КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная организация и управление
ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ Текучесть кадров – вид социальной мобильности в промышленности. Она представляет собой неорганизованный переход работников одного предприятия на другое. К текучести кадров относятся все увольнения работников по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины, в связи с призывом в армию, болезнью, выходом на пенсию. Текучесть кадров – нормальное явление для всех промышленно развитых стран. Она становится проблемой лишь в двух случаях: когда она избыточна (более 25-30% в год) и когда она недостаточна (менее 3% в год). В первом случае персонал предприятия не успевает сложиться в социальную общность, у него не формируются свои нормы, ценности, традиции. Велики экономические потери: перед увольнением у работников обычно падает производительность труда, немалые средства приходится тратить на обучение и переподготовку сменяющихся кадров. Во втором случае происходит старение персонала, что негативно сказывается на психологическом климате и взаимоотношениях. Основными причинами увольнения работников до сих пор служили: ·невозможность на данном предприятии получить квартиру, ·низкая заработная плата, ·переезд на новое место жительства, ·плохие отношения с коллегами и начальством, ·неудовлетворительные условия труда и быта. Общество немыслимо без организаций – банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы. Все они — разновидности организации. Под организацией в социологии понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которых она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Поскольку организации касаются прежде всего деятельности людей, а не взаимодействия машин, сырья или технологий, их принято называть социальными организациями. У организаций есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Но самое главное с точки зрения социологии – это наличие в них социальной иерархии, статусов, распределения ролей, системы социальных отношений. Организация в миниатюре напоминает общество. Ей свойственны иерархия – вертикальное расположение людей по рангам, и управление – механизм, упорядочивающий взаимодействие людей, стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем. Итак, иерархия описывает статику, а управление – динамику организации.
В социальной структуре общества стратификация распределяет людей по сословиям, кастам, классам, а в социальной организации иерархия распределяет их по должностям. Анализ бюрократии, организации, управления и менеджмента. Именно эти четыре темы являются ключевыми. Организация – основной предмет социологии организации. С этим понятием тесно связано такое явление, как бюрократия. Бюрократия — узаконенное господство в организации формальных норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица. Бюрократия как специфическая группа людей, занимающих властные позиции в обществе, как определенный тип и характер взаимоотношений между людьми, система норм и правил поведения, своеобразный стиль руководства и образ жизни, наконец, как социальный институт зародилась в глубокой древности — с первыми проблесками государства и зачатками политической системы. Уже в Древнем Египте существовали специальные школы подготовки чиновников. Чиновник – лицо при официальном чине или должности – основной носитель и хранитель бюрократии. М. Вебер рассматривал бюрократию в позитивном смысле (как рациональную машину и форму эффективной деятельности) и в негативном. В негативной (восточной) бюрократии инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью. Средства превращаются в цель. Таков источник дисфункций в социальной организации позитивной бюрократии. Они принимают самые разные формы – от взяток до мафиозных систем. Сравнение восточной и западной бюрократии указывает на то, что количество дисфункций в первой выше, чем во второй.
Управление – предмет другой науки, а именно социологии менеджмента. Понятия "менеджмент" и "управление" очень близки. Иногда их вообще отождествляют. В техническом смысле так оно и должно быть, ибо менеджмент дословно означает управление. Поэтому в тексте оба слова употребляются как синонимы, но лишь в техническом значении. Как культурные явления, они, несомненно, различаются. И вот чем. Менеджмент – прежде всего инструмент коммерческого управления, хотя на Западе он используется где угодно. Менеджер – наемный работник, профессионал своего дела, субъект управления, действующий в какой-то организации. Он – лицо, а менеджмент – глубоко персонифицированная система. Когда менеджер теряет свое лицо, он превращается в обезличенного бюрократа.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |