Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная организация




ТЕМА ЛЕКЦИИ

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ПОНЯТИЕ “СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ”, ПОДХОДЫ К ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНТ, ЗИММЕЛЬ, ТЕННИС, МИЛЛЕР, ПАРСОНС).

 

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, ИХ ТИПОЛОГИЯ И ИЕРАРХИЯ.

3. ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

 

 

«В обществе нет ничего такого,

что не было бы сделано для общества».

 

Виктор Кузен, французский философ

и политический деятель XIX века

 

1. ПОНЯТИЕ “СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ”, ПОДХОДЫ К ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНТ, ЗИММЕЛЬ, ТЕННИС, МИЛЛЕР, ПАРСОНС).

 

Социальный институт (от лат. institutum – установление, устройство) – одно из главных понятий в социологии. Социологи «позаимствовали» это понятие у правоведов и наделили его новым содержанием. Впервые понятие «социальный институт» употребил английский социолог Герберт Спенсер.

Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Он находился в поле зрения мыслителей, с именами которых связывается её становление (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.).

Конт рассматривал социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых ими функций. Социальная статика О. Конта опиралась на положение о том, что институты, верования и моральные ценности общества функционально взаимосвязаны, и объяснение любого социального явления в этой целостности подразумевает нахождение и описание закономерностей его взаимодействия с другими явлениями.

Своё продолжение институциональный метод нашёл в трудах Г. Спенсера. Определяющими факторами в развитии социальных институтов Спенсер считал борьбу за сосуществование с соседними обществами (войну) и с окружающей природной средой. Задача выживания общественного организма в условиях его эволюции и усложнение структур порождают, по Спенсеру, необходимость формирования особого рода регулятивного института. Спенсер различал такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации).

Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Э. Дюркгейм, придерживающийся идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации человека. Он высказался за создание особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда – профессиональных корпораций.

Макс Вебер считал, социальные институты (государство, религия, право и т.п.) должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях».[3]

В школе структурно-функционального анализа понятию «социальный институт» принадлежит одна из ведущих ролей. Т. Парсонс рассматривал социальные институты как особым образом организованные «узлы», «связки» социальных отношений. Именно институциональная система призвана обеспечить социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.

Таким образом, в социологической теории имеет место значительный массив трактовок понятия «социальный институт».

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей.

Социальный институт организует человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определённые ролевые отношения. Эти отношения регулируются определённым набором норм и предписаний. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ролевых отношений.

Таким образом, с помощью социальных институтов упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируется их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечивается определённая организованность и устойчивость общественной жизни.

Институты возникают в ходе развития человеческого общества. Их возникновение обусловлено объективными потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности. Сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации общественных отношений называется институализацией.

Процесс институализации включает в себя несколько этапов.

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместной деятельности людей.

Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институализации: потребность в коммуникации (язык, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7. Создание статусов и ролей, связывающих всех без исключения членов института.

Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, ИХ ТИПОЛОГИЯ И ИЕРАРХИЯ.

 

Ни одно современное общество не может существовать без социальных институтов, которые являются символом порядка в обществе и организованности социальных связей.

Каждый социальный институт имеет как специфические, так и общие признаки с другими институтами.

Основные признаки социальных институтов.

1. Установки и образцы поведения.

2. Утилитарные культурные черты.

3. Культурные символы.

4. Устные и письменные кодексы поведения.

5. Идеология.

В современном обществе существует множество социальных институтов (см. таблица). Разнообразие социальных институтов объясняется разнообразием социальных потребностей.

По характеру содержательных задач, выполняемых социальными институтами, можно выделить следующие фундаментальные институты:

► политические институты (государство, партии, армия и др.) – обеспечивают управление обществом, безопасность и социальный порядок;

► экономические институты (разделение труда, собственность, деньги, рынок и др.) – обеспечивают создание материальных благ, организацию и управление экономикой;

► духовные институты (религия, образование, массовые коммуникации и др.) обеспечивают поддержание моральных ценностей в обществе, накопление и передачу информации, сохранение и распространение культурных ценностей;

► институты родства, брака и семьи – обеспечивают воспроизводство, воспитание и др.

Каждый из перечисленных социальных институтов удовлетворяет ту или иную потребность. Поэтому их очень сложно классифицировать по значимости в системе отношений «человек – общество». Вместе с тем, есть важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные.

Наряду с главными (фундаментальными) есть также неглавные (неосновные) социальные институты – это частные социальные практики или обычаи. Так, например, внутри института семьи брака находятся институты сватовства, побратимства и др. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу.

 

3. ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

 

Функцией социального института можно назвать ту пользу, которую он приносит обществу. Функции социальных институтов можно разделить на явные, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные (скрытые), которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными, а если признаются, то считаются побочным продуктом.

Явные функции формируются и декларируются в кодексах, закрепляются в системе статусов и ролей. Основной явной функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей членов общества.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

· регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;

· создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

· обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;

· транслирование социального опыта;

· социализация индивидов.

Все институты общества тесно взаимосвязаны и находятся во множественном взаимодействии. К примеру, государство действует не только в политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. Религия также может воздействовать на развитие образования или на правительственные учреждения. А институт семьи находится буквально в центре пересечения линий всех остальных институтов (собственности, заработной платы, образования и т.д.).

В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении его престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, т.е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Неудовлетворённая общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики». Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или созданием нового социального института, удовлетворяющего данную потребность.

Таблица. Социальные институты современного общества.

Социаль-ный институт Основные функции Группы и организации Ценности Роли Нормы
           
Семья Регулирование рождаемости, социализация Родственники, супруги, родители, дети Супружес-кая верность, уважеие к родителям Дочь, сын, муж, жена, отец, мать, брат, дядя, сестра и др. Материаль-ная поддер-жка, помощь по дому
Религия Стремление соединиться с Богом Церковь, секта, благотворительные организации Вера в Бога, соблюде-ние заве-тов Священник миссионер пророк, верующий и др. Посещать храм, давать милостыню
Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Презумп-ция невинов-ности Судья, ми-лиционер, адвокат и др. Следовать нормам права
Политика Установление и осуществле-ние власти Парламенты, партии, правительство Свобода, право голоса Президент депутат, избиратель Тайное го-лосование  
Экономика Производство и распределе-ние товаров и услуг Банки, фирмы, клубы потреби-телей, кредитные союзы Своеврем. оплата счетов, честные сделки Бизнесмен, рабочий, кредитор, продавец Максимиза-ция прибыли, упорный труд
Образование Передача знаний Школы, вузы, дошкольные учреждения Академическая чест-ность, тер-пимость Учитель, ученик, студент, декан Посещать занятия, готовить уроки
Наука Освоение окружающего мира Научные сообщества, НИИ Стремле-ние к исти-не, объектив-ность Исследова-тель, учёный, аспирант Применять научные методы, проверять результаты
Здраво- охранение Излечение больных Больницы, поликлиники, аптеки Клятва Гиппократа милосердие Доктор, пациент, аптекарь Оказывать качествен-ную помощь
Армия Защита от врагов Войска, флот, национальная гвардия Дисципли-на, патрио-тизм Офицер, солдат, новобранец Дисципли-на, военная тайна
СМИ Распространение информации, освещение событий Газеты, журналы, телевизионные сети, радиостанции Точность, оператив-ность, сво-бода слова Журналист, диктор, издатель Точность и оперативность инфор-мации



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.