КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное неравенство и социальная мобильность
1. Теории социального неравенства; 2. Теория элит; 3. Социальная мобильность и его виды. 4. Маргинальность.
Социальное неравенство — это еще один объект социологии, который имеет очень существенные отличия от социального движения. Ученые оперируют понятиями «социальная группа», «статус», «роль», «социальный институт». С этой точки зрения общество делится на элементы, которые отличаются друг от друга, но в то же время являются равноправными, равнозначными. Изучение социального неравенства - совершенно другая сфера. Людям свойственно по-разному оценивать различные статусы. Например, домохозяйка обычно оценивается ниже, чем женщина-бизнесмен, хотя между ними может не быть разницы с точки зрения способностей, да и роли они выполняют с точки зрения общественной жизни одинаково важные: одна воспитывает детей, другая обеспечивает людей необходимыми им товарами и услугами. Несмотря на эту видимую одинаковую важность, социальное неравенство — это факт общественной жизни, с которым социологи не могут не считаться. Задолго до того момента, когда ученые стали целенаправленно исследовать социальное неравенство, мыслители задумывались над природой отношений между людьми, над проблемой угнетенных и угнетателей, над справедливостью или несправедливостью неравенства. Еще древнегреческий философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет собой как бы два государства: одно составляют бедные, другое — богатые, и они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. В диалоге «Государство» Платон высказал мысль, что правильное государство можно научно обосновывать. Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Аналогичной точки зрения придерживался и Аристотель. Однако он выделил не два, а три класса: первый класс — это класс очень богатых; другой — класс очень бедных; третий класс он назвал средним. Этот третий класс является наилучшим, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие. Впоследствии эта идея Аристотеля легла в основу концепции среднего класса как основы демократии. Уже гораздо позднее на вопросе социального неравенства останавливался К. Маркс, который положил противостояние между классом обладающих средствами производства и классом не обладающих ими в основу своей теории человека и общества. Другими словами, Маркс убедительно продемонстрировал зависимость между экономической сферой жизни общества и всеми остальными ее сферами. Маркс подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. Высказывая эту идею, Маркс опирался на идеи своих предшественников, среди которых были не только Платон и Аристотель, но и такие ученые и мыслители, как Адам Смит, Клод Сен-Симон, Франсуа Гизо, и др. Тем не менее Марксу принадлежит одна несомненная заслуга с точки зрения теории социального неравенства: никто до него не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества Не менее важную роль в становлении теории социального неравенства сыграл другой великий социолог, по своему масштабу совершенно сопоставимый с Марксом, — Макс Вебер. В отличие от Маркса, Вебер выделял не только экономический аспект стратификации, но также власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как самостоятельные, но тесно взаимодействующие факторы, которые лежат в основе неравенство в любом обществе. На этом основании он высказал идею о трех автономных измерениях стратификации. Согласно Веберу, участники рынка находятся в разной ситуации. Хотя на рынке все продают и покупают, одни из его участников владеют собственностью, которую продают, тогда как у других она отсутствует (и потому они торгуют своей рабочей силой). Хотя у Вебера нет четко выраженной позиции, его представления о классовом членении общества дает следующий перечень: 1) рабочий класс, лишенный собственности, который продает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации; 2) мелкая буржуазия, то есть класс мелких бизнесменов и торговцев; 3) не обладающие собственностью «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция; 4) управленцы; 5) собственники, к которым Вебер относил собственников, получающих ренту от владения землей, шахтами и т.п., а также «коммерческий класс», то есть предпринимателей. В настоящее время существует две основных теории социального неравенства: теория классов и теория элит. Как уже указывалось, понятие социального класса было введено экономистами, философами и историками (А. Смит, Э. Кондильяк, К. Сен-Симон, Ф. Гизо, и др.) еще в XVIII веке. Однако по-настоящему наделил его смыслом только К. Маркс. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. Сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга открытия существования классов и их борьбы между собой. Теория элит возникла и формировалась в значительной мере как реакция на радикальные и социалистические учения и были направлены против разных течений социализма, прежде всего, марксистского и анархистского. Элита не является категорией исключительно политической, поскольку в современном обществе существует также военные, экономические, профессиональные элиты. Можно сказать, что существует столько элит, сколько есть областей социальной жизни. Положение элиты как высшего сословия или касты может закрепляться формальным законом или религиозным уложением, а может достигаться совершенно неформальным образом. В то же время элита всегда есть меньшинство, противостоящее остальной части общества, то есть его средним и йижним слоям как некоей «массе». Существует два подхода к определению элит. В соответствии с властным подходом, элитой являются те, кто обладают в данном обществе решающей властью. В соответствии с меритократическим подходом элитой оказываются те, кто обладает некими особыми достоинствами и личными качествами, независимо от того, располагают ли они властью или нет. В последнем случае элита выделяется по талантам и заслугам, а также по наличию харизмы — способности вести за собой людей.. Теория элит представляет собой альтернативное марксистскому подходу объяснение социальной стратификации. Неприятие марксистами положений, лежащих в основе теории элит, объясняется без труда. Во-первых, признание того, что нижние слои являются слабой или даже неорганизованной массой, которой можно и нужно управлять, означало бы, что эта масса не способна к самоорганизации и революционному действию. Во-вторых, это означало бы признание неизбежности и и даже «естественности» такого резкого неравенства. В то же время элитаристский подход направляется против демократического парламентаризма. Социальная мобильность — это любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано человеком или испытало на себе его влияние, из одной социальной позиции в другую. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность, представляющая собой добровольное перемещение в рамках социальной иерархии, и мобильность, диктуемая изменениями в структуре общества (например, индустриализацией и демографическими факторами). В первом случае человек прилагает усилия для того, чтобы изменить свое положение в обществе. Например, он получает образование, которое традиционно не получают люди его положения, и тем самым повышает свою позицию. Примером второго типа мобильности могут служить изменения, которые происходят по мере развития индустриального общества и становления постинудстриального общества. При урбанизации и индустриализации увеличивается значимость профессий, что приводит к изменениям в требованиях к профессиональной подготовке. Вследствие этого наблюдается увеличение объема рабочей силы, занятой в индустриальном производстве и управлении, и уменьшение численности сельскохозяйственных рабочих. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход человека или социально значимого предмета из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером горизонтальной мобильности может служить перемещение человека из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую при разводе или при повторном браке, с одного места работы на другое при сохранении им своего профессионального статуса. В качестве примера можно привести перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта. Во всех этих случаях перемещение может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения человека или социального объекта в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют в двух основных формах. Во-первых, это проникновение индивида из одной социальной груп- пы в другую, занимающую- более высокое положение в социальной иерархии. Во-вторых, это создание людьми новой группы, которая обладает более высоким положением в социальной структуре общества. В этом случае проникновение в более высокий пласт происходит потому, что новая группа имеет более высокое положение в обществе. Нисходящие течения также имеют две формы. Первая заключается в падении индивида из более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал. Вторая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего' с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту. На социальную мобильность оказывают влияние следующие факторы: 1. Передовые технологии способствуют увеличению числа профессий. В результате этого усиливается социальная мобильность. 2. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности, и отсутствуют или почти отсутствуют неформальные ограничения. Закрытое общество имеет жесткую структуру, которая препятствует увеличению мобильности и тем самым противостоит нестабильности. В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, те, кто поднимается вверх, часто отходят от политических воззрений класса, в который они перешли. Аналогичным образом ведут себя и те, кто снижает свое положение. Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, оказываются менее консервативно настроенными, чем ее постоянные члены. С другой стороны, «сброшенные вниз» являются в большей степени приверженцами левых взглядов, чем стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества. В закрытом обществе мобильность вверх ограничена, а потому люди, достигшие верхов, но не получающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают рассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих законных целей и стремятся к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которых направлена вниз, в закрытом обществе часто оказываются те, кто по образованию и способностям более подготовлен к руководству, чем основная масса населения, и они и берут на себя роль вождей революционного движения в тот период, когда противоречия общества приводят к конфликту, классов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |