Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ставки акцизов




Виды подакцизных товаров Твердые (специфические), в руб. и коп. за единицу измерения Смешанные (комбинированные)
Этиловый спирт из всех видов сырья 23 руб. 50 коп. за 1 л безводного этилового спирта  
Алкогольная продукция (за исключением вин натуральных) и спиртосодержащая продукция 162 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах  
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 00 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах  
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 00 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах  
     
Вина шампанские и вина игристые, газированные и шипучие 10 руб. 50 коп. за 1 л  
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных и шипучих) и натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6%, изготовленные из вино материалов 2 руб. 20 коп. за 1 л  
Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно 0 руб. 00 коп. за 1 л  
Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6% включительно 2 руб. 07 коп. за 1 л  
Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% 7 руб. 45 коп. за 1 л  
Табачные изделия:    
Табак трубочный, курительный, жевательный и т.д. (за исключением используемого в качестве сырья в табачной промышленности) 300 руб. за 1 кг  
     
Сигары 17 руб. 75 коп. за 1 шт.  
Сигариллы 217 руб. за 1000 шт.  
Сигареты с фильтром   100 руб. за 1000 шт. + 5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 115 руб. за 1000 штук.
Сигареты без фильтра, папиросы   45 руб. за 1000 шт. + 5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 60 руб. за 1000 штук.
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)  
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 18 руб. 50 коп. за 0,75 кВт (1 л. с.)  
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 181 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)  
Бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно 2657 руб. за 1 т  
Бензин автомобильный с иными октановыми числами 3629 руб. за 1 т  
Дизельное топливо 1080 руб. за 1 т  
Моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей 2951 руб. за 1 т  
Прямогонный бензин 2657 руб. за 1 т  

 

Сумма налога по товарам, облагаемым по твердым (специфическим) налоговым ставкам, определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма налога по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В настоящее время указанные ставки в российской налоговой системе не используются.

Сумма налога по товарам, облагаемым по смешанным (комбинированным) ставкам, исчисляется как сумма налогов, определяемых по адвалорным и по твердым ставкам.

Вначале определяется сумма акциза, исчисленная как произведение твердой (специфической) ставки и объема реализованных, переданных или ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. Затем определяется сумма акциза, исчисленная как соответствующая адвалорной ставке процентная доля стоимости реализованных, переданных или ввозимых подакцизных товаров.

В настоящее время смешанные (комбинированные) налоговые ставки установлены в отношении некоторых видов табачных изделий: сигарет с фильтром и без фильтра, а также папирос.

В настоящее время в российской налоговой системе действует новый порядок определения налоговой базы в отношении подакцизных товаров, по которым установлены смешанные (комбинированные) налоговые ставки. При этом введено такое понятие как «максимальная розничная цена». Начиная с 2007 года на каждой произведенной в Российской Федерации и импортируемой из-за рубежа пачке сигарет и папирос должна быть нанесена максимальная розничная цена, по которой указанные товары могут быть реализованы потребителю. Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой пачка табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями. При этом максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждой марке или каждому наименованию табачных изделий.

В связи с этим весьма важно установить, как определяется расчетная стоимость табачных изделий, в отношении которых применяются смешанные (комбинированные) налоговые ставки.

Она определяется как произведение максимальной розничной цены и количества пачек табачных изделий, реализованных, переданных или ввезенных на российскую таможенную территорию за отчетный налоговый период.

Налогоплательщики, которые реализуют, передают или ввозят подакцизные товары, облагаемые по разным налоговым ставкам, обязаны вести раздельный учет указанной продукции, облагаемой по различным ставкам. А как быть, если налогоплательщик не ведет такого учета? В этом случае сумма налога по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной налоговой ставки, применяемой налогоплательщиком, от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым налогом операциям.

Так же как и по НДС, сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода, который по акцизам установлен как календарный месяц.

Для определения времени возникновения налогового обязательства налогоплательщика по акцизу важно установить дату реализации, передачи или получения подакцизных товаров.

Для подакцизных товаров датой реализации является день отгрузки или передачи соответствующих подакцизных товаров.

По операциям передачи организациями на российской территории произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья или другим лицам датой передачи является день подписания акта приема – передачи подакцизных товаров.

Дата передачи всех видов подакцизных товаров для собственных нужд, а также при безвозмездной передаче или при обмене с их участием определяется Налоговым кодексом как день совершения соответствующей операции.

По операции получения прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку этого бензина, датой его получения признается день получения прямогонного бензина этой организацией.

Сумма акциза должна определяться налогоплательщиком самостоятельно.

Каждый налогоплательщик, который реализует производимые им подакцизные товары или производит подакцизные товары из давальческого сырья, должен предъявить к оплате покупателю указанных товаров, а в соответствующих случаях – собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза. Эта сумма должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реест­рах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах.

Исключением из данного положения являются два случая. Во-первых, когда подакцизные товары реализуются за пределами российской территории. Во-вторых, в случае передачи или реализации прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющем свидетельство на производство прямогонного бензина, налогоплательщику, имеющему свидетельство на его переработку.

В случае, если осуществляется реализация подакцизных товаров, не подлежащая налогообложению, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры выписываются без выделения соответствующих сумм налога, но при этом на указанных документах должна быть сделана соответствующая надпись или поставлен штамп “Без акциза”.

При реализации или передаче подакцизных товаров в розницу акциз включается в цену указанного товара и при этом на ярлыках товаров и ценниках, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответству­ющая сумма налога выделяться не должна.

Российское налоговое законодательство установило порядок отнесения сумм акциза.

Исчисленные налогоплательщиком и предъявленные покупателю при реализации подакцизных товаров суммы акцизов относятся у налогоплательщика на производственные расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

У покупателя подакцизных товаров суммы акцизов, предъявленные ему налогоплательщиком, должны учитываться в стоимости указанных товаров. Таким же образом учитываются суммы акцизов, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на российскую таможенную территорию. Суммы акцизов, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья или материалов, относятся собственником давальческого сырья или материалов на стоимость подакцизных товаров, произведенных из этого сырья или материалов.

Из этого правила есть определенные исключения, когда суммы акцизов не учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров. В данных случаях указанные суммы акцизов подлежат вычету или возврату.

В частности, вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров или уплаченные им при ввозе подакцизных товаров из-за рубежа и использованных в дальнейшем в качестве сырья для производства других подакцизных товаров.

Все указанные налоговые вычеты производятся исключительно на основании расчетных документов и счетов-фактур, которые налогоплательщики получают при приобретении подакцизных товаров, а при ввозе товаров из-за рубежа – на основании таможенных деклараций или других документов, подтверждающих ввоз в Россию подакцизных товаров и уплату соответствующей суммы налога.

При этом установлено, что подлежат вычетам только фактически уплаченные продавцам суммы налога при приобретении подакцизных товаров либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья или материалов при его производстве или фактически уплаченные при ввозе в Россию подакцизных товаров, выпущенных в свободное обращение.

Подлежат вычетам и суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении акцизных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, по подакцизным товарам определяется самим налогоплательщиком по итогам каждого календарного месяца. Подлежащая уплате в бюджет сумма налога равна исчисленной в перечисленном выше порядке сумме налога, уменьшенной на предусмотренные законом и подтвержденные документально вычеты.

В тех случаях, когда осуществляется первичная реализация подакцизных товаров, ввезенных с территории государств – участников Таможенного союза, т. е. без таможенного оформления, подлежащая уплате в бюджет сумма акциза определяется исходя из общей суммы исчисленного налога.

Возникает вопрос, как быть в тех случаях, когда сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит сумму налога, исчисленную по операциям с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем? В этом случае налогоплательщик не должен уплачивать акциз в этом налоговом периоде.

При этом сумма превышения должна быть зачтена или возвращена в счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по этому налогу.

Указанные суммы возврата или зачета перечисляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех следующих за ним налоговых периодов на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Зачет производится самостоятельно налоговыми органами и в течение 10 дней об этом должно быть сообщено налогоплательщику.

По истечении указанного трехмесячного периода не зачтенные суммы подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления должен принять решение о возврате указанной суммы налогоплательщику и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм должен быть осуществлен органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа.

При нарушении установленных сроков возврата средств налогоплательщику должны быть начислены проценты исходя из 1/360 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Российское налоговое законодательство установило следующие сроки и порядок уплаты налога при реализации подакцизных товаров.

Уплата акциза при реализации или передаче налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров производится исходя из фактической их реализации или передаче за истекший налоговый период, как правило, равными долями в два срока: не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем и не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Вместе с тем, Налоговым кодексом по отдельным операциям установлены иные сроки уплаты акциза. В частности, уплата акциза по прямогонному бензину и по денатурированному спирту налогоплательщиками, имеющими соответствующие свидетельства на проведение операций с указанными товарами, производится не позднее 25 числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, за некоторым исключением. В частности, при совершении операций по получению или оприходованию денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата налога производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При совершении операций получения прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на его переработку, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков также представлять в налоговый орган по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемых ими операций, явля­ющихся объектом обложения акцизом, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Налогоплательщики, имеющие соответствующие свидетельства на право совершения операций с прямогонным бензином или с денатурированным этиловым спиртом представляют такую декларацию не позднее 25 числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем.

Контрольные вопросы:

1. Каковы роль и значение акцизов в формировании доходной базы бюджета РФ?

2. Что относится к подакцизным товарам?

3. Кто является плательщиком акцизов в Российской Федерации?

4. Каковы особенности определения объекта налогообложения акцизами?

5. Какие операции в Российской Федерации не подлежат обложению акцизами?

6. Что представляет собой налоговая база при исчислении и уплате акцизов? Какова особенность ее определения при реализации товаров?

7. Какие документы необходимо представить в налоговые органы для документального подтверждения факта экспорта товаров?

8. Каков порядок расчета акциза, подлежащего взносу в бюджет, в случае, когда при производстве подакцизного товара использован другой подакцизный товар, по которому на территории России уже уплачен акциз?

9. Как засчитывается сумма акциза, уплаченного за сырье, использованное при производстве товаров, не облагаемых акцизами?

10. Кто и в каких нормативных актах определяет ставки акцизов? Какие ставки существуют по акцизам?

11. Каков порядок исчисления и уплаты акцизов в бюджет?

12. Каковы сроки уплаты акцизов в бюджет?

13. Каковы особенности налогообложения акцизами при перемещении подакцизных товаров через российскую территорию?

14. Как формируется налоговая база при реализации товаров, облагаемых разными ставками акциза?

15. Как определяется дата реализации, передачи или получения подакцизных товаров?

16. Что такое налоговые вычеты? Каков порядок их применения?

 

3. Налог на доходы физических лиц.

Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены с принятием Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 года в России была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физических лиц. Она стала базироваться на определенных принципах, отличных от действовавших в системе централизованного государственного регулирования экономики.

Важнейшим принципом ныне действующей системы подоходного налога с физических лиц является равенство налогоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности.

В отличие от Советского Союза, где действовал принцип обложения месячных доходов, российское налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода.

Новым для российских налогоплательщиков стал введенный Законом в 1991 году принцип предоставления в определенных случаях декларации о совокупном годовом доходе. Следует при этом подчеркнуть, что с установлением Налоговым кодексом единой ставки налога с 2001 года резко сужен перечень категорий и число налогоплательщиков, обязанных заполнять и представлять налоговые декларации.

С 1992 года в практику подоходного обложения физических лиц был введен еще один новый принцип – установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода. Начиная с 2001 года, не облагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.

Важнейший принцип действующей системы подоходного налогообложения физических лиц – недопущение уплаты этого налога за плательщика. Иными словами, налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода.

И, наконец, последним по порядку, но не по значению является принцип предоставления отдельным категориям налогоплательщиков целевых налоговых льгот – в форме доходов, не подлежащих налогообложению.

Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Плательщиками налога с доходов физических лиц выступают, как это вытекает из названия налога, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. К налоговым резидентам согласно Налоговому кодексу относятся физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом следует иметь в виду, что период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на период его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (до 6 месяцев) лечения или обучения.

Соответственно, все другие физические лица, находящиеся в Российской Федерации являются налоговыми нерезидентами.

Объектом обложения налогом с доходов физических лиц у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников в Российской Федерации.

Перечень доходов, подлежащих налогообложению, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, включает дивиденды и проценты, а также страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российскими организациями или иностранными организациями.

В перечень указанных доходов включаются также доходы, полученные от использования в Российской Федерации или за ее пределами авторских или других смежных прав, а также полученные от предоставления в аренду и от иного использования имущества, находящегося на российской территории.

Одновременно с этим в состав доходов налогоплательщика входят и суммы, полученные от реализации недвижимого и иного принадлежащего ему имущества, акций или других ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций, а также прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России.

Является объектом обложения также вознаграждение за выполнение трудовых или других обязанностей, за выполненные работы, оказанные услуги и за совершение действия или бездействие.

Признаются доходами физического лица пенсии, пособия, стипендии и другие аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение указанных доходов к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами РФ зависит от места нахождения организаций, имущества или источника получения дохода.

В частности, дивиденды, страховые выплаты от российских организаций, а также от иностранных организаций в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России – это доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Указанные виды доходов, полученные от иностранной организации во всех других случаях, – это доходы, полученные от источников, находящихся за пределами России. Для доходов от использования авторских прав, от аренды и реализации имущества, доходов в виде вознаграждений указанное разграничение зависит от места нахождения (в России или за ее пределами) источника дохода или его получения.

Что касается пенсий, пособий, стипендий и иных аналогичных выплат, то в данном случае Налоговый кодекс устанавливает указанное разграничение в зависимости от того, законодательством какого государства (России или иного) установлены подобные выплаты.

В том случае, если затруднено отнесение тех или иных доходов к доходам, полученным от источников в Российской Федерации или за ее пределами, то подобное отнесение осуществляется Минфином России.

Важно отметить, что российское налоговое законодательство в части налога с доходов физических лиц установило не идентичность понятий «доход» и «налоговая база».

При определении налоговой базы должны учитываться не только все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, но и доходы в виде материальной выгоды. При этом важно подчеркнуть, что если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или же других органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания не могут и не должны уменьшать налоговую базу данного конкретного налогоплательщика.

Основным видом дохода, включаемого в налоговую базу, являются доходы, полученные плательщиками налога в российской национальной валюте в различных формах, а также в иностранной валюте. При этом доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату фактического получения дохода. Датой получения дохода в иностранной валюте на территории Российской Федерации налоговое законодательство определило конкретную дату выплаты дохода. По доходам, получаемым физическими лицами из источников за пределами Российской Федерации, такой датой считается дата получения этого дохода, а при перечислении этих доходов на валютный счет физического лица – дата зачисления на этот счет. Уплата в бюджет налога с доходов, полученных в иностранной валюте, производится плательщиками только в рублях.

Одновременно с этим в налоговую базу включаются и доходы, полученные в натуральной форме.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, налоговое законодательство относит оплату как полностью, так и частично организациями или индивидуальными предпринимателями товаров, работ, услуг или другого имущества, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. К этой форме доходов относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе, а также оплата труда в натуральной форме.

Для включения в доход налогоплательщика эти товары, работы или услуги должны быть оценены в стоимостном выражении. В этом случае неизбежен вопрос о том, по каким ценам должна проводиться такая оценка? Налоговое законодательство дает однозначный ответ на этот вопрос: стоимость этих товаров, работ и услуг исчисляется исходя из их рыночных цен или тарифов, действовавших на день получения такого дохода, а при государственном регулировании цен или тарифов – исходя из этих государственных регулируемых розничных цен или тарифов.

В стоимость товаров, работ или услуг, полученных в натуральной форме, должны также включаться соответствующие суммы НДС, а для подакцизных товаров – соответствующая сумма акцизов.

Доходы налогоплательщика, полученные в виде материальной выгоды, российское налоговое законодательство определяет в форме полученных налогоплательщиком определенного вида финансовых ресурсов. К указанным доходам, в частности, относится экономия на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами. Доходы в виде материальной выгоды возникают от приобретения товаров, работ или услуг в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику. Кроме того, налогоплательщик может получить доход в виде материальной выгоды при приобретении ценных бумаг.

В случае получения налогоплательщиком материальной выгоды от экономии на процентах налоговая база определяется в зависимости от того, в какой валюте им был получен кредит или ссуда и на каких условиях.

В частности, при пользовании заемными или кредитными средствами, выраженными в рублях, материальная выгода возникает как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

При получении заемных или кредитных средств в иностранной валюте материальная выгода составит превышение суммы процентов за их пользование, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Материальная выгода в случае приобретения товаров, работ или услуг у взаимозависимых лиц представляет собой сумму разницы двух цен. Для этого необходимо из цены идентичных или однородных товаров, работ или услуг, реализуемых этими лицами в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, вычесть цену реализации идентичных или однородных товаров, работ или услуг налогоплательщику.

Если же налогоплательщик получает доход в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг, то налоговая база определяется как превышение их рыночной стоимости над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

При определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами учитываются доходы от купли-продажи ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также доходы по операциям фьючерсных и опционных биржевых сделок.

Доход или убыток по сделке купли-продажи ценных бумаг определяется при этом как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на их приобретение, реализацию и хранение, фактически произведенными налогоплательщиком, либо имущественными вычетами.

Определяя доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц, весьма важно знать, что в соответствии с российским налоговым законодательством имеется весьма широкий круг доходов, которые не подлежат налогообложению, т.е. не должны включаться в облагаемый доход. По своему экономическому содержанию многие из них представляют собой налоговые льготы. Какие же доходы разрешено исключать из налоговой базы налогоплательщика?

Освобождены от налогообложения государственные пособия, а также выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют лишь пособия по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком. Не подлежат налогообложению также пособия по безработице и пособия по беременности и родам.

Не являются объектом обложения все виды государственных пенсий, назначаемых и выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством.

Законодательством не признаются объектом налогообложения стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений профессионального высшего образования или профессионального послевузовского образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями.

Также не подлежат налогообложению и не включаются в совокупный доход физических лиц отдельные виды доходов, полученных от сельскохозяйственной деятельности в частности, доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства и реализации сельхозпродукции, а также от производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение 5 лет начиная с года государственной регистрации такого хозяйства. При этом важно подчеркнуть, что указанная льгота распространяется на доходы хозяйства, члены которого ранее не пользовались такой возможностью как члены другого подобного хозяйства.

Исключаются из облагаемого дохода также доходы физических лиц в натуральной и денежной форме, получаемые в порядке наследования от других физических лиц, за исключением доходов от использования наследуемых авторских прав, получаемых наследниками или правопреемниками авторов произведений науки, литературы, искусства, открытий, изобретений или промышленных образцов.

Освобождены от налогообложения доходы в денежной и натуральной формах, полученные от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев. При этом важно подчеркнуть, что полученные в порядке дарения доходы, освобождаются от налогообложения только в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками. В соответствии с российским законодательством близкими родственниками являются супруги, родители, дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и не полнородные, т.е. имеющие общих отца или мать, братья и сестры.

Не являются объектом обложения и не включаются в облагаемый доход алименты, получаемые налогоплательщиками, а также суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от государственных учреждений и организаций, направивших их на работу за границу, в пределах норм, установленных российским законодательством об оплате труда работников.

Стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не включается в облагаемый налогом доход только в сумме, не превышающей 2 тыс. рублей в год. В таком же порядке и размере льготируются и суммы, получаемые налогоплательщиком в других формах материального поощрения:

стоимость призов в денежной и натуральной форме, полученных на конкурсах и соревнованиях, проводимых по решениям государственных органов власти и представительных органов муниципалитетов;

стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ или услуг.

Указанное положение имеет только два исключения. Во-первых, для призов в денежной и натуральной форме, полученных спортсменами на чемпионатах, первенствах и кубках Российской Федерации. И во-вторых, для сумм, полученных за призовое место от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и муниципальных органов за счет соответствующих бюджетов на чемпионатах и кубках Европы и мира, на Олимпийских играх. Стоимость этих призов, а также суммы вознаграждений не включается в облагаемый налогом доход независимо от их размера.

Материальная помощь, оказываемая инвалидам их общественными организациями, также не включается в облагаемый налогом доход в пределах до двух тысяч рублей.

Не подлежит налогообложению при определенных условиях материальная выгода в виде экономии на процентах при получении заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей. Таким условием является, прежде всего, необходимость, чтобы процент за пользование заемными средствами в рублях составлял не менее 3/4 ставки рефинансирования, установленной Банком России, а за пользование заемными средствами в иностранной валюте – не менее 9% годовых.

Соответственно, если размер процентов является меньше указанных величин, то материальная выгода в виде положительной разницы подлежит налогообложению в составе годового дохода физических лиц. Она исчисляется по средствам, полученным в рублях, исходя из 3/4 ставки рефинансирования, установленной Банком России и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным или кредитным денежным средствам. По средствам, полученным в иностранной валюте, исходя из ставки 9% и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным или кредитным денежным средствам. Таким образом, если налогоплательщик получил беспроцентную ссуду, то подлежащая налогообложению материальная выгода определяется в размере 3/4 ставки рефинансирования Банка России по рублевым ссудам или исходя из 9% годовых по ссуде, полученной в иностранной валюте.

При определенных условиях могут не включаться в совокупный облагаемый налогом доход средства, полученные налогоплательщиком в виде процентов по вкладам в банках, находящихся на территории России. Это произойдет в том случае, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Банка России в течение всего периода начисления указанных процентов. При этом имеется одно исключение в части процентов по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 года на срок не менее 6 месяцев. Доходы от этих вкладов освобождаются от налогообложения при условии, что выплаченные по ним проценты не выше действующей ставки рефинансирования Банка России.

Что касается вкладов в иностранной валюте, то доходы по таким вкладам освобождаются от налогообложения, если установленная ставка не превышает 9% годовых.

Индивидуальные предприниматели не должны платить налог с доходов, полученных от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход.

Начиная с 2007 года в доходы налогоплательщика не включаются средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Определенные с учетом сумм, не подлежащих налогообложению, совокупные доходы налогоплательщика дополнительно уменьшаются на предусмотренные действующим законодательством вычеты, которые Налоговый кодекс подразделяет на четыре группы.

Суммы каждой группы вычетов играют для налогоплательщика немаловажную роль в законной минимизации их доходов и уплачиваемых налогов, поэтому законодательство установило определенные порядок и условия их предоставления. Рассмотрим отдельно каждую из этих групп.

Первой по порядку законодательство установило группу стандартных налоговых вычетов.

Стандартный вычет в сумме 3 тыс. рублей за каждый месяц имеют право сделать налогоплательщики, относящиеся к категории «чернобыльцев» и приравненных к ним лиц, а также инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы.

На стандартный ежемесячный вычет из доходов в размере 500 руб. имеют право следующие категории налогоплательщиков:

– Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

– лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны.

– инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп;

– лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания в связи с лучевой нагрузкой, вызванной последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

– граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждане, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в в боевых действиях на российской территории;

- другие категории.

К следующей группе налогоплательщиков, имеющих право на стандартные вычеты, относятся физические лица, как имеющие, так и не имеющие права на перечисленные выше вычеты, доход которых уменьшается на сумму в размере 400 рублей в месяц в зависимости от их материального положения. Указанные налогоплательщики имеют право производить указанный вычет с начала налогового периода до того месяца, в котором их доход нарастающим итогом с начала года превысил 20 тыс. рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 тыс. рублей, указанный налоговый вычет не применяется.

При наличии у физического лица права на уменьшение дохода более чем на один из перечисленных выше стандартных вычетов, предоставляется максимальный из этих вычетов.

Стандартный налоговый вычет в размере 600 рублей за каждый месяц распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями и на обеспечении которых находится ребенок. Указанный вычет действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 тыс. рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 тыс. рублей, указанный налоговый вычет не применяется.

В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты в размере 400 и 600 рублей предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты.

Налоговый вычет расходов на содержание детей производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. При этом вдовам, одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере.

Стандартный налоговый вычет, установленный на содержание детей, предоставляется налогоплательщику независимо от предоставления других размеров стандартного налогового вычета.

Вычеты из совокупного дохода сумм расходов на содержание детей, студентов и учащихся дневной формы обучения производятся независимо от того, имеют ли они самостоятельные источники доходов – стипендии, заработки и т.п., а также проживают они или нет совместно с родителями.

Если студент имеет свою семью, то уменьшение расходов на его содержание производится у каждого из его родителей.

Уменьшение облагаемого налогом дохода физическим лицам производится с месяца рождения ребенка или появления иждивенца.

Все установленные законодательством стандартные налоговые вычеты могут предоставляться налогоплательщику только одним из работодателей по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Возникает вопрос, а как быть в том случае, если в течение года стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не были по каким-либо причинам предоставлены или же были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено законодательством? В этих случаях по окончании года на основании письменного заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на них, налоговые органы обязаны пересчитать указанному налогоплательщику налоговую базу.

Следующая группа вычетов из налоговой базы относится к социальным налоговым вычетам.

К их числу относятся произведенные налогоплательщиком из полученных им в течение года сумм расходы на следующие цели. В частности, это благотворительные цели. Они могут быть представлены в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и до­школьным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд. Благотворительность может также выражаться в виде пожертвований религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности. При этом сумма указанного вычета не может быть более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

Уплата налогоплательщиком в течение года за свое обучение в образовательных учреждениях также может служить основанием для осуществления социального вычета. Этот вычет производится в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50 тыс. рублей. Такой же вычет может быть произведен также на сумму, уплаченную налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет и налогоплательщиком – опекуном или попечителем на обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях (на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей, опекуна или попечителя). При этом законодательство предусматривает, что указанный социальный налоговый вычет предоставляется только при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Вместе с тем, указанный социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение произведено за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Уплата налогоплательщиком в течение года за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплата налогоплательщиком за услуги по лечению супруга, своих родителей, своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации также является основанием для социального вычета. Перечень медицинских услуг, утвержденный соответствующим решением Правительства Российской Федерации, относит к их числу, в частности, диагностику и лечение при оказании скорой медицинской помощи, диагностику, профилактику, лечение и медицинскую реабилитацию при оказании стационарной медицинской помощи, а также эти медицинские услуги в санаторно-курортных учреждениях;

Расходы на приобретение налогоплательщиком за счет собственных средств медикаментов, назначенных ему лечащим врачом, также принимаются к вычету их облагаемого дохода. При этом учитываются не все приобретенные лекарства, а только те, что имеются в перечне лекарственных средств, утвержденном Правительством Российской Федерации. Указанный перечень включает более 300 наименований.

Необходимо особо подчеркнуть, что с 1 января 2007 года в затраты на лечение и приобретение медикаментов налогоплательщик имеет право включить суммы страховых взносов, уплаченных им по договорам добровольного личного страхования, заключенными со страховыми компаниями, специализирующимися и имеющими лицензию на деятельность, предусматривающую оплату исключительно услуг по лечению.

Общая сумма социального налогового вычета на лечение и приобретение лекарств не может превышать 50 тыс. рублей в год.

Одновременно с этим установлено, что по отдельным дорогостоящим видам лечения в российских медицинских учреждениях сумма налогового вычета может быть принята в размере фактически произведенных расходов. Перечень указанных видов лечения утверждается Правительством. Кроме того, следует иметь в виду, что вычет оплаты стоимости лечения или оплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику при условии проведения данного лечения в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или на уплату страховых взносов.

Третья группа вычетов представляет собой имущественные налоговые вычеты.

При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право произвести следующие имущественные налоговые вычеты:

– суммы не более 1 млн. рублей, полученные в течение года от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее 3 лет, а также не более 125 тыс. рублей от продажи иного имущества, находившегося в собственности менее трех лет. В случае продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика 3 и более лет, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три и более года, имущественный налоговый вычет предоставляется в полной сумме, полученной при продаже указанного имущества. Одновременно с этим закон предусматривает право налогоплательщика вместо получения имущественного налогового вычета уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг. Возникает естественный вопрос, а как быть в том случае, если осуществлена реализация имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности? В этом случае соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле или же по договоренности между ними, если реализуется имущество, находящееся в общей совместной собственности;

– суммы, израсходованные налогоплательщиком на новое строительство или приобретение на российской территории жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них, в размере фактически произведенных расходов. Сюда же включаются затраты, направленные на погашение процентов по целевым займам или кредитам, полученным налогоплательщиком в российских банках и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на российской территории жилого дома, квартиры, комнаты или доли в них.

Общий размер указанного имущественного налогового вычета в соответствии с законом не может превышать 1 млн. рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам или кредитам, полученным налогоплательщиком в российских банках и фактически израсходованным им на указанные выше цели.

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный или построенный жилой дом, квартиру или комнату. Необходимо также представить платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.

При приобретении имущества в общую долевую или общую совместную собственность размер указанного имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности или в соответствии с их письменным заявлением при приобретении жилого дома, комнаты или квартиры в общую совместную собственность.

В том случае, если в течение года налогоплательщик не смог использовать имущественный налоговый вычет полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Последняя группа налоговых вычетов представляет профессиональные налоговые вычеты. Право на их получение имеют следующие категории налогоплательщиков.

В первую очередь это относится к индивидуальным предпринимателям и другим лицам, занимающимся частной практикой. Они имеют право произвести указанные вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Необходимо подчеркнуть, что указанные расходы принимаются к вычету в составе тех же затрат, что принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В том случае, если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. В то же время это положение не распространяется на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ или оказания услуг по договорам гражданско-правового характера, имеют право производить профессиональные вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ или оказанием услуг.

Определенные особенности имеются в определении размера профессиональных вычетов для налогоплательщиков, получающих авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов. Они также имеют право произвести вычеты в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах (табл.).

Таблица

Нормативы профессиональных вычетов для налогоплательщиков, получающих авторские вознаграждения

Характер творческого труда Нормативы затрат, % к сумме начисленного дохода
Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка  
Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна  
Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике  
Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)  
Создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок  
Других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию  
Исполнение произведений литературы и искусства  
Создание научных трудов и разработок  
Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)  

 

При этом законом установлено, что расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

В части размеров социальных и имущественных налоговых вычетов законодательство Российской Федерации установило право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей, но в пределах размеров, установленных федеральным законом.

За годы существования подоходного налога с физических лиц ставки этого налога, особенно в последние годы, достаточно часто менялись, иногда каждый год. Но эти изменения носили скорее косметический, нежели капитальный, характер, поскольку, как правило, менялись верхняя, высшая, ставка или же размер облага­емого по той или иной ставке совокупного годового дохода, что было связано с инфляционными процессами.

При этом до принятия Налогового кодекса в части налога на доходы физических лиц указанные ставки были прогрессивными. Начиная с 2001 года в Российской Федерации действует фактически единая для определенного вида доходов ставка налога.

Основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%. Но для отдельных видов доходов действуют три другие ставки налога.

Налоговая ставка в размере 35% установлена в отношении следующих видов доходов:

– стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части, превышающей 2 тыс. рублей;

– страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее 5 лет, в случае, если суммы таких страховых выплат превышают суммы, внесенные физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России на момент заключения договора страхования;

– процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам, за исключением внесенных на срок не менее 6 месяцев пенсионных вкладов, и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

– суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных или кредитных средств.

Данное положение не распространяется на доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами или кредитами, полученными от российских кредитных и иных организаций и фактически израсходованными налогоплательщиком на новое строительство или на приобретение на территории России жилого дома, квартиры или доли в них. При этом налогоплательщик обязан предоставить документы, подтверждающие целевое использование таких средств.

Налоговая ставка в размере 30% действует в отношении всех доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

В части доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, с 1 января 2005 года установлена ставка налога в размере 9%.

Налоговая ставка в том же размере установлена в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Если сумма предусмотренных законом налоговых вычетов за год окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, то налоговая база должна приниматься равной нулю. При этом на следующий налоговый период эта разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не может быть перенесена.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки в размере 9, 30 и 35%, налоговые вычеты вообще не применяются.

Государство возложило функции по удержанию налогов на российские организации, на индивидуальных предпринимателей, на нотариусов, занимающихся частной практикой, на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также на постоянные представительства иностранных организаций в России, от которых налогоплательщик получает доход. В связи с этим указанные лица, выплачивающие любой доход в любой форме, подлежащий налогообложению, обязаны исчислять, удерживать и уплачивать соответствующие суммы налога по установленной шкале, т.е. они являются налоговыми агентами. Следовательно, налогоплательщик не несет ответственности за неправильно исчисленный, удержанный или несвоевременно перечисленный налог. Вся ответственность за это лежит на налоговом агенте. Положенные в соответствии с законом вычеты из совокупного дохода должен осуществлять также налоговый агент. В то же время предоставление при необходимости справок (например, об иждивенцах, об инвалидности и т. д.) – обязанность налогоплательщика. При этом все положенные по закону вычеты из облагаемого дохода делаются только по месту основной работы.

Налог удерживается ежемесячно по совокупности дохода с начала календарного года.

Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда или же не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм. Налоговые агенты, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда.

При этом налоговый агент обязан вести раздельный учет выплачиваемых налогоплательщикам доходов, облагаемых по раздельным ставкам.

Налоговые агенты должны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. То есть налоги взимаются только путем удержания из дохода налогоплательщика.

Налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим, сведения о доходах, полученных физическими лицами не по месту основной работы, службы или учебы, и о начисленных и удержанных суммах налога.

Налоговым кодексом установлены определенные особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой. К ним относятся две категории налогоплательщиков:

– зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

– частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

Указанные налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет. При этом они должны определить подлежащую уплате в бюджет общую сумму налога с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате им дохода, а также с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уже уплаченных ими в соответствующий бюджет. Убытки прошлых лет при этом не могут и не должны уменьшать налоговую базу этой категории налогоплательщиков.

Помимо этого, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет и исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, должна быть уплачена по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, налогоплательщики этой категории обязаны указать в налоговой декларации суммы предполагаемого дохода от предпринимательской деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода должна быть определена самим налогоплательщиком.

На основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом предусмотренных налоговых вычетов налоговым органом производится расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период.

Авансовые платежи должны быть уплачены этой категорией налогоплательщиков на основании налоговых уведомлений в следующие сроки:

– за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

– за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

– за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

В случае увеличения или уменьшения по сравнению с ранее предполагаемой суммой дохода (более чем на 50%) налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее 5 дней с момента получения новой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.