Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране труда в отрасли




 

Законодательство Украины об охране труда - это система
взаимосвязанных законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере реализации государственной политики по
социальной защиты ее граждан в процессе трудовой деятельности.

Базируется законодательство Украины об охране труда на
Конституционное право всех граждан Украины гарантированные статьей 43 Конституции Украины - «Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который возраст свободно выбирает или на который свободно соглашается». «Каждый имеет право и надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом». «Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается».

В статье 45 Конституции гласит: каждый, кто работает, имеет право на отдых. Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время.

Законодательство Украины об охране труда состоит из общих законов Украины и специальных законодательных актов. Общими законами Украины, определяющие основные положения по охране труда является: Закон України "Про охорону праці", Кодекс законів про працю (КЗпП) України, Закон Украины "Про загальнообов’язкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві та професійного захворювання, які спричинили втрату працездатності", "Основи законодавства України про охорону здоров’я", Закон Украины "Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення ", Закон Украины "Про пожежну безпеку", Закон Украины "Про об’єкти підвищеної небезпеки ", Закон Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности ", Карний кодекс України.

Конкретные требования охраны труда к производственной среды, оборудование, оборудование, порядка ведения работ, средств защиты работающих порядке обучения работающих т.д. регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, которые разрабатываются в соответствии с законодательством об охране труда и составляют нормативно-техническую базу охраны труда.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются общеобязательные правила (нормы). Разработка и принятие новых, пересмотр и отмена действующих НПАОП осуществляет Держпромгірнагляд с участием профессиональных союзов и Фонд социального страхования от несчастных случаев и по согласованию с другими органами государственного надзора за охраной труда. НПАОП пересматриваются по мере внедрения достижений науки и техники, способствуют улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды, но не реже одного раза в десять лет.

НПАОП, що затверджуються Держгірпромнаглядом України, та НПАОП колишнього СРСР, що діють на території України, підлягають включенню до Державного реєстру нормативно-правових актів з охорони праці (Реєстру НПАОП).

НПАОП ХХ.Х-Х.ХХ-ХХ (далее полное название нормативно-правового акта).

Первая группа цифр (ХХ.Х) указывает вид экономической деятельности, на который распространяется данный документ - раздел (первые две цифры) и группа (Третья цифра) согласно Государственного классификатора Украины ДК 009-96. Классификация видов экономической деятельности (КВЭД). Если НПАОП распространяется на все или несколько видов экономической деятельности, в коде отмечается 00.0.

Во второй группе цифр (Х.ХХ) - первая цифра означает вид нормативного акта (1 - правила, 2 - перечни, 3 - нормы, 4 - положение, 5 - инструкции, 6 - порядки, 7 - другие документы), две следующие - порядковый номер нормативного акта в пределах данного вида в порядке регистрации.

Последнее двузначное число (ХХ) - год утверждения нормативного
акта.

Среди нормативно-правовых актов по охране труда важное место
занимают государственные стандарты Украины (ДСТУ) и соответствующие нормативные акты (правила, нормы, инструкции и т.д.) бывшего Советского Союза, действующие в Украине в настоящее время.

Начиная с 1972 г. в СССР была разработана и внедрена в действие
Система стандартов безопасности труда, а ее стандарты составляли отдельную -
Двенадцатой группу Единой Государственной Системы стандартов СССР, называлась «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ). Эти стандарты внесены в Реестр НПАОП отдельной группой под рубрикой «Межгосударственные стандарты системы стандартов безопасности труда».

В Реестре НПАОП нормативы этой группы приводятся в таком
виде - ГОСТ 12.Х.ХХХ-ХХ. ССБТ (далее полное название стандарта).

В приведенном выше коде цифра 12 означает, что норматив относится
к ССБТ.

Первая цифра после 12 определяет группу данного норматива в системе. Система предусматривает 10 групп нормативов - от 0 до 9. Действующими в настоящее время есть группы 0-5. Группы 6-9 - резервные.

Стандарты группы 0 - основополагающие. Они устанавливают
организационно-методические основы ССБТ, терминологию в области охраны
труда, классификацию безопасных и вредных производственных факторов,
требования к организации трудовых процессов, обучения, аттестации и т.д..

Стандарты группы 1 регламентирующих общие требования безопасности отдельных видов опасных и вредных производственных факторов, предельно
допустимых значений их параметров и характеристик, методов контроля и
защиты работающих.

Стандарты группы 2 устанавливают общие требования безопасности к
производственного оборудования, к отдельным его видам, к методам контроля
за соблюдением требований безопасности.

Стандарты группы 3 регламентируют требования безопасности к технологическим процессов, рабочих мест, режимов труда, систем управления и т.п.

Стандарты группы 4 - это стандарты требований к средствам
индивидуальной защиты, их конструктивных, эксплуатационных и
гигиенических качеств, а также к методам их испытания и оценки.

Стандарты группы 5 определяют общие требования безопасности к
производственных зданий, помещений и сооружений.

Государственные межотраслевые нормативные акты об охране труда - это нормативные акты общегосударственного пользования, действие которых распространяется на все предприятия, учреждения, организации независимо от их форм собственности и ведомственной (отраслевой) принадлежности (например, "Правила монтажа и безопасной эксплуатации лифтов " и др.).

Государственные отраслевые нормативные акты об охране труда - это нормативные акты, действие которых распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые принадлежат к определенной отрасли.

Галузеві державні нормативні акти про охорону праці поширюються лише на підприємства, що належать до певної галузі. ДНАОП затверджують: Кабінет Міністрів, Держгірпромнагляд, органи санітарно-епідеміологічної служби МОЗ, органи державного пожежного нагляду МНС, органи нагляду за ядерною безпекою та ін.

Крім вказаних законодавчих актів, правові відносини у сфері охорони праці регулюють підзаконні нормативні акти, укази і розпорядження Президента, рішення Уряду, нормативні акти міністерств та інших центральних органів державної виконавчої влади.

Залежно від сфери дії державні нормативні акти про охорону праці мають своє кодування.

Міжгалузеві ДНАОП кодуються у такий спосіб:

  • Скорочена назва нормативного акта — ДНАОП;
  • Група — Х.ХХ;
  • Вид нормативного акта — Х.ХХ;

· Порядковий номер у межах даного виду — Х.ХХ;

· Рік затвердження — ХХ.

Міжгалузеві ДНАОП залежно від органу, який затвердив мають відповідне цифрове позначення. Наприклад: 0.00 — держгірпромнагляд, 0.03 — МОЗ, 0.06 — Держстандарт і т. ін…Наприклад ДНАОП 0.03-3.28-93 (0.03 — МОЗ, -3.28 – норми) Граничні норми підіймання і переміщення важких речей жінками

Галузеві ДНАОП кодуються так:

  • Група відповідно до класифікатора галузей господарської діяльності — ХХ.ХХ;
  • Вид нормативного акта — Х.ХХ;
  • Порядковий номер (у межах даного виду) — Х.ХХ;
  • Рік затвердження — ХХ.

Галузеві ДНАОП мають цифрове позначення відповідно до загального класифікатора галузей народного господарства Мінстату. Наприклад: 1.1.10 — електроенергетика, 1.3.10 — хімічна промисловість і т. ін…

Види ДНАОП для однакового застосування мають таке цифрове позначення: 1 - правила; 2 - гости; 3 - норми; 4 - положення, статути; інструкції, 5 - вказівки; 6 - рекомендації, вимоги; 7 - технічні умови безпеки; 8 - переліки, інші.

 

1.5. Отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды

 

Они построены на основе Распоряжения Кабинета Министров Украины от 11 мая 2006 г. N 269-р. "Об одобрении Концепции Общегосударственной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2006-2011 годы ".

Целью Программы является разработка и обеспечение внедрения в практику новейших безопасных технологий, достижений науки и техники в области охраны и гигиены труда, пересмотр и адаптация законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности с законодательством ЕС для снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранение трудового потенциала Украина и создание правовых основ для вступления Украины в ЕС.

