фундамент составляют отношения связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Это, прежде всего, экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности (частная, государственная, муниципальная, коллективная и др.). Наличие собственности является основой свободы личности в любом обществе. Надёжно защищённая законом собственность придаёт человеку определённую степень самостоятельности и независимости от власти государства. Личный интерес субъекта, собственность, является мощным стимулом повседневной деятельности для свободного гражданина.

Второй слой – это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на разветвлённой социальной структуре, отражающей всё богатство и разнообразие интересов множества социальных групп.

Третий слой – это отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями. Это различные добровольные организации граждан, их ассоциации, муниципальные коммуны, благотворительные фонды, творческие, кооперативные объединения, спортивные общества, политические партии и союзы. Они критикуют различные стороны проводимой политики государственного, регионального уровня, ставят перед руководителями различные вопросы, которые поднимают граждане, защищают перед государственными органами интересы и права своих членов, стремятся удовлетворить их запросы и потребности.

Гражданское общество выполняет ряд важных функций:

1. Защита частных сфер жизни человека от необоснованной жёсткой регламентации государства.

2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и развитию демократических органов государства. Для выполнения этой функции используются такие средства как акции протеста или поддержки тех или иных требований, активное участие в избирательных кампаниях, независимые средства массовой информации.

4. С помощью своих институтов и организаций гражданское общество обеспечивает реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5. Коммуникационная функция гражданского общества проявляется в информировании государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

6. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию, создавая прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. Когда государство начинает «шататься» (кризисы, депрессии), его поддерживают структуры гражданского общества.

Таким образом, развитое гражданское общество имеет для страны большое значение, так как, во-первых, оно создаёт условия для свободной самореализации индивидов, их различных объединений и групп, а, во вторых, оно удерживает государство от подавления индивидов, делая его более демократичным и правовым.

Существует ли гражданское общество в современной России? В настоящее время сложилась определённая структура гражданского общества; многие институты и организации, составляющие его основу, существуют реально. Основа создания гражданских союзов была заложена Конституцией РФ 1993 года.

Процесс становления системы общественных объединений (хозяйственных корпораций, творческих союзов, промышленных, земледельческих, просветительских ассоциаций, политических партий, молодёжных, жилищных, благотворительных обществ) в 90-е г. г. ХХ века шёл достаточно активно. В 2001 году их насчитывалось около 3000. Однако, по сравнению с западными негосударственными организациями, они отличались не столько малочисленностью, сколько несравненно меньшим влиянием на государство и общественную жизнь, преимущественно негражданской ориентацией.

В процессе модернизации российского общества институциализировался средний класс рыночного типа, который обладает ощутимыми ресурсами, способствует развитию конкурентной экономики. Однако, полноценный средний класс так и не сложился: он малочисленен и маловлиятелен, и не может служить гарантом социальной мобильности.

За истекшее десятилетие так и не была демократизирована судебная система, и население чувствует себя незащищённым от государственного вмешательства. Сохраняется всевластие бюрократического аппарата. В стране по-прежнему правит не закон, а чиновник от имени закона.

При столкновении с государством люди нередко терпят притеснения, произвол чиновников и мирятся с этим, часто не зная и не стремясь узнать, как защитить свои права, не видя и не создавая общественных групп, способных призвать власть к порядку.

Для удовлетворения постоянно развивающихся материальных и духовных потребностей необходим довольно высокий уровень развития экономики, а экономика современной России находится в кризисе.

Всё это свидетельствует о том, что гражданское общество в России находится только на начальной стадии своего развития. Доминирование государства над обществом продолжается.

В то же время опыт структуризации элементов гражданского общества в России постепенно приобретается и накапливается, а следовательно движение к современному гражданскому обществу будет продолжаться.

 

Лекция 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

 

Вопросы:

1. Партия как политический институт общества.

2. Институционализация политических партий.

3. Партийные системы: сущность и типология.

4. Общественные объединения и их роль в политическом процессе.

 

 

Жизнь современного общества невозможно представить без такого важнейшего субъекта политического процесса как партия.

Социальная структура общества, наличие в нем различных социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных, территориальных и многих других) способствует формированию важнейшего элемента политической системы – политической партии. Термин «партия» в переводе с латинского («partio») означает «часть», «дело».

Партии как организации играют ведущую роль и занимают центральное место среди общественных объединений, организаций и движений, также входящих в политическую систему общества. Партии, вбирая наиболее инициативных людей, являются посредниками между социальными группами и государственной властью.

Партии защищают интересы социальных групп, или претендуют на выражение интересов общества в целом. Участвуя в политическом процессе, партии вырабатывают свои идеологии, программы, цели своей деятельности, стремятся обеспечить себе поддержку в обществе. В политической борьбе каждая партия или блок партий стремятся к тому, чтобы в результате прихода к власти в государстве возвести интересы, цели и идеалы, представляемые ею или коалицией партий, в общие, общегосударственные программы.

Политическая партия является важнейшим политическим институтом общества. Политическая партия представляет собой достаточно устойчивое общественное объединение активной группы людей, соединенных близкими интересами, убеждениями, целями и идеалами. Она выражает политическую волю определенной социальной группы общества или всего общества и ставит перед собой задачу овладения государственной властью или участия в ней для реализации своих программ.

Партия, как правило, имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы:

1) партийная элита (лидер партии, партийный аппарат, они обеспечивают руководство деятельностью партии, разрабатывают идеологию, стратегические цели деятельности организации, ее тактику, формы участия партии и ее сторонников в избирательных кампаниях и др.)

2) рядовые члены партии, их деятельность направлена на обеспечение выполнения партийных целей и задач, программ и идеалов.

Кроме этих элементов можно выделить еще два уровня политической партии:

1) партия в системе властных органов (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии – президенты, губернаторы, депутаты парламента и др.)

2) массовая база партии (избиратели, голосующие за кандидатов партии во время избирательной кампании.)

Более полно предназначение партии проявляется в ее функциях. Политологи выделяют наиболее важные функции этого политического института:

выявление и обоснование интересов социальных групп общества, доведение их до сведения государственных органов и органов местного самоуправления;

отражение интересов социальных групп общества в политической идеологии и программе, развитие и уточнение политической доктрины;

социально-политическое просвещение, разъяснение массам сложившейся в обществе ситуации, внутренней и внешней политики государства, действий политических лидеров, других участников политического процесса и предлагаемой партией платформы действий, формирование у граждан убеждений на основе партийной идеологии;

обеспечение в различных формах широкой поддержки программных требований партии, ее политических действий со стороны населения, вовлечение граждан в партию и партийную работу;

участие в формировании политической элиты (подготовка кадров для партийных организаций, государственных органов, местного самоуправления, общественных организаций и движений, СМИ и др.;

организация борьбы за власть с использованием радикальных средств и методов, участие в политическом процессе для достижения властных полномочий, проведение избирательных кампаний с целью формирования высших и местных органов власти, поддержка действующей власти или протест против нее;

определение форм, средств и методов партийной деятельности в зависимости от меняющейся политической ситуации;

исполнение властных полномочий в функционирующих органах государственной власти и местного самоуправления (деятельность партийных лидеров как глав государств, правительств, работа партийных фракций в парламентах и др.;

разработка принципов, форм и методов отношений с другими участниками политического процесса.

Полнота реализации партиями своих функций зависит от уровня развития общества, его социальной структуры и статуса института партии в механизме власти, политического режима, подготовленности партийного лидера, связей с массами, международной ситуации и иных факторов.

Существовали и функционируют в современных обществах различные партии. Сравнительно-политический анализ партий приводит к выделению определенной типологии данного политического института.

По своему политико-правовому статусу политические партии могут подразделяться на легальные и нелегальные. Легальные партии действуют на законных основаниях. Нелегальные партии работают подпольно, вопреки существующему законодательству, судебной системе.

Среди легальных партий существуют такие организации, которые действуют в рамках всего государства, на всей его территории, участвуют в общенациональных выборах в государственные органы власти, и региональные партии, участвующие в выборах местных органов власти, например, штата в Индии.

Легальные партии следует отличать от парапартийных объединений, которые наряду с партиями участвуют в политическом процессе, но в силу разных причин партиями себя не называют. К парапартийным объединениям можно отнести профсоюзное движение «Солидарность» в 80-е гг. в Польше, «Женщины России», «Профсоюзы и промышленники, «Власть народу» в России.

По отношению к существующей государственной власти политические партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии входят в систему государственных органов, участвуют в деятельности государства.

Оппозиционные партии противостоят государственным органам. Партия может быть в непримиримой оппозиции, даже если она не призывает к насилию. Партия выступает против существующего в обществе распределения властных полномочий, не поддерживает правительство, защищающее сформированный государственный строй.

Партия может быть в оппозиции, направленной не против законно существующей системы государственных органов, их прерогатив и компетенции, а против политики определенного правительства (в Великобритании такую оппозицию называют «оппозиция ее Величества», а правительство – «правительством ее Величества»).

Партия может быть охарактеризована, как партия конструктивной оппозиции. Такая партия поддерживает положительные действия президента, правительства, парламента, других представителей политической элиты, при этом критикует отдельные недостатки их деятельности.

Часто политически значимым является классификация политических партий по социально-классовым отношениям. По своей социально-классовой сущности и массовой опоре политические партии классифицируются как буржуазные, рабочие, крестьянские и др.

По идейно-политическим целям, задачам и путям их достижения политические партии разделяются на консервативные, реформистские, либеральные, реакционные, радикалистские и др.

Консервативные партии выступают обычно за сохранение традиционно существующих институтов общества и политической системы – частной собственности, сильной государственной власти политической элиты, нации, семьи, господствующей религии и церкви.

Реформистские партии ставят перед собой задачу постепенного преобразования (реформирования) существующего общества в духе «демократического социализма», социального равенства и справедливости при сохранении его основ, сложившихся на более ранних этапах его развития.

Либеральные партии ставят перед собой задачи обеспечения индивидуальной свободы и свободы экономической деятельности, снижения налогов и соблюдения невмешательства государства в экономическую, социальную и другие сферы общества.

Реакционные партии ориентируются на полный или частичный возврат к ранее существовавшей социальной системе.

Радикалистские партии отрицают существующий общественно-политический строй, чаще всего поддерживают насильственные формы борьбы за его замену.

Известный французский политолог М. Дюверже выделил кадровые и массовые партии. Кадровые партии являются продуктом эволюции политических клубов. Они обычно создаются на основе парламентских групп и избирательных комитетов.

Основу кадровых партий составляет профессиональный партийный аппарат во главе с центральным руководством и лидером партии, которым принадлежит решающая роль в принятии решений. Задача партии - подготовка, организация и проведение избирательных кампаний, выборов, мобилизация в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных обеспечить поддержку максимально большего числа избирателей.

Массовые партии сформировались в результате введения всеобщего избирательного права. Они опираются на поддержку менее обеспеченных слоев общества. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и высокую степень идеологизированности. Как правило, это партии коммунистической и социал-демократической ориентации.

В современных условиях многие партии стараются привлечь на свою сторону как можно больше избирателей из разных социальных групп. Они выступают от лица всего общества, а не определенной социальной группы, стремятся разработать и представить обществу неидеологизированную программу, такие партии стали называть партиями избирателей («партии-хватай всех», «интерклассовые партии»).

По степени взаимодействия партий с парламентариями выделяют партии с сильной и слабой структурой.

Партии обладают сильной структурой, если парламентарии подчиняются внутренней дисциплине и указаниям партийной фракции в парламенте. Представители партий со слабой структурой располагают в парламенте почти полной свободой голосования.

 

 

Повышению роли и значения партии в обществе способствует процесс их институционализации.

Институционализация политических партий определяется как процесс, с помощью которого эти организации приобретают ценность и стабильность. Институционализация политических партий совершается на основе принятия и вступления в действие различных правовых актов (конституций, законов и др.), которые определяют статус, права и обязанности, источники финансирования, их участие во властных структурах и др.

Процесс институционализации политических партий включает реализацию формальных и материальных требований. Формальные требования включают наличие собственного наименования, эмблемы партии. Законодательство практически всех государств предписывает, чтобы наименование новой партии отличалось от созданных ранее организаций, чтобы в названиях и эмблемах не было сходства с государственной и религиозной символикой.

К материальным требованиям относятся принципы организационного построения и функционирования партии. Как правило, современное законодательство обязывает, чтобы партия строилась на демократических принципах. Не допускается отказ в принятии в нее или исключение из нее по принципу национальной принадлежности, пола или расы.

Необходимо также, чтобы основные вопросы партийной жизни решались на собраниях всех членов или представителей всех членов партии. Партия должна регулярно обнародовать основные партийные документы, состав руководства, данные об источниках финансирования и расходовании денежных средств.

Законодательство о партиях, как правило, устанавливает ограничения в деятельности политических партий. Государственные нормы требуют, чтобы устав и программа партии не противоречила конституции.

(Партия не должна осуществлять призывы к насильственному свержению существующего строя, не создавать военизированные и полувоенные организации. Деятельность партии не должна быть направлена против суверенитета или территориальной целостности страны и единства нации, прав и свобод граждан, партия не должна разжигать расовую, национальную или религиозную вражду.)

Институционализация деятельности политических партий охватывает вопросы финансирования их работы. К ним относятся, в частности, регулирование порядка финансирования политических партий, их расходов на выборах, контроля за финансовой деятельностью.

Как правило, во многих государствах существуют три группы финансовых источников: собственные средства политических партий, частное финансирование и государственное финансирование.

Собственное средства партии создаются за счет вступительных и членских взносов, отчислений в партийную кассу от жалования членов партии, занимающих посты во властных структурах (депутаты парламента, члены правительства), доходов от партийных мероприятий (проведение выставок, лекций, фестивалей), доходов от имущества и предпринимательской деятельности.

Собственные средства политических партий, особенно членские взносы, составляют в большинстве случаев незначительную часть их ресурсов. Например, в Италии членские взносы большинства партий не превышают в среднем 20 % всех их доходов.

Преобладающим в большинстве стран остается частное финансирование. Под этим понимаются добровольные пожертвование физических и юридических лиц (денежные взносы, дары, отказы по завещаниям). В большинстве стран запрещается финансирование политических партий из-за рубежа (от международных организаций, иностранных государств, организаций, граждан и их объединений). Такое финансирование рассматривается как вмешательство во внутренние дела государства.

Пожертвования частных юридических лиц в партийные кассы особенно возрастают в период проведения избирательных кампаний. Они используются как средство подчинения политических партий интересам определенных социальных групп финансового и промышленного капитала, являются одной из причин распространенной политической коррупции.

Третьим источником финансирования деятельности политических партий является государство. Государственное финансирование реализуется в следующих формах: общее, специальное и косвенное.

Общее (нецелевое) финансирование направляется на поддержку организационной деятельности партий. Средства расходуются на содержание партийного аппарата, проведение съездов, конференций, аренду помещений, приобретение оборудования.

Специальное финансирование означает субсидирование определенных видов деятельности. К ним относятся проведение избирательных кампаний, деятельность парламентских фракций.

Финансовые средства распределяются между партиями в соответствии с числом собранных голосов и полученных мандатов. Кроме этого субсидируется партийная пресса, образовательные и исследовательские институты, создаваемые партией, молодежные организации, примыкающие к партии.

Общее и специальное финансирование политических партий производится из государственного бюджета, в котором оно выделяется отдельной строкой.

Косвенное государственное финансирование включает, как правило, предоставление партиям бесплатного эфирного времени и места для публикации заявлений в государственных средствах массовой информации, транспортных услуг и услуг почтово-телеграфной связи, различного рода налоговых льгот. Государственное финансирование стало определенным средством поддержки политических партий.

 

 

Легально существующие в обществе партии образуют партийную систему. Партийная система представляет собой совокупность партий, взаимодействующих между собой и с другими институтами социума.

Партийные системы противостоят апартийным (беспартийным) формам организации политической власти. Политическая система исключает функционирование партий. Таких обществ в современном мире более двадцати (Иордания, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Оман, Бутан и др.)

Партийные системы типологизируются на основе количественных характеристик и на базе анализа качественных отношений между партиями и другими политическими институтами.

Политологи выделяют монопартийную (однопартийную, неконкурентную) партийную систему. Можно рассмотреть несколько видов монопартийной системы. Первый вид монопартийной системы отличается тем, что единственная партия является реальным институтом политической власти в обществе.

К специфическому варианту монопартийной системы следует отнести «квазимногопартийную» (мнимо-, ложномногопартийную) систему. Наличие и действие нескольких партий в обществе не изменяют однопартийной сущности партийной системы. Единственная партия главенствует над другими партиями и движениями в политической системе общества. В КНР существует девять политических партий, но конституционно закреплена руководящая роль КПК в обществе и государстве. «Квазимногопартийность» порождает тенденцию к сращиванию партийной системы с государством, но не в такой степени, как при абсолютной монопартийности.

При монопартийности не устраняется присущий обществу идейный и политический плюрализм, а закрываются каналы, по которым могут циркулировать различные идеи в обществе. В результате в деятельности политических институтов усиливается бюрократизация, исчезает контроль над властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер.

Монопартийные системы не имеют широкого распространения в современном мире. Они сохраняются в КНДР, во Вьетнаме, на Кубе, в Лаосе, Камеруне, Габоне.

Многопартийные системы наиболее распространены и существуют во многих странах мира. Многопартийные системы можно назвать подлинными, если партиям обеспечена реальная возможность борьбы за государственную власть, за участие в системе органов законодательной, исполнительной, судебной власти государства. Это конкурентные состязательные партийные системы.

При рассмотрении этого типа партийной системы можно выделить систему с доминантной партией. Она отражает процесс длительного использования партией институтов государственной власти.

Доминантными партиями можно назвать Либерально-демократическую партию в Японии, Христианско-демократическую партию в Италии. Доминантные партии функционировали в Швеции, Мексике, Египте.

Двухпартийная система (бипартизм) означает, что две партии меняют друг друга в органах государственной власти в результате, как правило, очередных выборов. В обществе могут существовать и другие партии, но они не являются господствующими политическими силами.

Классическим примером двухпартийной системы может служить взаимодействие очень близких по своим социально-политическим и идейным основам Демократической и Республиканской партий в США. Двухпартийная система утвердилась в Великобритании, Австралии, Турции, Венесуэле.

Мультипартийные системы предполагают конкуренцию нескольких (трех, четырех и более) партий, возможность их участия в органах государственного управления в результате победы на выборах. Мультипартийная система сложилась в Бельгии, Нидерландах, Дании.

 

 

В политическом процессе партии взаимодействуют с общественными объединениями. Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.

Выделяют две основные формы общественного объединения - общественную организацию и общественное движение.

Общественной организации свойственны следующие признаки:

1) преднамеренность создания (сформирована с определенной, заранее установленной целью);

2) официальный характер создания;

3) формальное организационное единство на основе устава, устойчивость структуры, связей между членами организации;

4) система предписаний, позиций и ролей, нормативно зафиксированных и определяющих координацию действий членов организации.

Исходя из анализа признаков, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Среди общественных организаций следует различать политические и неполитические общественные организации.

Политические общественные организации создаются партиями. Политические общественные организации формально не входят в организационную структуру партии, но проводят ее политику среди разных групп населения и в той или иной мере подчиняются ее руководству. Например, одна из крупнейших партий Германии – Христианско-Демократический союз учредил восемь общественных организаций, которые призваны проводить политику партии среди молодежи, женщин, лиц наемного труда, средних слоев и др.

Уставы этих общественных организаций одобряются руководителями партии, организационная структура общественных организаций должна соответствовать структуре партии. Руководители общественных организаций назначаются с согласия лидера партии.

Помимо создания собственных общественных организаций политические партии в целях расширения своего влияния на различные слои общества и электоральной поддержки населения стремятся к сотрудничеству с неполитическими общественными организациями (профсоюзами, объединениями предпринимателей, ветеранов, ученых, писателей, артистов, церкви и др.).

Неполитические общественные организации являются элементом гражданского общества. Они создаются на основе инициативы граждан и призваны удовлетворять их потребности и интересы.

Данные организации могут выполнять политическую функцию, Они активно участвуют в политической деятельности в случае необходимости использования властных институтов при перераспределении экономических, социальных, духовно-информационных ресурсов (во время избирательных кампаний, в процессе лоббирования и др.).

В определенных случаях люди, стремящиеся реализовать свои интересы и участвовать в политической жизни общества, не хотят создавать собственные партийные организации, подчиняться строгой партийной дисциплине. Существующие в обществе партии также не пользуются их доверием.

В такой ситуации гражданами создаются общественные движения. Они представляют собой добровольные, самодеятельные объединения членов общества, которые создаются для достижения конкретных целей.

Указанные выше общественные объединения формируются, как правило, инициативными группами. Они нацелены на выполнение одной – двух задач, не имеют четкой политической идеологии. Движения могут объединять сторонников разных политических взглядов, которые не препятствуют реализации конкретных планов. Они основываются на коалиционных принципах. Это означает, что сохраняется самостоятельность всех составляющих движение организаций и групп.

Общественные движения не имеют четкой организационной структуры и строгой дисциплины. Они объединяют большое число участников, но не имеют формального членства. Движения могут быть длительными и кратковременными.

Цели участников общественных движений:

1) влияние на общественное мнение; например, разъяснение своей позиции в средствах массовой информации, листовках, выступлениях, встречах и др.;

2) воздействие на политику президентов, правительств, парламентов, органов местного самоуправления; деятельность частных лиц, для этого участниками движений организуются массовые манифестации и митинги, марши, сбор подписей, обращения, поезда мира и др.;

3) преобразование (ненасильственным путем) того общества, в котором живут.

В 90-е гг. ХХ в. в России начался переход от монопартийной к многопартийной системе. На состояние многопартийности влияла трансформация общества в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Многопартийность характеризовалась скорее количественными, нежели качественными признаками.

Политические объединения стали возникать в Российской Федерации в 1990 г.: появились Социал-демократическая партия России, Российское христианско-демократическое движение и другие. Процесс образования партий и общественно-политических движений продолжался и в начале 1999 г. Министерством юстиции было зарегистрировано 139 политических общественных объединений. В этом проявилась, по мнению В.И. Селютина, более «неупорядоченность, текучесть и бессистемность» политических отношений, чем политический плюрализм.

Стремление оказать влияние на политическую жизнь, в дальнейшем участвовать в выборах в парламент страны обусловило определенную структуризацию политических взаимодействий. Большинство из образовавшихся политических объединений сразу же вошло в блок «Демократическая Россия». Он был в оппозиции власти КПСС. Начало складываться подобие двухблоковой системы крайней поляризации.

К лету 1992 г. начали прорисовываться три крупных политических блока:

- либеральная коалиция «Демократический выбор» (поддерживала президента Б.Н.Ельцина);

- центристский «Гражданский союз» (позиция конструктивной критики президента и его политики);

- радикальная «непримиримая оппозиция», которую олицетворял Фронт национального спасения.

В декабре 1993 г. были проведены выборы в Государственную Думу, которые свидетельствовали о новом изменении партийной системы. В Думу вошло восемь партий и политических блоков, но никто из них не располагал большинством мест.

Через два года возникла идея создания двух проправительственных блоков (лево- и правоцентристского). Это была попытка создать двухпартийную систему умеренного плюрализма. Однако она не была реализована. На последующих выборах в Государственную Думу небольшому количеству партий и общественно-политических движений удавалось получить более пяти процентов голосов избирателей.

Последнее десятилетие отражало переходный период преобразования политической системы общества.

Многие организации, которые называли себя партиями, не обладали набором признаков, характерных для данного политического института. Они представляли собой протопартии (ее незрелую форму)._

Многие из них очень малочисленны. Деятельность многих партий сочетала прежние ценности, способы действий с новыми демократическими. Для них характерна организационная незрелость, отсутствуют, как правило, прочные связи партии с социальными слоями и группами.

Недифференцированность социальных интересов осложняет формирование идеологии, программы партии. Нередко большинство партий проявляли активность лишь в период избирательных компаний. Партии обычно создавались «сверху», когда популярный политик организовывал партию или общественно-политическое движение (так были созданы «Партия Российского единства и согласия», движение «Наш дом - Россия» и др.).

Укреплению влияния политических партий в российском обществе способствует федеральный закон «О политических партиях» 2001 г.

Политическая партия в России должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ. В субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.

В политической партии должно состоять не менее 10 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов политической партии. Региональные отделения партии создают её руководящие органы.

Не допускается создание партий по профессиональным, расовым, национальным или религиозным признакам. Партийная организация создается только по территориальному признаку и в своей деятельности не должна нарушать Конституцию РФ и ее законы.

После принятия учредительным съездом решения о создании партии она должна получить свидетельство о государственной регистрации. Членами политической партии могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные. Гражданин РФ может быть членом только одной политической партии.

Политическая партия имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи, участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, в выборах и референдумах, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие публичные мероприятия.

Партия может также создавать подконтрольные ей СМИ, образовательные учреждения дополнительного образования взрослых, вступать в объединения и союзы с другими партиями, общественными объединениями, защищать свои права, устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями, общественными объединениями иностранных государств. Партия вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Политические партии обязаны соблюдать Конституцию РФ, ее правовые акты, устав партии. Руководящие органы и структурные подразделения партий должны находиться на территории РФ.

 

Лекция 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 

Вопросы:

1. Политические элиты: теории, типология, рекрутирование.

2. Политическое лидерство: сущность, типология.

3. Политическая элита и особенности политического лидерства в России

 

 

Слово «элита» в переводе с французского языка означает «лучшее», «отборное», «избранное». Начиная с XVII в., его начали употреблять применительно к «избранным людям», прежде всего к высшей знати. В научный оборот он был введен в конце XIX – начале ХХ в. В настоящее время термин «элита» употребляется в нейтральном значении, оно характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций.

Идеи политического элитизма встречаются и в глубокой древности – в работах Платона, Аристотеля, Конфуция, однако распространение данный термин получил в конце XIX – начале XX века благодаря работам В. Парето, Р. Михельса, Г. Моски.

Вильфредо Парето (1848-1923), итальянский социолог, исходил из тезиса, что люди изначально не равны. Совокупность индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, он называл элитой. По мнению Парето, элита делится на правящую, прямо или косвенно осуществляющую власть, и неправящую (контрэлиту), не имеющую доступа к управлению. Он пришел к выводу, что элита существует в любых обществах и при любом политическом строе.

Парето обращал внимание на психологические качества элиты. Он полагал, что правящая элита скрывает свои истинные намерения и изображает себя лидером угнетенных масс. Типология элит, предложенная им, восходит к типологии государей Н. Макиавелли. По методам правления Парето выделил элиты «львов» и «лис». «Львы» управляют с помощью насилия, неравномерно распределяя материальные ценности общества, власть, престиж и почести. «Лисы» - это элиты, поддерживающие свою власть с помощью хитрости. В обществе происходит циркуляция элит, что способствует историческому развитию.

Другой итальянский социолог, Гаэтано Моска (1853-1941), обратил внимание на существование в обществе двух классов людей – правящих и управляемых. Он рассмотрел способы воспроизводства правящего класса и выдели три основных: наследование, выборы и кооптацию.

Значительный вклад в теорию элит внес немецкий политолог Роберт Михельс (1876-1936). Исследуя общество, он пришел к выводу, что прямая демократия невозможна. Для выражения интересов людей требуются организации (партии, профсоюзы и т.п.). Постепенно организации отрываются от масс, превращаясь в олигархию, которая заботится только о своем положении. Михельс выдвинул «железный закон олигархии», согласно которому любая организация имеет тенденцию к олигархии, распадаясь «руководящее меньшинство и руководимое большинство». Согласно Михельсу, функционирование государственных неизбежно органов приходит к бюрократизации, а демократия заменяется «всесилием исполнительных органов».

Во второй половине ХХ века сложилось несколько подходов к исследованию элит. Можно выделить несколько наиболее значимых походов: макиавеллистский, ценностный, либеральный и структурно-функциональный.

Макиавеллистский поход восходит к работам Г. Моски и В. Парето. К его представителям можно отнести Дж. Бернхэма. Решающее значение здесь придается различиям между пассивным большинством и властвующим меньшинством (элитой), которая наделена особыми способностями к управлению. Нравственная оценка качеств и способностей элиты игнорируется.

Ценностный подход считает элиту не только управляющим меньшинством, но и наиболее творческой частью общества, наделенной высокими интеллектуальными и нравственными качествами. К представителям ценностного похода можно отнести испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который противопоставлял духовную элиту, творящую культурные ценности, пассивной управляемой массе, бессознательно следующей стандартизированным обычаям и привычкам.

Российский философ Николай Бердяев, также выступал сторонником ценностного подхода. Он на основе анализа развития разных стран вывел «коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Коэффициент элиты, составляющий свыше 5%, означает наличие в обществе высокого потенциала развития. При коэффициенте ниже 1% империя прекращала свое существование, а элита превращалась в касту.

Несмотря на то, что ценностный подход неоднократно подвергался критике за противопоставление масс и элиты, подобные представления доминируют у современных неоконсерваторов.

На базе ценностного похода сформировались распространенные в современном мире концепции демократического элитизма. Часто их относят к либеральному походу. Эти концепции исходят из предложенного Йозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Сторонники демократического элитизма утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая степень политического участия угрожает стабильности демократии. Элиты не только обладают необходимыми для управления качествами, но и служат защитниками демократических ценностей, сдерживают радикализм масс.

Другой представитель – Чарльз Райт Миллс – рассматривал американскую элиту. Миллс подробно останавливается на анализе такого признака элиты как престиж. Он отмечает, что престиж членов элиты определяется престижем возглавляемых ими учреждений. Он указывает и на накопительное свойство престижа: чем больше престижа Вы имеете, тем больше можете его приобрести.

Сторонники структурно-функционального подхода впервые выделили в качестве главного признака элиты ее социальный статус в системе властных структур. Представители этого подхода американские политологи Гарольд Лассуэл и Сеймур Липсет к элите относят те личности и группы людей, которые обладают высоким социальным статусом и занимают ключевые командные позиции в важнейших экономических, политических и военных институтах общества. К элите относятся те группы или индивиды, которые оказывают реальное влияние на общественную жизнь и на принятие социально значимых решений. Исходя из подобного критерия, немецкий ученый Ральф Дарендорф включил в состав элиты: 1) экономических лидеров, 2) политических лидеров, 3) профессоров и учителей, 4) духовенство, 5) выдающихся журналистов, 6) военных, 7) судей и адвокатов. Степень влиятельности данных групп неодинакова.

Опираясь на различные теоретические походы можно дать следующее определение элиты: правящая элита – это социальная группа (или группы), которая занимает наиболее высокое положение в обществе, обладает властью и возможностями влиять на общество.

Элита не однородная группа, кроме того, возможно существование нескольких элит в одном обществе. Для изучения и понимания элит необходимо провести их классификацию.

Классифицируют элиты по разным основаниям:

1. По функциональному признаку: политическая, экономическая, культурно-информационная. Политическую элиту составляют группы и политические лидеры, которые принимают и осуществляют властные решения (президент, члены правительства, губернаторы в региональных элитах и т.д.). К экономической элите относятся наиболее богатые члены общества – банкиры, главы корпораций и т.п. Культурно-информационную элиту составляют выдающиеся деятели науки, культуры, высшие представители церкви, ведущие журналисты.

2. По месту в политической системе элита подразделяется на правящую и оппозиционную (контрэлиту). В состав правящей элиты входят те группы и индивиды, которые реально принимают решения или оказывают влияние на их принятие. В состав контрэлиты входят те, кто стремится занять место первых.

3. По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования выделяются открытые и закрытые элиты. Для открытой элиты характерно наличие формально равных возможностей (на основе состязательности) доступа членов не-элитных групп в нее. Открытая элита легче пополняется новыми лидерами, которые выражают инновационные идеи и ценности.

Попасть в закрытую элиту намного сложнее. Здесь важны определенные показатели – партийность, принадлежность к определенной корпорации, личная преданность руководителю и т.п. Она слабо реагирует на изменения в обществе, но более монолитна.

4. По структуре (характеру внутриэлитных отношений) выделяют элиты с высокой степенью интеграции и низкой степенью интеграции. Интегрированные элиты отличает низкая степень конфликтности между внутриэлитарными группами. Среди интегрированных элит выделяют идеологически и консенсусно объединенные элиты. Первых сплачивает единая идеология, вторых – согласие относительно основных ценностей, процедур осуществления власти, главных целей политики.

Элиты с низкой степенью интеграции отличает борьба между различными группировками за стратегические ресурсы, властные позиции.

Исследователи выделяют и другие типологии элит. Особый интерес представляет система рекрутирования элит. В современной политологии принято различать две основные системы рекрутирования элит: закрытую («систему гильдий»), когда преобладает подбор претендентов из различных слоев самой элиты и открытую («антрепренерскую»), когда идет конкурсный отбор по личностным качествам из разных слоев населения.

 

 

Лидерство – явление универсальное. Само слово «лидер» («lider») в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий».

Политическими лидерами являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество или его значительную часть для достижения какой-либо цели. Лидерство – это взаимодействие лидера и масс. Лидерство всегда включает субъектно-объектный тип отношений.

В современной политологии существуют различные дефиниции политического лидерства. Лидерство может пониматься как разновидность власти (Ж. Блондель); управленческий статус (Даунтон); влияние на других людей (В.Кац); «особого рода предпринимательство» (Дж. Опенгеймер); символ общности (М.В. Ильин).

Наиболее полно специфику политического лидерства можно выразить через понимание лидерства как особого рода влияния. Политическое лидерство – это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу.

Концепции лидерства восходят к работам античных авторов. Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Н. Макиавелли. Политический лидер – это государь, представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства.

Заметное влияние на политическую мысль имела концепция Фридриха Ницше. Он пытался обосновать необходимость формирования сверхчеловека.

Многие современные концепции лидерства используют идеи Габриэля Тарда. Он считал, что большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству, поэтому основной закон социальной жизни – подражание последователей лидеру.

Современные теории пытаются объяснять феномен лидерства по-своему.

Согласно теории черт (Р. Каттел, Г. Стайс, Р. Манн), лидерами становятся лица с определенными чертами характера (острый ум, социальная смелость, способность влиять на окружающих, сила воли и ряд других).

Приверженцы ситуативной теории (Р. Стогдилл, Т. Хилтон и др.) характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором качеств. Например, на митинге требуется лидер-оратор, а в ситуации принятия решений он уже не подходит.

Значительный вклад в изучение лидерства внесли последователи теории конституентов (Ф. Стэнфорд). Эта теория пытается объяснить лидерство через последователей и конституентов (активистов и простых избирателей). Здесь выдвигается предположение о влиянии ожиданий последователей по реализации их интересов со стороны лидера. Важно то, что теория конституентов обращает внимание на взаимодействие лидера и массы.

Распространение в политической науке получили психологические концепции лидерства (З. Фрейд, Г. Лассуэл). Данное направление акцентирует внимание на бессознательных влечениях и комплексах, определяющих как стремление к власти, так и специфические особенности ее осуществления. Лидерство, стремление к власти – лишь форма компенсации определенных психологических травм.

На основе психологических концепций были исследованы биографии различных политических деятелей – В. Вильсона, А. Гитлера, И. Сталина и других. Однако все эти теории не дали полного ответа на вопросы о причинах и природе лидерства.

Попыткой преодолеть недостатки рассмотренных теорий можно считать синтетическую теорию. Согласно этой теории представление о политическом лидерстве как целостном явлении должно строиться на основе анализа всей совокупности факторов, влияющих на его характер и содержание (изучения личности лидера, его происхождения; анализа окружения лидера, его последователей и оппонентов; анализа результатов взаимодействия лидера и его приверженцев в конкретных ситуациях).

Изучение лидерства не ограничивается общетеоретическими исследованиями. Важное место отводится главным лицам – лидерам. Реальные лидеры существенно отличаются друг от друга по своим качествам, стилям поведения, мотивам деятельности. Для изучения природы лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров.

Одной из самых известных является типология, основанная на типах легитимного господства, выделенных М. Вебером. Выделяются традиционное лидерство, которое основано на вере в святость и неизменность традиций; рац ионально-легальное лидерство, которое базируется на вере в законность существующего порядка; харизматическое лидерство, опирающееся на веру последователей в сверхъестественные способности вождя. Харизматические лидеры появляются в кризисные и революционные времена (Например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро).

М. Бернс разделил лидеров на две основные категории: лидеры-преобразователи и лид еры-дельцы. Преобразователи предлагают свою модель общественного развития, дельцы ставят конкретные прагматические цели и вырабатывают механизмы их достижения.

Интересный критерий типологии политических лидеров приводит Ж. Блондель. Он выделяет различную роль лидеров в зависимости от того, каким по счету ребенком он был в семье: единственным, старшим, младшим. Первые и единственные сыновья лучше справляются с кризисными ситуациями, младшие ориентируются на решение проблем путем компромисса. При анализе выборов в США, Ж. Блондель разделил их на кризисные и некризисные. Оказалось, что в 8 из 9 случаев кризисных выборов избирались первые и единственные сыновья, а в 12 из 21 некризисных к власти приходили младшие сыновья.

Ж. Блондель предложил классификацию лидеров и по другим основаниям. В ее основе лежат два критерия: первый характеризует отношение лидеров к традициям и инновациям, второй – объем сферы деятельности лидеров. Выделяется 9 типов лидеров: 1) «спасатели» (Черчилль, де Голль), 2) патерналисты, популисты (Бисмарк, Сталин), 3) идеологи (Мао, Гитлер), 4) «успокоители» (Э




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.