Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальных

институтов и Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизни людей.

Брак, семья, моральные нормы, образование, собственность, рынок, государство, ар­мия, суд и другие подобные установления в обществе - все это наглядные примеры уже утвердившихся в нем институциональ­ных форм. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определен­ная организованность и устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов часто представляет весьма сложную систему, поскольку каждый институт охватывает целый ряд социокультурных2 элементов. Эти элементы можно объединить в пять основных групп (табл. 2.5).

Так, институт семьи, например, предполагает наличие (1) определенных духовно-идеологических элементов, т. е. таких чувств, идеалов и ценностей, как, скажем, любовь, взаимная вер­ность, стремление создать свой уютный семейный мир, желание воспитать достойных детей и т.п.; (2) определенных материаль­ных элементов — дом, квартира, мебель, дача, машина и т. д.; (3) определенных поведенческих элементов — душевность, взаим­ное уважение, терпимость, готовность к компромиссам, доверие, взаимопомощь и т.д.; (4) определенных культурно-символических элементов - брачный ритуал, обручальные кольца, празднованиегодовщин свадьбы и т.д.; наконец, (5) определенных организацион­но-документальных элементов - семейное право, система записи ак­тов гражданского состояния (ЗАГС), свидетельства о браке и рожде­нии детей, алименты, система социального обеспечения и т.д.

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырас­тают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране обще­ственного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (милиции). При этом сам процесс утверждения в об­ществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией. Если конкретнее, ипституционализация состоит в упорядочении, стандартизировании, орга­низационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на пре­вращение в социальный институт.

Пример. Прежде чем принять современную высокоразвитую форму, институт рыночных отношений прошел долгий путь ста­новления и институционализации. Потребность людей в повы­шении эффективности хозяйственной деятельности подтолкнула их в свое время к поиску новых экономических форм и осознанию не­обходимости развития товарно-рыночных отношений (специализиро­ванного товарного производства, товарообмена и свободной купли-продажи товаров, частной собственности и свободного предприни­мательства, свободных цен, конкуренции и т.д.). Эти отношения веками все более совершенствовались, отлаживались и подчинялись определенным нормам и правилам. Когда же они, наконец, орга­низационно и законодательно оформились, рынок стал полноценным социальным институтом современных обществ.

Среди огромного разнообразия институциональных форм в зависимости от сферы их действияможно выделить четыре основные группы соииальных институтов. Каждая из них,как и каждый институт в отдельности, выполня­ют свои определенные функции. Так, экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития. Политические институты связаны с установлением опреде­ленной власти и управлением обществом, а духовные - с раз­витием науки, образования, искусства, поддержанием в обще­стве моральных ценностей.

Что касается института семьи, то он является первичным и ключевым звеном всей социальной системы. Из семьи люди при­ходят в общество. В ней воспитываются основные черты лично­сти гражданина. Семья же задает повседневный тон всей обще­ственной жизни.

 

 

Основные группы социальных институтов

Экономические институты:

■ Собственность;

■ Рынок;

■ Деньги;

■ Заработная плата и т.д.

Политические институты:

Государство;

Суд;

Армия;

Политические партии и т.д.

Духовные институты:

Наука;

Образование

Воспитание;

Моральные нормы и т.д.

Институты в сфере семьи

■ Семья;

■ Материнство;

■ Отцовство;

■ Брак;

■ Дети и т.д.

 

Все институты общества тесно взаимосвяза­ны. К примеру, государство действует не только в «своей» по­литической области, но и во всех остальных сферах: занимает­ся хозяйственной деятельностью, способствует развитию духов­ных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи (как основной ячейки общества) находится буквально в центре пересечения линий всех остальных институтов (соб­ственности, заработной платы, армии, образования и т. д.).

Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными.

К примеру, когда-то институт денег материально представлял лишь их полноценный вариант - золото и серебро. С ростом товар­ного производства и обращения в экономике стали господствовать бумажные деньги. Сегодня же и их все более теснят так называемые «электронные деньги».

 

Учебники: 1-й – разд. 2, пар. 3, 2-й – тема 2, пар. 4.

 

Лекция № 6

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нации и межнациональные отношения | Личность, ее социальные роли и социальное поведение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.