Финансирование мероприятий Программы, направленных на решение задач государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, будет осуществляться за счет средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, других мероприятий Программы - за счет средств государственного бюджета в пределах определенных главными распорядителями бюджетных средств ежегодных объемов расходов, связанных с выполнением этих мероприятий. К финансированию также могут привлекаться средства из других источников.


2. СИСТЕМА УПРАВЛІННЯ ОХОРОНОЮ ПРАЦІ В ПРОМИСЛОВОСТІ, ЇЇ СКЛАДОВІ ТА ФУНКЦІОНУВАННЯ

 

2.1 Суть и содержание, цель и функции управления охраной труда

 

Система управления охраной труда (СУОТ) - регламентированная нормативными актами и организационно - распорядительными документами, совокупность взаимосвязанных мероприятий и управленческих решений, направленных на комплексное, программно-целевое обеспечение охраны труда на производстве.

СУОТ – это совокупность субъекта и объекта управления, на основании комплекса нормативной документации проводят целенаправленную, планомерную деятельность с целью обеспечения здоровых, безопасных и
высокопроизводительных условий труда.

Субъект на государственном уровне Кабинет Министров, исполнительным органом является Держпромгірнагляд, а объект деятельность отраслевых министерств, областных и местных государственных администраций по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на предприятиях, в учреждениях и организациях. Субъект на отраслевом уровне соответствующее отраслевое министерство, а объект деятельность предприятий, учреждений и организаций отрасли по обеспечению на них безопасных и здоровых условий труда. Субъект на региональном уровне соответствующая государственная администрация, а объект деятельность предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории данного региона, по обеспечению на них безопасных и здоровых условий труда

СУОТ создается предприятием и должна предусматривать подготовку, принятие и реализацию задач по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности.

Цель управления охраной труда на предприятии может быть достигнута при решении следующих основных задач:

1. Обучение рабочего безопасности труда и пропаганда вопросов охраны труда;

2. Обеспечение безопасности производственного оборудования;

3. Создание безопасных производственных процессов;

4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений;

5. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

6. Обеспечение операторов средствами индивидуальной защиты;

7. Организация лечебно-профилактического обслуживания операторов;

8. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

9. Организация профессионального отбора операторов по отдельным специальностям.

Следовательно, функции управления отвечают на вопрос, кто и что должен делать в системе управления. К основным функциям управления охраной труда относятся: прогнозирование и планирование работ; организация и координация работ; учет показателей, анализ и оценка состояния условий и безопасности труда; контроль за состоянием охраны труда и функционированием СУОТ; стимулирование работы по совершенствованию охраны труда.

Функция планирования, в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в СУОТ. Планирование работы по охране труда делится на перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное планирование охватывает наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам исполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия и предусматривает разработку комплексного плана предприятия (на 3-5 лет) по улучшению состояния охраны труда.

Текущее планирование осуществляется в пределах календарного года путем разработка и включение соответствующих мероприятий к разделу "Охрана труда "коллективного договора.

Оперативное планирование работы по охране труда осуществляется за итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии в целом или проверок органов государственного надзора.

Управление охраной труда на предприятии осуществляет его руководитель. В функциональных службах и структурных подразделениях управления осуществляют их руководители. Обеспечение безопасности труда - обязанность каждого работника.

Все возможные производственные травмы и аварии могут и должны быть своевременно предупреждены - таков основной принцип СУОТ, не снимает ответственности с должностных лиц за невыполнение ими своих обязанностей по созданию безопасных условий труда на производстве и, в то же время, предъявляет жесткие требования к исполнителям, нарушающих требования правил и инструкций.

 

2.2 Элементы системы управления охраной труда, международный стандарт OHSAS 18001:2007.

