Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Видов полезных ископаемых

Ставки налогообложения всех основных

Виды добытых полезных ископаемых Ставка, %
Калийные соли 3,8
Торф 4,0
Руды черных металлов 4,8
Апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды 4,0
Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых и фосфоритовых руд) 5,5
Соль природная и чистый хлористый натрий 5,5
Радиоактивные металлы 5,5
Уголь каменный, бурый и горючие сланцы 4,0
Теплоэнергетические промышленные воды 5,5
Неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии 5,5
Горнорудное неметаллическое сырье 6,0
Подземные минеральные воды 7,5
Другие полезные ископаемые, не включенные в другие группировки 6,0
Редкие металлы 8,0
Битуминозные породы 6,0
Драгоценные металлы 6,5
Золото 6,0
Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни 8,0
Цветные металлы 8,0
Многокомпонентная комплексная руда, а также полезные компоненты комплексной руды, за исключением драгоценных металлов 8,0
Отдельные виды углеводородного сырья 16,5
Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья 17,5

 

При добыче природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья применяется налоговая ставка в размере 147 руб. за 1 тыс. м3газа.

Обложение налогом одной тонны добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной производится по налоговой ставке в размере 419 рублей.

Налоговая ставка в размере 0% применяется в части нормативных потерь при добыче полезных ископаемых, в отношении которых налоговая база определяется как их количество в натуральном выражении. Нормативными потерями являются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, но в пределах утвержденных уполномоченными органами нормативов потерь.

Указанная налоговая ставка в размере 0% применяется при добыче попутного газа, подземных вод, содержащих полезные ископаемые, полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов. По этой же ставке производится обложение налогом полезных ископаемых, остающихся во вскрышных породах, в отвалах или в отходах в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения.

Данная ставка 0% применяется при обложении добычи минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации, и подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях.

Для решения первоочередных проблем развития нефтедобывающей отрасли, в частности, для создания стимулов к освоению новых месторождений с 1 января 2007 года введена налоговая ставка в размере 0% при добыче нефти на отдельных месторождениях.

В этих целях предусмотрено установление нулевой ставки при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции, то есть в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края. Но данная ставка применяется не для всех, а только для вновь осваиваемых месторождений при непременном соблюдении трех ниже перечисленных условий одновременно.

Во-первых, она применяется только до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на соответствующем участке недр.

Во-вторых, срок разработки запасов соответствующего участка недр не должен превышать или быть равным:

- 10 годам с даты государственной регистрации лицензии - для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых;

- 15 годам с даты государственной регистрации лицензии - для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых.

В третьих, на соответствующем участке недр должен применяться прямой метод учета количества добычи нефти.

Указанная ставка налога может применяться и в отношении участков недр, разработка которых была начата до 1 января 2007 года. Но в данном случае кроме трех вышеперечисленных условий должно быть соблюдено еще одно: степень выработки запасов на каждом конкретном участке недр не должна превышать или быть равна 5 процентам.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым, исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При добыче попутного и природного газа, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной сумма налога определяется налогоплательщиком как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по соответствующим видам добытых полезных ископаемых и уплачивается раздельно по каждому виду добытых полезных ископаемых не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых является календарный месяц.

По истечении налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию. Она представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

На период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2006 года в целях исключения влияния возможного резкого колебания мировых цен на экспортируемую российскую нефть на доходы бюджета и доходы нефтяных компаний был установлен особый порядок формирования налоговой базы, а также особая ставка налога на добычу этого полезного ископаемого. В эти годы налоговая база при добыче нефти определялась как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая ставка при добыче нефти в этот период составляла до конца 2004 года
347 рублей за 1 тонну, а с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года – 419 рублей за тонну. При этом указанная налоговая ставка применялась с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть (Кц).

Поправками, внесенными в 2006 году в Налоговый кодекс, указанные ставка налога, налоговая база и ценовой коэффициент, начиная с 2007 года установлены на постоянной основе.

Одновременно с этим с 2007 года в целях преодоления снижения темпов добычи нефти на выработанных месторождениях установленная налоговая ставка в размере 419 руб. за тонну дополнительно умножается на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр – (Кв).

Таким образом, налоговая ставка по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной начиная с 2007 года равна (419 руб. х Кц х Кв).

Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен, ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно по следующей формуле с округлением до 4-го знака:

Р

Кц = (Ц – 9) х --- где

Ц - средний за налоговый период уровень цен нефти в долларах США за баррель;

9 - базовая цена 1 барреля нефти в долларах США;

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю;

261 - количество рабочих дней в году.

 

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара к рублю, устанавливаемого Банком России, за все дни в соответствующем налоговом периоде.

Средний за налоговый период уровень цен нефти определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

При этом средние за истекший месяц котировки указанного сорта нефти должны ежемесячно, в срок не позднее 15 числа следующего месяца, доводиться через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Если же указанная информация в официальных источниках отсутствует, то в этом случае уровень цен нефти определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретных участков недр, определяется налогоплательщиком также самостоятельно и с округлением до 4-го знака. При этом порядок расчета данного коэффициента зависит от степени выработанности конкретного участка недр.

В том случае, если степень выработанности запасов, определенная с использованием прямого метода учета количества добытой нефти, больше или равна 0,8 и при этом меньше или равна 1, то коэффициент Кв рассчитывается по следующей формуле:

 

N

Кв = 3,8 - 3,5 х --- где,

V

N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;

 

V - начальные извлекаемые запасы нефти с учетом их прироста и списания (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче).

 

В том случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определенная методом прямого учета количества добытой нефти, превышает 1,0 то коэффициент Кв принимается равным 0,3.

Во всех остальных случаях коэффициент Кв принимается равным 1.

Необходимо при этом подчеркнуть, что степень выработанности запасов конкретного участка недр должна рассчитываться налогоплательщиком самостоятельно. Расчет ведется на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором применяется коэффициент Кв. Степень выработанности запасов представляет собой частное от деления двух сумм. Первая сумма – это накопленная добыча нефти на на конкретном участке недр, включая потери при добыче – (N). Вторая сумма – это начальные извлекаемые запасы нефти - (V).

Сумма налога на добычу нефти исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом указанных коэффициентов, и величины налоговой базы.

В последнее время при обсуждении вопроса об изменении системы налогообложения недропользования все чаще слышится мнение о необходимости резко увеличить нагрузку на сырьевой сектор экономики. Вместе с тем, думается, что к вопросу увеличения налоговой нагрузки на этот сектор следовало бы подходить достаточно взвешенно и осторожно. Сегодня становится более важным не изъять больше налогов в бюджет у сырьевого сектора, а сохранить эту отрасль, от работы которой, как показала практика особенно последних лет, напрямую зависит развитие экономики нашей страны. При этом все, кто пишут и говорят об изъятиях, должны отдавать себе отчет в том, что для успешного развития этой отрасли нужны огромные капитальные вложения и что без достаточной прибыли эти вложения просто не могут быть осуществлены.

В этой связи весьма важно объективно оценить финансовые возможности отрасли, определить величину этих самых сверхдоходов, понять факторы их образования и целесообразные направления использования, в том числе размеры направления в доход государства в форме налогов.

Сверхдоходы организаций, добывающих в частности углеводородное сырье, образуются, в том числе за счет достаточно высоких мировых ценах на энергоносители. И регулированиеих распределения между государством и отраслью пока вполне поддается через механизм вывозных таможенных пошлин.

Конечно, экспортные пошлины, которые отсутствуют в большинстве других стран, не самый лучший инструмент экономического регулирования. Тем более что наша страна стремится к вступлению во Всемирную торговую организацию. Но пока указанный инструмент, к сожалению, широко применяется в российской практике и в ближайшее время от него, по-видимому, государство отказываться не собирается. Возможны, конечно, и другие механизмы изъятие сверхдоходов, связанных с ценовой рентой. Но или из-за того, что их расчеты достаточно сложны, или по каким-то другим причинам, но они не нашли практического применения. В частности, можно было бы считать налог на добычу полезных ископаемых с учетом коэффициента, учитывающего процент экспорта нефти и рост /уменьшение/ мировой цены на углеводороды.

Вместе с тем, имеется еще один источник дополнительных доходов добывающих предприятий – дифференциальная рента, которая образуется вне зависимости от усилий капитала и которая сформирована природой из-за того, что есть месторождения с более благоприятными климатическими, географическими, горно-геологическими и другими условиями.

Как известно, природная рента в добывающих отраслях подразделяется на абсолютную ренту и дифференциальную ренту.

Абсолютная рента представляет собой доход, получаемый недропользователем за право пользования месторождением вне зависимости от качества и условий добычи и транспортировки полезных ископаемых. Абсолютная рента возникает в процессе эксплуатации месторождения и регулирует нормативный уровень затрат и нормативную прибыль, обеспечивающую простое воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Дифференциальная рента – это дополнительный доход, получаемый в результате эксплуатации лучших месторождений и более низких по сравнению со средними издержками.

Поэтому при рассмотрении вопросов о путях и методах изменения системы налогообложения добывающих отраслей, необходимо учитывать механизм образования доходов этих предприятий.

Изымать абсолютную природную ренту следует, по нашему мнению, через НДПИ. При этом, устанавливая ставки налога, следует ориентироваться на оптимальную норму прибыли на вложенный капитал. При этом дополнительные доходы, полученные в результате внедрения более передовой технологии для повышения отдачи нефтяных пластов и более полного извлечения полезных будут оставаться в распоряжении недропользователя и использоваться для дальнейшего совершенствования технологических процессов и снижения издержек по добыче.

Если исходить из этих посылок, то необходимо существенно снизить ныне действующие ставки НДПИ. Дальнейшее же повышение ставок этого налога приведет только лишь к еще большему числу выводимых из эксплуатации скважин и участников месторождений.

Изъятие дифференциальной ренты возможно осуществить двумя способами: как через налоговый механизм, так и путем включения соответствующих платежей в лицензионное соглашение, т.е. неналоговыми методами.

Контрольные вопросы:

1. В каких целях установлен налог на добычу полезных ископаемых?

2. Какие налоги заменил налог на добычу полезных ископаемых?

3. Кто является плательщиками налога? Каковы особенности их постановки на налоговый учет?

4. Что является объектом обложения налогом?

5. Каковы особенности формирования налоговой базы по налогу?

6. Какие способы оценки стоимости добытых полезных ископаемых используют в России?

7. Какие установлены налоговые ставки по данному налогу?

8. Каков порядок и сроки уплаты налога?

9. В чем состоят особенности налоговой базы и ставки налога на добычу нефти? В каких целях введены эти особенности?

10. Какова эффективность налога на добычу полезных ископаемых для государства и для налогоплательщиков?

11. Каковы пути совершенствования налогообложения недропользования?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Амортизационные группы | Водный налог
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.