КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и сущность социального действия
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕМА ЛЕКЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ
«Социология... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». Макс Вебер
Понятие «социальное действие» является одним из фундаментальных понятий социологии. Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи (М. Вебер, Т. Парсонс) выделяют социальное действие в качестве первоосновы социальной жизни. Впервые понятие «социальное действие» было научно обосновано Максом Вебером. По Веберу, социальное действие – это такое действие, которое, во-первых, осознано, имеет мотив и цель, и, во-вторых, ориентировано на поведение других людей (прошедшее, настоящее или будущее). Если действие не отвечает хотя бы одному из этих условий, оно не является социальным. Таким образом, социальное действие – это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Вебер выделил четыре типа действий: 1) целерациональное – осознанное действие, направленное на достижение определённой цели; 2) ценностнорациональное – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определённую цель, основным мотивом при этом выступает ценность; 3) традиционное – действие, совершаемое в силу привычки, традиции; 4) аффективное – действие, детерминированное эмоциями. Вебер считал социальными только два первых типа действия. Толкотт Парсонс в своей работе «Структура социального действия» (1937) разработал общую теорию действия, считая, что она должна стать универсальной теорией для всех социальных наук. Социальное действие является элементарной единицей социальной реальности и имеет ряд особенностей: · наличие другого действующего лица; · взаимная ориентированность действующих лиц; · интеграция на основе общих ценностей; · наличие ситуации, цели, нормативной ориентации. В упрощённом виде структуру социального действия можно представить так: потребность индивида – формирование мотивации и интереса – социальное действие – достижение цели. Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого положения в обществе и т.д. Фундаментальной теорией, признанной специалистами во всем мире, является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.4).
Рис. 4. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу) Потребность соотносится индивидом с условиями внешней среды, актуализируя строго определённые мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведёт к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая приводит к формированию мотивационной установки, означающей готовность к совершению социального действия. Социальные действия, выражающие зависимость людей, формируют социальную связь. В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы: · субъекты социальной связи (может быть любое количество людей); · предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь); · механизм регуляции социальной связи («правила игры»). Социальная связь может выступать в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальные контакты - это, как привило, внешние, поверхностные, неглубокие связи между людьми. Гораздо более важную роль играют социальные взаимодействия, которые определяют главное содержание социальной жизни.
2. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Социальное действие на практике редко встречается как единичный акт. В действительности мы сталкиваемся с целой серией взаимообусловленных социальных действий, связанных причинно-следственной связью. Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга. Все социальные явления, процессы, отношения возникают в результате взаимодействия. В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид определяет свою позицию относительно других людей, своё место в социальной структуре. По мнению П.А. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий. Немалое влияние на понимание сущности социального взаимодействия оказала теория обмена Джорджа Хоманса. Согласно этой теории, каждая из сторон обмена стремиться получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты. Обмен, по Хомансу, определяется четырьмя основными принципами: · принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения; · принцип стимула: если стимул привёл к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводится данный тип действия; · принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения; · принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения. К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимодействие на основе взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив – желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение. Одним из научных направлений в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционизм (от interaction - взаимодействие). По мнению Джорджа Герберта Мида (1863-1931), во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Другими словами – как это действие воспринимается, какой смысл (символ) ему придаётся. Например, такой незначительный жест (действие) как подмигивание в одной ситуации может рассматриваться как заигрывание или ухаживание, в другой – как поддержка, одобрение и т.п. Социальное взаимодействие подразделяется на три вида: физическое воздействие (рукопожатие, передача конспекта лекций); вербальное (словесное); невербальное (жесты, мимика, телодвижения). На основе выделения сфер общества различают взаимодействие экономическое, политическое, религиозное, семейное и т.п. Взаимодействие может быть прямым и опосредованным. Первые возникают в ходе межличностного общения; вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах. Различают также три основные формы взаимодействия: кооперацию (сотрудничество), конкуренцию (соперничество) и конфликт (столкновение). Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнёрство, политический альянс, торговый союз, движение солидарности и т.д.). Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Многообразные связи, которые возникают между людьми в процессе взаимодействия называются общественными (социальными) отношениями. Социальные отношения – это устойчивая система социальных взаимодействий, предполагающая определённые взаимные обязательства партнёров. Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Виды социальных отношений: экономические, политические, национальные, классовые, духовные и т.д. Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов в группе, организации. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса.
3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Некоторые формы группового поведения нельзя назвать организованными с точки зрения существующих норм. Это, прежде всего, касается коллективного поведения – образа мыслей, чувств и действий, складывающегося у большого числа людей, которое остаётся относительно спонтанным и неорганизованным. С древнейших времён люди принимали участие в самых разнообразных формах коллективного поведения, включая общественные беспорядки, бунты, психозы, общие увлечения, панику, массовые бойни, линчевания, религиозные оргии и мятежи. Подобные формы поведения с большей вероятностью проявляются в периоды резких социальных изменений. Коллективное поведение может выражаться в огромном разнообразии форм. Рассмотрим подробнее некоторые проявления коллективного поведения. Слухи – это с трудом поддающаяся проверке информация относительно быстро передаваемая людьми друг другу. Слухи выступают заменителями официальных новостей, это коллективная попытка людей получить информацию о тех событиях, которые для них важны, но о которых им ничего не известно. В современной социальной психологии принято выделять два фундаментальных условия возникновения слуха. Первое – интерес значительной части общества к определённой проблеме. Второе – недостаток достоверной информации. Дополнительным условием, способствующим более быстрому распространению слухов, является состояние эмоционального напряжения, выражающееся в состоянии постоянного тревожного ожидания негативных новостей и требующее какой-либо эмоциональной разрядки. По типу вызываемой реакции различают слухи: При передаче слухов мы можем наблюдать действие так называемого «испорченного телефона». Искажение информации происходит в сторону сглаживания или заострения. Оба механизма отражают общую тенденцию, действующую в условиях межличностной коммуникации, - тенденцию к адаптации, т.е. приспособлению содержания слуха к доминирующей в обществе картине мира. Мода и увлечения. Мода является преимущественно аффективно-малоосмысленной формой регуляции. Мода – это нравы и предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе. Мода отражает доминирующие интересы и мотивы, существующие в обществе в данный момент времени. Мода возникает, развивается и распространяется благодаря воздействию на бессознательное. Распространение моды обычно идёт «сверху вниз». Г. Спенсер ещё на первых порах развития социологической науки на основе анализа большого этнографического и культурно-исторического материала выделил два вида подражательных действий: (1) мотивированные желанием выразить уважение к лицам с более высоким статусом и (2) стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними. Данные мотивы и являются основой возникновения моды. Г. Зиммель, внесший особо заметный вклад в социологическое осмысление феномена моды, отмечал, что мода удовлетворяет двойственную потребность человека: отличаться от других и быть похожими на других. Мода, следовательно, воспитывает и формирует общность, стандарт восприятия и вкуса. Увлечения – это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают распространение только у определённой части общества. Увлечения часто наблюдаются в области развлечений, новых игр, популярных мелодий, методов лечения, кумиров киноэкрана и слэнга. Наиболее восприимчивы к новым увлечениям подростки. Увлечения становятся двигателем, с помощью которого молодые люди идентифицируют себя с тем или иным сообществом, а атрибуты одежды и манеры поведения служат им признаками принадлежности к родственной или чуждой группе. Чаще всего увлечения оказывают лишь случайное воздействие на жизнь людей, но иногда они превращаются во всепоглощающую страсть. Массовая истерия связана с быстрым распространением моделей поведения, характеризующихся передающимся чувством беспокойства. Примеры, средневековая «охота на ведьм»; эпидемии «синдрома конвейерной линии» - массовое заболевание психогенного происхождения. Паника – это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, вызываемые наличием какой-то непосредственной страшной угрозы. Паника имеет коллективный характер, потому что социальное взаимодействие повышает чувство страха. Толпа – это временное, относительно неорганизованное скопление людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом, одна из наиболее известных форм коллективного поведения. Первым исследователем феномена толпы был французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1844-1931). Его главная работа «Психология масс» является наиболее полным исследованием психологических закономерностей массового сознания и поведения. В современной науке наиболее интересные исследования феномена толпы принадлежат французскому учёному Сержу Московичи (работа «Век толп»). Важнейшими механизмами, способствующими возникновению и развитию поведения толпы, являются: · механизм внушения; · механизм эмоционального заражения; · механизм подражания. Серж Московичи отмечает, что «люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, - это язык, минующий разум и обращённый к чувству».[2] По характеру поведения и типу доминирующих эмоций толпу можно разделить на несколько типов. Виды пассивной толпы: · случайная толпа – это толпа, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием; · конвенциональная толпа – толпа, собирающаяся по поводу события, объявленного заранее, движимая одинаковыми интересами и готовая соблюдать принятые в подобных ситуациях нормы поведения и проявления эмоций; · экспрессивная толпа – толпа, формирующаяся, как правило, на основе случайной или конвенциональной, когда участники толпы совместно выражают своё отношение к происходящему. Виды действующей толпы: · агрессивная толпа – толпа, движимая ненавистью, проявляющейся в уничтожении, разрушении, убийстве; · паническая толпа - толпа, движимая страхом, стремлением избежать реальной или воображаемой опасности; · стяжательская толпа - толпа, движимая желанием обладать теми или иными объектами, участники которой вступают в конфликт между собой. Общими характеристиками всех толп являются: · внушаемость; · деиндивидуализация; · неуязвимость.
4. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. Считается, что термин «общественное мнение» ввёл в политический обиход английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери. Автор аппеллировал к общественному мнению как свидетельству одобрения населением деятельности парламента. Категория «общественное мнение» в её современном значении обосновывается в работе французского социолога Жана Габриэля Тарда (1843-1904) «Общественное мнение и толпа». В этой работе Тард исследовал возможности влияния массовых ежедневных и еженедельных газет. Общественное мнение – это коллективное оценочное суждение социального субъекта по поводу объекта, представляющего общественный интерес; состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Формирование общественного мнения характеризуется интенсивным обменом индивидуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное мнение, выступающее затем как суждение большинства. В качестве структурных компонентов общественного мнения выступают общественное суждение и общественная воля. Общественное мнение влияет на оценки социальной действительности конкретными индивидами. Оно также влияет и на формирование их социальных качеств, привитие им норм и правил существования в обществе. Общественное мнение способно выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению. Общественное мнение оказывает формирующее воздействие на социальных субъектов В своей регулятивной функции общественное мнение обеспечивает реализацию определённых (выработанных самостоятельно или привнесённых извне) норм общественных отношений. Не случайно Дж. Стюарт Милль рассматривал господствующее в обществе мнения как “нравственное насилие” над личностью, индивидом. Специалисты выделяют следующие необходимые и достаточные условия для возникновения и функционирования общественного мнения: · общественная значимость, жизненная актуальность проблемы (вопроса, темы, события); · дискуссионность мнений и оценок; · необходимый уровень компетентности (наличие осведомлённости по содержанию обсуждаемой проблеме, теме, вопросу). Можно согласиться с точкой зрения известной немецкой исследовательницы общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман о наличии двух основных источников, порождающих общественное мнение. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний. Второй источник – средства массовой информации, которые порождают так называемый «дух времени». Общественное мнение представляет собой социальный институт, который обладает определённой структурой и выполняет определённые функции в обществе, является определенной общественной силой. Центральным вопросом функционирования общественного мнения является проблема его действенности. Выделяют три основные функции общественного мнения: · экспрессивная – выражение общественных настроений; · консультативная – выражение одобряемых обществом способов решения проблем; · директивная – выступает волеизъявлением народа. Важное значение общественного мнения как института гражданского общества особенно проявляется в условиях современной России. В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Левада - Центр и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |