Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческая личность




Предмет социологии – общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп и индивидов. Объектом социологического исследования выступают люди. Их называют респондентами. Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека.

Исходная точка социологического исследования – человеческая личность. Человек – биологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной (биологическая эволюция длилась более 2,5 млн. лет). Развитие человека 40 тыс. лет назад прекратилось. Сформировались фундаментальные признаки, которые отличают его от других животных (прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем и т. д.).

Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом (не естественной, а искусственной средой – саморазвитие), сущность которого, лежит в системе социальных отношений). Начиная с этого момента, можно говорить о том, что в человеке, как биологическом существе, формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.

Развитие представлений о человеке как личности прошло несколько этапов.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ (6 – 1 вв. до н. э.)

Человек в даосизме обращен лицом к прошлому, а к будущему повернут спиной. Мир создан не ради человека (существует сам по себе), а человек лишь последнее звено саморазвития мира, движения времени по кругу. Человек общается с божеством не как индивид, а как потомок, звено родовой цели. Человек еще не ощущает границ собственной личности.

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ (7 – 6 вв. до н. э.)

В буддизме неизвестна идея обособленной личности, родившаяся в европейской философии, тема индивидуальной кончины, безвозвратной утраты уникальной жизни. После смерти тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем сцепляются в ином месте. Но переселяется не индивидуальная, а космическая душа. Индивидуальность отсутствует. Отвергая мысль о свободной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (6 – 4 вв. до н. э.)

Античные философы первыми осознали, что ценность жизни – в ее неповторимости. Они сделали значительный шаг вперед, отделив индивида от космоса (космической, части мировой души), т. е. выделили ее в отдельную сущность. Поворот к антропологической теме осуществил Сократ. Его изречение: «познай самого себя», означало, что каждый человек обладает внутренним «Я», центром которого является разум, мышление. Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несет за них ответственность. Совершенствование человека есть результат его деятельности и воспитания (а не воздействие «космической» души, разума, идеи и т. д.).

Человек не только познает самого себя, но и выступает мерой всех вещей природных и социальных. В дальнейшем представление о человеке как ценностной мере всего сущего развивали Демокрит и Платон. В результате антропологизм превратился у греков в антропоцентризм (в центре мира – человек).

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (4 – 14 вв. до н. э.)

Принципиально новый подход к человеку связан с христианством, что воплотилось в учении гуманизма. Древнекитайскую, древнеиндийскую и древнегреческую цивилизации относят к доличностным культурам. Христианство же поместило человека в центр мироздания (в каждом искра Божья). Человек – это Храм, он создан по образцу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности творца.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (14 – 16 вв.)

В эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христианства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители той эпохи – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте – провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и божественного. Возрождение знаменует переход от традиционного общества к современному, первые проблески капитализма. А капитализм, как социальное и экономическое явление, невозможен там, где нет индивида – свободного предпринимателя, купца, ремесленника, наемного работника. Они самостоятельные экономические агенты.

Сознание Возрождения в полном смысле слова двигалось от понятия «индивид» к «индивидуальности». Возрождение называют еще «веком разума», ибо оно провозгласило разум высшим достоинством человека (величие зависит от способностей, а не от родовитости). Тем самым оно продолжило и довело до высшей точки зародившийся еще в античности рационализм (в России Возрождение слабо).

ПРОСВЕЩЕНИЕ (17 – 18 вв.)

Просвещение продолжило начатую в эпоху Возрождения борьбу за установления «царства разума», политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения ознаменован двумя важнейшими явлениями – Великой промышленной революцией, окончательно закрепившей бесповоротность наступления капитализма, и Великой французской революцией (1789 г.), провозгласившей те политические права и свободы, которые составляют основу современной демократии. Это эпоха великих географических и научных открытий, завоевание юридической свободы, борьбы буржуазии за власть, которая в конечном итоге привела к тому, что закрытое, инертное традиционное общество сменилось открытым, мобильным современным обществом.

Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух – главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово «индивидуальность», как и слово «личность», появилось 200-300 лет назад, в эпоху Просвещения (а в России по-прежнему торжествует крепостное право, бесправие подданных, отсутствие гражданских прав, даже народные восстания проходили не под лозунгом свобод и гражданских прав, как на Западе, а под лозунгом «хорошего» царя).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.