КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 11. Мировая политика и международные отношения
Вопросы: 1. Международные отношения: основные концепции. 2. Элементы теории международных отношений. 3. Современный этап системы международных отношений. Россия в мировой политике.
Международные отношения существуют столько же, сколько существует организованное общество. Только на заре его развития они были межплеменные, межродовые. Долгое время человек связывал международные отношения с проблемами войны и мира. Исследование международных отношений относится одновременно к числу и старейших, и новых научных направлений. Формально возникновением его можно считать 1919 год, когда в Уэльсском университете (Великобритания) была образована первая кафедра по истории и теории международных отношений. Сам термин «международные отношения» ввел в научный оборот английский мыслитель рубежа XVII-XVIII в. Джереми Бентам, который понимал под ним общения между государствами. Сегодня понятие международных отношений трактуется более широко. Международные отношения изучали еще в древности. В античности возникла и дошла до наших времен идея превосходства силы (войны - естественное состояние отношений между полисами»), сформулированная Фукидидом в V в. до н. э. в работе «Пелопонесская война». В дальнейшем она легла в основу современного направления - «политического реализма». Другая идея - «космополиса», приведшая к идеям «мирового правительства», «универсальной мировой организации» возникла в IV в. до н. э. в рамках философской школы стоиков. Она получила развитие у Цицерона. В эпоху Возрождения особый интерес представляют взгляды Н. Макиавелли. В своих работах «Государь» и «К последней декаде Тита Ливия» он возрождает идею превосходства силы, это касается особенно межгосударственных отношений («ранний политический реализм»). Это направление нашло продолжение в работах Т. Гоббса («война всех против всех»), Ж. Бодена (теория государственного суверенитета), Э. де Ваттеля (принцип «баланса сил». Параллельно раннему «политическому реализму» возникло и развивалось другое направление. Его связывают с именами голландского юриста Г. Гроция, немецкого философа И. Канта. Во взглядах этих мыслителей приоритет отношений человека с государством принадлежит человеку. Естественные права человека ставятся превыше интересов государства. Представители данного направления обращались не столько к существующему положению, сколько к перспективному, поэтому за ними утвердилось название направления идеализма. В середине XIX века возникает еще одна парадигма, которая не укладывается в рамки реализма и идеализма - марксизм. Согласно К. Марксу, всемирная история развивается только с возникновением капитализма. Международные отношения в политическом плане становятся отношениями господства и подчинения, отношениями классовой борьбы и революций. Сегодня существуют различные теоретические направления в исследовании международных отношений. Не прибегая к их классификации, следует остановиться на наиболее известных. Идеализм в современной науке получил дальнейшее развитие. Его основное положение состоит в том, что необходимо покончить с мировыми войнами и конфликтами между государствами путем правового регулирования. Среди наиболее значимых идей данного направления - идея создания системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и отказа от войны как инструмента международной политики. В международной практике идеализм нашел воплощение в создании после окончания Первой мировой войны в 1919 г. Лиги Наций, программа которой разрабатывалась президентом США В. Вильсоном. Однако, неготовность государств к разрешению международных вопросов политическим путем, была очевидна. Лига Наций не смогла справиться с задачами, которые стремились возложить на нее по поддержанию мира и предотвращению войн. Однако, идеалистическая традиция нашла свое воплощение в деятельности таких американских политиков как госсекретарь и известный политолог З. Бжезинский, президенты Дж. Картер и Дж. Буш - старший, а также в ряде научных работ (Макелроя, Ф. Фукуямы и др.). Одной из теорий, активно критикующей идеализм, стал политический реализм. Его наиболее известные представители – Дж. Кеннан, Дж. Шварценбергер, К. Томпсон, Г. Киссинджер, Э. Карр и др. Классической работой данного направления стала работа Г. Моргентау «Политические отношения между нациями: Борьба за власть и мир», первое издание которой вышло в 1948 году. С точки зрения Г. Моргентау в основе международной деятельности лежит стремление государств к увеличению своей силы и ослаблению других. Результат удовлетворения интересов всех государств приводит к установлению на мировой арене баланса сил - некоего равновесия, которое и поддерживает состояние мира между государствами. Он считает, что есть два пути установления такого равновесия - военный и дипломатический. Единственный путь избежать катастрофы - развивать дипломатию. Идеализм и реализм не единственные направления в исследовании МО. В ответ на построение рядом авторов своих теорий в рамках этих направлений, ширилась и критика их недостатков. Большинство западных исследователей останавливаются на трех подходах, которые получили наибольшее распространение среди исследователей МО: бихевиористском, структуралистском и эволюционистском. Бихевиористский подход базируется на гипотезе, что ни одно событие не может быть очевидным. Идеи могут только пролить некий свет на понимание конкретного события. Теория - только метод физических и естественных наук, который максимально позволяет анализировать поведение государств и людей (Дж. Розенау). Исходя из такой посылки, бихевиористы предпочитают сосредотачивать свое внимание на квантитативных исследованиях в области международной торговли, контактов, газетных публикаций и т.д. Структуралистский подход предлагает по аналогии со структурой атома структурировать и международные отношения. Международные системы - одни из таких структур. Редко кто будет отрицать, что группы государств в мировой политике обладают характеристиками, большими, чем сумма их частей. При анализе они предлагают идти «сверху вниз», от целого к частному. Эволюционный подход комбинирует элементы структуралистского и бихевиористского подходов, однако, отличается от них. Два предыдущих направления рассматривают МО в статике. Эволюционисты, подобно биологам рассматривают общество в развитии. Теоретики, например, предполагают, что войны, политические и экономические кризисы повторяются с цикличностью в несколько сот лет (Р. Джилпин и др.) Довольно распространенным является неомарксистский подход, подчеркивающий экономическое неравенство в современном мире и расслоение населения по экономическому параметру. Представителями этой теории являются И. Валлерстайн, А. Гундер Франк, Р. У. Кокс. Мир-системная теория - один из наиболее известных вариантов неомарксизма. Исходит она из следующих положений: 1. Мир делится не только на государства, но и на более важные структурные единицы - классы. Появление же государств было необходимым для перехода к мировой экономической системе (мир-экономике) и ее победы над мир-империями прошлого. 2. В настоящее время существует только одна мир-экономика - капиталистическая. В результате развития капитализма произошло расслоение стран в зависимости от экономических показателей на три части: центр (ядро), периферию, полупериферию. Оказавшиеся в центре страны имеют значительно более высокий жизненный уровень и доминируют над остальными. Представители мир-системной теории исходят из того, что развитие ядра осуществляется за счет остальных стран. Это ведет, по их мнению, к конфликтам. При этом периферия и полупериферия пытаются сопротивляться, поднимая различного рода восстания. Теория зависимости является несколько иным вариантом неомарксизма. Представители этого теоретического подхода (в частности, А. Франк) отмечают бурное развитие экономики в мире во второй половине XX столетия. Экономически менее развитые страны, согласно их точке зрения, находятся в зависимости от более развитых. Последователи теории зависимости подчеркивают, что экономическая развитость или отсталость не являются естественными этапами развития, которые присущи всем государствам, а возникли в результате неравноправных межгосударственных отношений. Сегодня развитые страны продолжают эксплуатировать развивающиеся, но используют не силовое, а экономическое принуждение, что является неоколониализмом. Происходит неравномерное развитие экономики развивающихся стран: одни отрасли в них становятся суперсовременными, процветающими и конкурентоспособными, в то время как другие остаются традиционными с отсталыми способами производства. Все это влечет за собой социальную и политическую нестабильность в развивающихся странах. В целом, можно сказать, что существует много различных подходов к изучению МО. Пока еще не выработана единая теория, синтезирующая все достоинства различных направлений. Кроме того, сложно провести классификацию существующих теорий из-за их многочисленности и полемичности.
Изначально, на рубеже ХХ века при изучении международных отношений в центр была поставлена проблема войны и мира, основная задача была найти пути и средства предотвращения войн или их скорейшего окончания. Эта проблема неотделима от межгосударственных отношений в целом. Именно они к началу 40-х годов заняли место в качестве объекта и предмета изучения. Однако реальная жизнь показала, что международные отношения не сводятся исключительно к государственным, что в мировой политике принимают активное участие негосударственные акторы, да и само государство не выступает единым монолитом. Поэтому и исследования МО, расширились, охватив множество других акторов и углубились в сферы внутригосударственных процессов и их выхода на международную арену. Существуют различные подходы к толкованию термина «международные отношения». Дефиниции варьируют от конкретно дескриптивных: «МО - это совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими и политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле» до абстрактно концептуального: «МО - совокупность интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество». Одна из последних дефиниций, учитывающая современное состояние на мировой арене, предложена Н. Косолаповым: «Международными, в строгом смысле этого слова, в каждую конкретную эпоху объективно выступают отношения между внутренне оформленными организованными социально-территориальными системами во внешней для них, политически, властно и организационно не оформленной или слабо оформленной среде.» Такое определение опирается на системный подход и охватывает множество акторов, не ограничиваясь перечислением их, что дает возможность учитывать и перспективные изменения на внешнеполитической арене. Термин «мировая политика» появляется в конце 1970-х годов. В рамках неолиберализма формируется научное направление, которое получило такое название. Первоначально на исследования в рамках мировой политики оказали влияние экономические процессы, связанные с мировыми кризисами, изменениями в мировой экономике. Позднее в рамках мировой политики были учтены достижения в области сравнительной политологии, анализ феномена взаимозависимости, а также появление различных акторов на мировой арене и развитие транснациональных отношений. Можно дать следующее определение мировой политики – это деятельность, взаимодействие различных акторов (государств, МНПО, индивидов, ТНК и др.) на международной арене, её влияние на процесс общемирового развития. Основными акторами на международной арене являются государства. Только государства обладают суверенитетом, только у государств есть реальные возможности применять силу в международных отношениях. В структуру МО входят негосударственные участники. К ним относятся международные межправительственные организации (ООН, НАТО, ЕС, и др.), транснациональные корпорации (IBM.), международные неправительственные организации («Гринпис».), отдельные лица (например, мать Тереза). Среди акторов, оказывающих влияние на международный процесс можно также отметить и национально-освободительные движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные администрации. Сегодня мы стали свидетелями изменяющихся отношений в разных регионах мира. Показателен пример объединения Европы в Европейский Союз (ЕС). Унифицируется рынок труда и капитала, объединяются системы денежного обращения, вырабатываются идентичные законы в разных сферах жизни общества. При этом сохраняются традиции, культура каждого из государств ЕС. Существует много различных подходов к системному изучению МО. Это обуславливает и различную их типологию. В зависимости от пространственно-географических характеристик выделяют общепланетарную международную систему и региональные подсистемы. Выделяют также стабильные и нестабильные (революционные по определению С. Хоффмана) системы, конфликтные и кооперативные, открытые и закрытые. Особый интерес представляет типология М. Каплана, получившая популярность на Западе. Исследователь выделяет 6 типов международных систем: 1) «система баланса сил». По его мнения она существовала в XVIII, XIX веках и начале ХХ. Эта система характеризуется многополярностью. Здесь должно существовать не менее пяти держав, иначе она превратится в биполярную. 2) «гибкая биполярная система», которая, по мнению М. Каплана, существовала с 1945 г. Эта система характеризуется наличием двух доминирующих и противостоящих друг другу государств. Менее сильные государства вовлекаются в коалиции или блоки, которые контролируются одним из них. Значительным влиянием в такой системе пользуются негосударственные универсальные акторы (Например, ООН). 3) «жесткая биполярная система» отличается от предыдущего типа тем, что блоки здесь более иерархизированы, исчезают неприсоединившиеся государства, роль международных организаций ограничена. Здесь высока степень применения вооруженной силы для разрешения возникающих конфликтов. 4) в «универсальной международной системе» напротив роль международных организаций приобретает глобальный характер. Эта система напоминает федеративное устройство, где глобальные международные организации берут на себя роль правительства. 5) «иерархическая система» является по сути неким мировым государством, где все роли расписаны и каждая из стран занимает свою нишу в жесткой иерархии. Фактически национальные границы утрачивают свою разделительную функцию. Политика «делается» в едином центре и контролируется державой-гегемоном. Центробежные тенденции пресекаются. 6) «система единичного вето» - строится на принципе ответственности каждого государства за действия всех остальных. Здесь каждый из государственных акторов может блокировать общее решение, равно как и сопротивляться такой блокировке. Такое поведение государств могло бы наблюдаться в случае всеобщего распространения ядерного оружия. В реальной жизни существовали только две из предложенных - система баланса сил и биполярная система. Международные отношения - это не раз и навсегда застывшая структура. Субъекты МО находятся в постоянном взаимодействии и развитии. Конфликт на территории бывшей Югославии, вооруженное вмешательство в дела суверенных государств, переговоры в рамках ООН, а также многие другие события на международной арене относятся к международным процессам. В основе международных процессов лежит взаимодействие между субъектами МО. К международным процессам относятся: 1) м еждународный конфликт; 2) с отрудничество; 3) п ереговоры; 4) п роцесс выработки и принятия решений. 1. Существует множество дефиниций понятия «Международный конфликт». Большинство исследователей делают акцент на участие государств в качестве сторон конфликта. К числу международных политических конфликтов целесообразно отнести не только те, которые являются результатом политической деятельности государств и их объединений, но и обусловленные действиями других участников международных отношений. Типологизировать международные конфликты можно по разным основаниям: в зависимости от количества участников - двусторонние и многосторонние; по географии охвата - региональные и глобальные; по времени протекания - краткосрочные и длительные; по уровню проявления враждебности - вооруженные и невооруженные; и др. Следует отметить, что даже в условиях жесткого вооруженного конфликта существуют элементы сотрудничества (например, обмен военнопленными). 2. Международное сотрудничество отражает процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Сотрудничество не исключает возникновение разногласий и конфликтов между сторонами, однако, предполагает, что они разрешаются в рамках дипломатических переговоров. Отношения сотрудничества включают двух и многостороннюю дипломатию, заключение договоров и союзов. В качестве результата сотрудничества выступают интеграционные процессы, например, создание Евросоюза. 3. Сотрудничество и урегулирование конфликтов опираются на процесс переговоров. Переговоры в МО использовались с древних времен, а усложнение системы МО в ХХ веке, обострение противоречий между государствами и имеющийся разрушительный военный потенциал сделали переговоры одним из основных международных процессов. Г. Моргентау призывал строить взаимоотношения государств посредством дипломатии. В последующие годы многие исследователи занялись изучением этого процесса (С. Сиджел, Р. Фишер, М. Лебедева и др.). 4. Процесс принятия политического решения несколько отличается от трех предшествующих процессов. Он включает те мотивы, которые побуждают участников вступать в конфликт или сотрудничать. Процесс принятия политического решения может оказывать существенное воздействие на международные отношения. Например, принятие решения США и НАТО начать бомбежки в Югославии для решения проблемы косовских албанцев повлияло не только на ситуацию внутри Югославии, но и на Европу в целом. В рамках многих школ и направлений проводятся исследования данного процесса. Говоря о тенденциях, характерных для данного процесса в конце ХХ века, следует отметить повышение цены ошибки за принятое решение (наличие оружия массового уничтожения), усиление информационного шума (обилие непроверенной и искаженной информации наравне с достоверными источниками), усиление влияния масс на выработку и принятие политических решений. Подводя итоги, можно сделать вывод, что международные отношения - сложная система глобальных взаимоотношений в обществе, характеризующаяся динамичностью, развитием, многосубъектностью, наличием различных акторов.
Одна из серьезных проблем современных международных отношений – определение места России в мировой политике и выработка курса внешней политики. Внешняя политика государства – это политика, направленная на поддержание мира, стабильности в регионе, а также на повышение благосостояния государства. Главные цели внешней политики любого государства – безопасность, стабильность и процветание. Кроме того, правительство может ставить и другие цели – доминирование, повышение престижа и т.п. Внешняя политика государства осуществляется внешнеполитическим ведомством. Правда, выработка концепции внешней политики – это дело правительства и президента. Внешняя политика России зависит от национальных интересов. Понятие «национальный интерес» было введено в оборот в рамках политического реализма. Это теоретическое направление доминирует при выработке внешней политики большинства государств, в том числе России. Изменения во внешней политике ряда государств обусловлены существованием общемировых тенденций. Сегодня особую роль в мировой политике играют две тенденции – глобализация и регионализация. Глобализация проявляется в изменении состава участников международных отношений, трансформации понятия государственный суверенитет, появлении глобальных проблем (голод, болезни, ухудшение экологии и др.). Появление транснациональных корпораций (например «Кока-кола») для которых нет государственных границ, формирует новые надгосударственные интересы. Действующие на территории России ТНК, в основном, иностранного происхождения, что позволяет ряду государств (США, Германии и др.) использовать их для отстаивания собственных национальных интересов. В последние годы наблюдаются серьезные изменения границ национального (государственного) суверенитета. Это связано с созданием ООН и других международных организаций, получивших права вмешательства во внутренние дела государств (включая военные действия). В ответ на глобализацию в большинстве стран мира наблюдается повышенный интерес к региональной консолидации как в рамках государства (на языковой, национальной или территориальной основе), так и на уровне международных регионов. Формирование международных регионов обусловлено общностью интересов граничащих стран, хозяйственно-экономическими связями, единой идентичностью (например, европейской) и другими факторами. В зависимости от критерия типологизации, можно выделить разные типы регионов. По размеру: макро- и микрорегионы. К макрорегионам относятся наиболее крупные объединения стран: Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и т.п. Микрорегионы представляют собой дробное членение на регионы: Центральная Европа, Центральная Америка, Дальний Восток и т.п. Россия активно включается в процесс регионального сотрудничества. Наибольшее число связей у России с США, Европой (Германией и Францией), странами АТР (Китаем, Японией). Сочетание двух тенденций – глобализации и регионализации получило название «глокализация». Реальная оценка места России и разработка концепции внешней политики должна строиться на понимании изменений в современном мире. На сегодняшний день наиболее популярной концепцией, учитывающейся при выработке внешней политики, выступает геополитика. Геополитика это совокупность физических и социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет ему добиваться своих целей на международной арене. Геополитические идеи получили распространение в России. Специфика российского геополитического пространства способствовала усилению влияния географических факторов на политику государства. Россия имеет крупнейшую в мире территорию, расположенную на двух континентах, и весьма ограниченный доступ к теплым морям. Наша страна не обладает естественными границами, которые в случае нападения могли бы препятствовать противнику. Географическое расположение российского государства на планете делает его своеобразным мостом между великими цивилизациями - западноевропейской и азиатской. Сегодня геополитика активно используется при выработке внешнеполитического курса, помогает определить приоритеты во внешней политике, сформулировать национальные интересы. По оценкам многих геополитиков, мировое сообщество начала третьего тысячелетия будет многополярным, т.е. имеющим несколько центров силы. В качестве таких центров силы в геополитических прогнозах обычно называют США, Объединенную Европу, а также Китай и Японию, иногда предсказывают союз двух этих стран. В качестве будущего центра силы называют Индию, которая станет демографическим гигантом следующего столетия. В начале ХХI века появилась еще одна теория в рамках международных отношений. Идея полицентричного мира, построенного по «сетевому типу» (т.е. такого, где множество центров увязаны в сеть), интенсивно развивается некоторыми авторами, занимающимися процессами глобализации, в том числе шведским ученым О. Е. Андерссоном. Он предполагает рассредоточение производственных, образовательных, научных, финансовых и других структур по земному шару с одновременным их «пересечением» на небольших территориях, образующих межсетевые узлы, которые являются «воротами» в глобальный мир. В результате разные географические образования по-разному «вписываются» в мир «поствестфальской» эпохи. Одни из них, в том числе Нью-Йорк, Лондон, Токио, Франкфурт, Милан и др., оказываются на «передовом крае» глобализации и нового мироустройства. При всем разнообразии и специфике названных территорий их объединяет то, что в них происходит пересечение межсетевых узлов - финансовых, научных, культурных и ряда других, связанных с коммуникациями, информацией, знаниями, образованием, т.е. атрибутами постиндустриального мира. «Территории-ворота» задают стандарты, которым, по мере своих возможностей, вынуждены следовать остальные территориальные образования. Современный мир, по мнению большинства исследователей международных отношений, переживает сейчас «глобальный переход». Будущее мироустройство, контуры которого закладываются уже сегодня, по словам Дж. Розенау, будет напоминать сеть по типу Интернет. Термин «McWord» применительно к мировому порядку прочно входит в лексикон исследователей. На практике данное понимание международных отношений находит воплощение, например, во внешней политике США. Так, концепция «упреждающего» удара, примененная в Ираке, Афганистане (т.е. потенциальных «бунтовщиков») опирается на сетевую теорию. Понимание существующей системы международных отношений, проблем мировой политики и определение места России в современном мировом политическом пространстве возможно только при учете всех многочисленных факторов, использующихся в различных теориях международных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире достижения и облик каждого общества зависят от самих людей, от их гражданской и социальной активности, желания сохранять свое человеческое достоинство, от приверженности демократии и общечеловеческим ценностям, от трудолюбия, проявления терпимости и сострадания к другим людям. Только от нас зависит создание в России такого общества, где главной целью экономики, политики, культуры является человек, его способности и возможности творческого развития. Авторы курса лекций надеются, что предпринятая в нем попытка приобщить каждого студента к актуальным проблемам социологии и политологии, будет способствовать активизации осмысления социально-политических процессов, повысит социальную активность молодежи, желание своими силами улучшить условия жизни в России. И в самом деле, исключительно от нас зависит, будет ли наша Родина, наконец, свободным, процветающим обществом, в котором хочется жить и чувствовать себя счастливым.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |