Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное действие




СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет человеческое общество. Мы представим его не только в статике, но и в динамике. По­этому нам придется запомнить такие для вас, возможно, но­вые понятия, как социальное взаимодействие (интеракция), социальное действие, социальные отношения, статусы и роли. Последние, как мы уже договорились, являются первокирпичиками социологии и в совокупности составляют социальную структуру общества.

Социальная структура – анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функцио­нально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположе­ния и характер зависимости друг от друга определяют содержа­ние конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что социальная структура древнего и современного общества различается очень сильно.

Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают социальные роли, которые выполняются в процессе вза­имодействия индивидов. Итак, мы начнем с понятия социального действия с тем, чтобы перейти от него к статусам и ролям.

Один из основателей социологии Макс Вебер определил социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориен­тированное на мотивы других людей. Оно обладает двумя обя­зательными чертами: осознанная мотивация и ориентация на других (ожидание). Без первой нельзя говорить о нем как о действии, без второй — называть его социальным.

Почему социологу необходимо изучать мотивы? Вебер пола­гал, что без учета мотивов социология не в состоянии устано­вить причинные связи, которые только и позволяют создать крупномасштабную и объективную картину социального про­цесса. Семья, нация, государство и армия, в отличие от челове­ка, не имеют живого организма, значит, не обладают мышлени­ем, волей и мотивами. Нельзя говорить о "коллективном сознании" или "воле государства" как о реальных вещах. Хотя в метафорическом смысле можно. Конечно, это не значит, что их нельзя или не следует изучать. Напротив, еще как необходимо, но иначе, чем отдельного индивида. Думается, что и сегодня с Вебером спорить никто не будет.

Мотивациясубъективно подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое понятно другим людям. Но может ли быть понятным другим такое дей­ствие, которое непонятно самому субъекту? Нет, понятным может быть только осмысленное действие, т.е. направленное на ясную цель и использующее средства, которые вы признаете со­ответствующими этим целям.

Итак, сделаем первый вывод: стремясь познать общество, социолог, по мнению крупнейшего авторитета М. Вебера, должен начинать с индивида. Но изучать не его душу и эмо­ции, а совершаемые им действия. Их следует считать соци­альными только и если только они имеют осознанную цель и мотивацию.

Поведение, обладающее указанными критериями, называ­ется целерационалъным. Для его понимания нет надобности об­ращаться к психологии и говорить о душе, чувствах или аф­фектах.

Оно — основной тип в классификации социальных дей­ствий М. Вебера. Возьмем целерациональное действие за эталон и будем сравнивать с ним все другие действия людей, а их великое множество. Получим шкалу, построенную на принци­пе сравнения всякого действия с целерациональным. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее по­нятными, цели — ясными, а средства — определенными. В конце шкалы мы обнаружим иррациональное действие, совер­шаемое вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Назовем его действием с отрицательной целью. Оно выпадает из поля зрения социологии, хотя остается объектом психоана­лиза. По соседству примостилось аффективное действие, у ко­торого вообще нет цели. Оно совершается при сильном раз­дражении, вспышке гнева, стрессе или агрессии. Им занимается традиционная психология.

В жизни немало ситуаций, когда человек явными действиями маскирует неявные цели. Иначе говоря, обманывает, ловчит. Можно ли и такие действия назвать целерациональными? Дол­жен ли их изучать социолог? Конечно, да, отвечает Вебер. Если индивид ясно осознает свою цель, но стремится скрыть ее, то это несложно понять. Подобная ситуация попадает под схему це­ленаправленного действия. Понять смысл действия значит понять самого действующего.

Середину веберовской шкалы занимают ценностнорациональные и традиционные действия.

Традиционное действиеэто действие, совершаемое автома­тически, в силу привычки. Ежедневно мы чистим зубы, одеваем­ся, совершаем множество других привычных действий, над смыслом которых даже не задумываемся. Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы не можем определить, напри­мер, какого цвета рубашку надеть на сей раз, автоматизм разру­шается, и мы задумываемся. А это означает, что мы совершаем социальное действие.

Ценностнорациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо иную ценность. Оно не должно быть ориентировано на успех или выгоду. Ценностнорацио­нальное действие бескорыстно. В самом деле, когда мы ставим цель, допустим, получение прибыли, то ожидаем достичь ус­пеха. Но ценностнорационально поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соот­ветствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, красота, честь либо религиозные принципы.

У такого действия, в сопоставлении с целерационалъным, нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл, средства, ориентация на других. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, успеха, мотива, смысла и ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены при­знаков социального действия.

В силу этого Вебер считал: только целе- и ценностнорациональное действие суть социальные действия. Напротив, традиционное и аффективное действия к ним не относятся.

Конечно, реально протекающее поведение людей ориенти­ровано не на один, а на несколько типов действия. В нем сочета­ются, в разной пропорции, элементы традиционного, аффек­тивного, целе- и ценностнорационального действий.

Итак, сделаем второй вывод о типологии социального дей­ствия М. Вебера. Она включает четыре типа: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное. Только первые два должна изучать социология. Все типы дей­ствий расположены снизу вверх по степени возрастания рацио­нальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.