Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевые концепции личности

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности. Социальная роль – это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу. Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее — структура, в которой выделяются четыре компонента: описание, предписание, оценка и санкция. Описание социальной роли включает представление образца, типа поведения, которое требуется от человека в данной социальной роли. Эти образцы, шаблоны поведения могут быть официально оформлены в виде должностных инструкций, моральных кодексов, воинских уставов и других документов, а могут существовать в форме сложившихся в общественном сознании представлений, стереотипов о «хорошей матери», «настоящем отце», «верном друге» и т. п. Предписание означает требование вести себя в соответствии с ролью. В зависимости от этого дается оценка выполнения или невыполнения роли, и принимаются санкции, т.е. меры поощрения и наказания.

От социальной роли как образца поведения следует отличать ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. На ролевое поведение оказывают влияние биопсихические возможности человека, интерпретация роли индивидом, отношение индивида к роли, ролевое обучение, ролевые конфликты.

Достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время и способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Ролевой конфликтэто конфликт между ролями или в пределах одной роли. Эти конфликты могут быть внутриролевые, межролевые и личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности.

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов: рационализация ролей - перенос притязаний с одной роли на другую; разделение ролей - «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей, а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

 

4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И СТАДИИ.

 

Процесс, в ходе которого и формируется человек как личность, получил название социализации. Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностоно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни, а также определяющий стиль жизни самого человека.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социокультурную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социализация не сводится к обучению и воспитанию. Она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.

В качестве источника социализации человека выступают:

· первичный опыт, связанный с периодом раннего детства;

· передача культуры как формы деятельности через социальные институты (семья, дошкольные и образовательные учреждения, трудовые коллективы и другие организации);

· интерактивное общение и взаимное влияние людей в процессе их совместной деятельности;

· процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль, развитие социального интереса и активности личности.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Социализация подразделяется на первичную (от рождения до формирования личности) и вторичную (развитие личности на стадии её социальной зрелости). Этапы социализации выделяют в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, молодость, зрелость, старость). В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на ранних этапах жизни человека, когда происходит формирование его личности.

Американский психолог и социолог Чарльз Кули решающую роль в социализации индивида отводит так называемым первичным группам: семье, детским коллективам, соседской общине и др., которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребенка с членами таких коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Кули в формировании сознания и самосознания ребенка придавал мнениям и представлениям окружающих его лиц в первичных коллективах - родителей, друзей, соседей. Мнения окружающих становятся настолько важными и существенными для индивида, что под их влиянием у индивида развивается чувство Я, которое американский социолог называет зеркальным, подчеркивая специфику его образования. Другие люди - зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное Я. Фактически зеркальное Я становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих людей, вырабатывая вместе с этим чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. В различных интерпретациях, вариантах сторонники теории «зеркального Я» подчеркивают, что наше представление о себе есть не что иное, как совокупность, целостность оценок нашей деятельности другими.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид углубил теорию «зеркального Я», разработав концепцию «обобщенного другого» - теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей. Этот процесс проходит три стадии: имитации, игровой и коллективных игр. Вхождение в другие роли или роль «обобщённого другого» развивает способность видеть своё собственное поведение.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Мида разработал концепцию «значимого другого». Эта теория основана на идее о том, что на формирование человеческого Я большое влияние оказывают окружающие люди, поскольку личность постоянно стремится к одобрению. Это могут быть родители, друзья, популярные личности и т.д., которые значимы для человека.

Австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) выделил в качестве психологических механизмов социализации имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребёнка контролировать определённую модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию принимается поведение окружения, его нормы, образцы поведения как свои собственные. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют и запрещают некоторые образцы поведения.

В процессе жизни личность сталкивается с необходимостью отвержения старых ценностей, норм, ролей и правил поведения, что называется десоциализацией. Далее начинается процесс переобучения, овладения новыми ценностями, ролями, правилами поведения вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших, что называется ресоциализацией.

Социализация является не только важнейшим условием превращения человека в личность, но и обеспечивает сохранение общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный статус личности и его формирование | Природа отклоняющегося поведения и опыт его изучения в социологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.