Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное оценивание и социальные ценности




Социализация – не только обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, но также передача от родителей к детям социальных ценностей, т.е. представлений о том, что такое доброе и злое, плохое и хорошее, как это понимали их родители, родители их родителей и родители родителей их родителей.

Правда, от процесса передачи ценностей как общеродовых оценок, проверенных многовековой социальной практикой, надо отличать процесс передачи от родителей детям социальных и межличностных оценок. Вот тут уже речь идет совсем о другом: родители их родителей здесь ни при чем. Оценки — сугубо индивиду­альные либо, в крайнем случае, групповые пристрастия. В этом их сущность – быть субъективным мнением, групповым предрассудком, личным или компанейским приоритетом.

Например. Отец с ревностью наблюдает за отношением своего сына к бабушке. Оно не нравится ему, сам-то он терпеть не может свою тещу. Естественно, что он стремится передать сыну свою негативную оценку и злится, ког­да тот смотрит на все иначе. Но для сына эта женщина имеет совсем иной статус она для него не теща, а родная бабушка. В принципе сын сам должен выработать собственную оценку и собственное отношение к ней, а не пользоваться заимствовани­ем. Если дело тем и заканчивается, то социализацию можно счи­тать успешной. В противном случае надо говорить о неудачной социализации.

Негативное отношение к теще – момент жизненного опыта отца, элемент его социализации, которая совершенно не похо­жа на социализацию сына. Во-первых, та и другая не совпадают по фазам (детская и взрослая), а раз так, то и законам они подчиняются совершенно разным. Во-вторых, они не совпадают по своим историческим фазам: социализация отца проходила минимум 20 лет назад – в иную историческую эпоху, которой присущи другие законы.

Наконец, отец и сын находятся по отношению к этой жен­щине в разных статусно-ролевых ситуациях. Для отца она – не­кровная родственница, мать жены. Иными словами, мать-в-законе. Статус диктует и взаимоотношения: теща ценит мужа своей дочери ровно настолько, насколько он ценит и обе­регает ее дочь. Плохо он относится к ее дочери, и теща начинает плохо относиться к нему.

Иная статусно-ролевая ситуация у сына и его бабушки. Для нее он – кровный родственник, сын ее дочери. Муж разведется с дочерью и уйдет, а внук останется вну­ком. То, что не прощается первому, прощается вто­рому. И оба прекрасно понимают разность отношения к себе. А понимая это, и ведут себя соответствующим образом.

Навязывая сыну свое собственное отношение (социальную оценку) к теще, он фактически пытается манипулировать его поведением в выгодном для себя направлении. А к чему это приводит? К ограничению свободы выбора. Сын любит и ба­бушку, и отца. Если их оценки диаметрально противополож­ны, то ребенку приходится выбирать, причем недобровольно: боясь обидеть отца, он соглашается с навязанной ему картиной мира, испытывая при этом психологический дискомфорт и чувство неправды. Ведь малыш прекрасно понимает, что отец не прав.

Такова социализация, основанная на оценках, но не на ценностях. И вот представьте себе, что вся картина мира ребен­ка построена на субъективных оценках родителей, при­чем не только по отношению к близким родственникам. Нет, малыш смотрит на мир только глазами своих родителей. Ценнос­ти, воплощающие социальный опыт человечества, замещены социальными оценками, воплощающими ограниченный опыт двух человек.

В чем разница между ними? Ценности абсолютны и независи­мы от данной ситуации. Оценки относительны конкретной ситуа­ции (отношений, случайно сложившихся между отцом и бабуш­кой малыша). Предположим, что ситуация изменилась, и отец стал относиться к своей теще гораздо лучше. Такое бывает на каждом шагу. Но у малыша уже выработал­ся устойчивый стереотип.

Оценки создают узенький горизонт, в рамках которого не развернуться. Напротив, ценности задают такую широкую коор­динатную панораму, что позволяют приспосабливаться к лю­бым переменам ситуации, действо вать, что немаловажно, по собственному выбору. Ценности ничьи, оценки обязательно чьи-то. Национальные предрассудките же субъективные оцен­ки, но только не индивидуальные, а групповые. Лучше от этого они не становятся.

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуаль­ный аспект социализации. А теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляю­щих, стимулирующих или ограничивающих становление лично­сти человека.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения зас­тавляют думать, что процесс социализации происходит при чьей- то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализацииконкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализацииучреждения, влияющие на про­цесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – пер­вичную и вторичную, постольку агенты и институты социализа­ции делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализацииродители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходя­щие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение челове­ка. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализациипредставители администра­ции школы, университета, предприятия, армии, полиции, церк­ви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее про­должительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организа­ции, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социали­зации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают кон­кретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вто­рую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, на­зываемыми институтами вторичной социализации: производ­ством, государством, средствами массовой информации, арми­ей, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализациясфера межличностных отноше­ний, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной со­циализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные от­ношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функ­ций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две. Среди агентов первичной соци­ализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремон­ность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздей­ствуют на ребенка в противоположных направлениях, и пер­вые сводят на нет усилия вторых.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процес­се социализации, как и каждый вид животных в процессе обу­чения, только то, чему они обучены или социализированы сами.

Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драть­ся, хитрить, как относиться к противоположному полу, дру­жить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию — облегчает переход от состояния зави­симости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господ­ства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсаль­ны, а вторые специализированы.

Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ро­весников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции ро­дителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализа­ции, поскольку они узко специализированы: судья не может за­менить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладываю­щих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Начальная социализацияв основном область приписывае­мых статусов, продолженная сфера достигаемых

Детство – ровесники (приписывание статуса) – брак – родительство – работа – гражданство (достигаемые статусы – зрелость) Ровесникипосредники в процессе перехода от детства к зрелости.

Выводы: агенты социализации делятся на первичных и вто­ричных (в этом случае их еще называют институтами). Первые наибольшую помощь оказывают на начальном этапе (первая по­ловина жизни), а вторыена продолженном (вторая половина жизни). Начальная социализацияобласть первичных (межлич­ностных) отношений и приписываемых статусов. Продолженная социализация — область вторичных (формальных) отношений и достигаемых статусов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.