 

OHSAS Стандарт, распространяющийся на менеджмент профессиональной безопасности и здоровья (OH&S), предназначен для обеспечения организаций элементами эффективной системы менеджмента OH&S, которая может быть интегрирована с требованиями другой системы менеджмента и оказать помощь организациям в достижении целей в области OH&S и своей экономической деятельности, чтобы позволить организации развиться и осуществлять политику и цели, которые принимают во внимание требования законодательства и информации о рисках в области OH&S.

OHSAS Стандарт основан на методологии, известной как цикл Plan-Do-Check-Act (PDCA) – Планируй-Делай-Контролируй-Действуй. PDCA цикл может быть кратко описан следующим образом.

Многие организации управляют своей деятельностью посредством применения системы процессов и их взаимодействия, которая известна как “процессный подход”. ISO 9001 продвигает применение такого процессного подхода. Так как модель PDCA может быть применена ко всем процессам, то эти две методологии считаются совместимыми.

С целью объяснения требованиям международного стандарта OHSAS 18001 и ускорения его внедрения в 2002 г. был принят стандарт OHSAS 18002, согласно которому можно оценить и сертифицировать СУОТ, что разработана и функционирует на предприятии.

Перед разработкой СУОТ на предприятии проводится предварительный обзор состояния охраны труда. При этом также выясняются следующие аспекты:

- выполнение требований законодательства, предписаний, нормативных актов;

- идентификация рисков;

- исследование всех действующих процедур, процессов и методов работы с точки розу безопасности;

- взятие во внимание результатов расследований всех ранее совершенных
несчастных случаев и аварийных ситуаций.

 

2.2 Нормативно-правовое и методическое обеспечение СУОТ

 

Нормативно-правовое обеспечение охраны труда - необходимый и достаточный (оптимальный) для данного производственного объекта (цеха, участка, установки), производственного процесса или вида работ комплекс мероприятий по охране труда работников, регламентирован государственными межотраслевыми и отраслевыми нормативно-правовыми актами, а также, разрабатываются на их основе, нормативными актами завода.

 

2.3. Комплексное инженерно-техническое обеспечение

 

Инженерно-техническое обеспечение формируется и реализуется через систему инженерно-технических решений (мероприятий) единой технической политики по обеспечению эффективной, надежной и безопасной работы завода по созданию условий труда, соответствующих санитарным нормам, правилам и стандартам.

Единство технической политики в области охраны труда на предприятии обеспечивается за счет:

• полного охвата инженерно-технического обеспечения всех составляющих производства (технологический процесс, оборудование, помещения, здания и сооружения, транспорт и т.п.) и всех стадий цикла его существования (проектирование, строительство, эксплуатация и т.д.);

• комплексной разработки и внедрения технологических, технических и организационных мер безопасности, поскольку они связаны с технологией, аппаратурного оформления процесса и организацией производства;

• разработки и внедрения взаимосогласованных инженерно-технических решений на всех уровнях управления производством;

• системного подхода к разработке инженерно-технических решений и формирование планов их реализации.

Основными направлениями инженерно-технического обеспечения и осуществления на заводе единой технической политики в области охраны труда и безопасности производства являются:

• проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых производств, создаваемых на базе использования новой безопасной техники и технологии, автоматизированных систем управления технологическими процессами;

• техническое переоснащение, реконструкция отдельных производств, цехов, участков и предприятия в целом на основе новейших достижений науки и техники, обеспечивающих повышение безопасности производства;

• проведение, при необходимости, научно-исследовательских работ с привлечением специализированных организаций;

• приведение действующих производств, цехов, участков, установок, рабочих мест в соответствие с установленными нормами безопасности и санитарными нормами;

• текущее регламентное обслуживание оборудования, машин и механизмов, зданий, сооружений, транспортных средств в соответствии с требованиями технологической, технической и эксплуатационной документации, требованиями специальных правил и норм по охране труда;

• обеспечение устойчивой и безаварийной работы потенциально опасных объектов и объектов повышенной опасности завода, локализации аварийных ситуаций, снижение масштабов возможных аварий и их последствий;

• обеспечение подготовки и безопасного проведения на территории, в цехах и на участках структурных подразделений работ с повышенной опасностью (газоопасных, огневых и др.), в т.ч. работ выполняемых сторонними организациями;

• оснащение производств, цехов, участков, установок и рабочих мест эффективными техническими средствами безопасности, средствами механизации, автоматизации, дистанционного управления, коллективной защиты работающих, приборами контроля вредных производственных факторов, системами противоаварийной защиты, связи и сигнализации;

• замена опасных материалов, сырья и технологий на безопасные;

• обеспечение технической базы управления охраной труда на основе использования компьютерной техники.

Методическое руководство и контроль за реализацией единой технической политики охраны труда на заводе осуществляется службой охраны труда.

 

2.4. Информационное обеспечение

 

Информационное обеспечение СУОТ - обеспечение наличия в процессе функционирования Системы, полной и объективной информации о состоянии объекта управления, методов ее обработки для получения целевой и обобщенной информации, используемой для принятия управленческих решений.

Основной задачей информационного обеспечения СУОТ является создание на базе исходной информации, ее обобщения и систематизации необходимых условий для ее анализа, разработки и принятия соответствующих решений.

Источником исходной информации о фактическом состоянии охраны труда в структурных подразделениях, а также эффективности функционирования СУОТ являются:

• акты о несчастных случаях и отчет о производственном травматизме;

• акты, отчеты об общей и профессиональной заболеваемости;

• материалы аттестации рабочих мест по условиям труда;

• информация о результатах контроля, проведенного на всех уровнях управления;

• акты комплексных обследований и целевых проверок;

• акты расследования аварий (в т.ч. пожаров, дорожно-транспортных происшествий) и производственных неисправностей;

• акты, предписания контролирующих служб завода;

• предписания органов государственного надзора (контроля) и представление страховых экспертов;

• постановления профсоюзного комитета, представление комиссии охраны труда и предложения общественных инспекторов по охране труда;

• планы мероприятий по охране труда и отчеты об их выполнении;

• журналы инструктажей и протоколы проверки знаний по вопросам охраны труда;

• книги, журналы, отчеты о профилактической работе по охране труда руководителей структурных подразделений;

• информация, отчеты о нарушении правил, норм и инструкций по охране труда;

• информация о выполнении предписаний, приказов, распоряжений и других организационно - распорядительных документов;

• протоколы конференций по принятию коллективного договора и рассмотрения его выполнения;

• протоколы совещаний по вопросам охраны труда и другие материалы.

 

2.5. Профессиональный отбор и его медицинское обеспечение

 

Под профессиональным отбором понимают систему мер, обеспечивающих отбор лиц, способных по своим физическим, физиологическим, психологическим и антропометрическим данным к участию в том или ином виде трудовой деятельности, адекватно реагировать на воздействие факторов среды и производственного процесса, проявлять высокий уровень работоспособности.

Профессиональному отбору, предварительные и периодические, медицинскому осмотру прежде всего должны подлежать лица, которые будут работать на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками.

Подготовка человека к трудовой деятельности не ограничивается медицинским свидетельством и профессиональным отбором. Следующим этапом такой подготовки является обучение работающих безопасности труда. Такое обучение проводится на всех предприятиях независимо от характера и степени опасности производства при подготовке новых операторов (вновь принятых операторов, не имеющих профессии или при ее изменении), проведении различных видов инструктажа, повышении квалификации.

 

2.6 Організація функціонування СУОП

 

Функціонування СУОП забезпечує керівник підприємства та реалізує через комплекс організаційних заходів, що передбачають:

• формування організаційної структури управління охороною праці, створення відповідних служб та призначення посадових осіб, які забезпечують вирішення конкретних завдань охорони праці і здійснюють організаційно-технічне, оперативне та методичне керівництво діяльністю структурних підрозділів у рамках СУОП;

• визначення комплексу спеціальних функцій управління охороною праці і конкретних цільових завдань, які повинні вирішуватися відповідними структурними підрозділами і службами;

• встановлення функціональних зв'язків між виробничими підрозділами та службами, порядок їх взаємодії;

• чіткий розподіл обов'язків, прав і відповідальності керівників і фахівців з виконання ними конкретних завдань і функцій, відображення їх у відповідних положеннях про структурні підрозділи та посадових інструкціях;

• створення та забезпечення функціонування кабінету охорони праці, що є центром організаційно-методичної та навчально-пропагандистської роботи з охорони праці на заводі;

• підготовку відповідних організаційно-розпорядчих документів (положень, наказів, розпоряджень);

• прийняття оперативних заходів щодо забезпечення функціонування СУОП;

• прийняття дисциплінарних та інших заходів впливу, спрямованих на підвищення персональної відповідальності керівників і спеціалістів за невиконання своїх обов'язків, передбачених СУОП, а працівників заводу - за недотримання вимог інструкцій з охорони праці на робочих.

Організаційна структура управління охороною праці формується на базі діючої на заводі організаційної структури управління виробництвом, підпорядковується усім властивим їй принципам управління, обумовленим специфікою виробництв. Виконання управлінських рішень з питань охорони праці й забезпечення функціонування СУОП у структурних підрозділах здійснюється керівниками цих підрозділів.

Управління охороною праці здійснюється на всіх рівнях організаційної структури заводу (завод, служба, цех, дільниця, бригада, робоче місце). Об'єктами управління є:

• виробничі процеси, обладнання, будівлі, споруди, інженерні мережі та територія заводу, виробниче середовище та умови праці, формують в цілому рівень охорони праці на заводі;

• діяльність функціональних служб і структурних підрозділів, спрямована на забезпечення безпеки праці, попередження виробничого травматизму та профзахворювань, забезпечення на робочих місцях вимог нормативно-правових актів з охорони праці.

 

2.7 Служба охраны труда на предприятии

 

Подготовку управленческих решений по функционированию СУОТ на производстве обеспечивает служба охраны труда или лицо, в порядке совместительства выполняет функции службы охраны труда.

На предприятии с количеством работающих 50 и более человек
работодатель создает службу охраны труда как отдельную структуру. На
предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы
охраны труда могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку. На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться специалисты на договорных началах, имеющие
соответствующую подготовку.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия и приравнивается к основным производственно-техническим службам. Предписания специалиста по охране труда может отменить лишь руководитель предприятия. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.

Основные функции службы охраны труда на предприятии:

На службе охраны труда на предприятии возложено выполнение следующих функций:

· разработка целостной эффективной программы охраны труда на предприятии;

· оперативно-методическое руководство охраной труда на предприятии;

· разработка мер по достижению нормативов охраны и гигиены труда;

· проведение вводного инструктажа и контроль за проведением инструктажей на производстве;

· обеспечение рабочих необходимыми инструкциями и нормативными документами по вопросам охраны труда;

· паспортизация цехов, рабочих мест;

· учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий и подготовка статистических отчетов по вопросам охраны труда;

· разработка текущих и перспективных планов, проведение конкурсов-смотров по вопросам охраны труда;

· повышение квалификации и проверка знаний по охране труда.

Полномочия службы охраны труда на предприятии

Служба охраны труда участвует в:

· расследовании несчастных случаев и аварий;

· формировании фонда охраны труда и его распределения;

· работе комиссии по охране труда;

· работе комиссии по вводу в эксплуатацию, перевооружение производственных объектов;

· разработке положений, инструкций и других нормативных документов;

· подготовке проектов приказов по вопросам охраны труда.

Служба охраны труда контролирует:

· соблюдение действующего законодательства, нормативных документов и т.п.;

· своевременное проведение инструктажей, занятий по охране труда;

· обеспечение рабочих спецодеждой, питанием и г.п.;

· использование труда женщин, несовершеннолетних;

· прохождения медицинского осмотра.

Служба охраны труда имеет право:

· представлять предприятие в государственных и общественных организациях;

· посещать в любое время подразделения и объекты предприятия;

· требовать недопущения к работе лиц, не прошедших медосмотр, инструктаж;

· вносить предложения руководителю предприятия о привлечении к ответственности лиц, нарушающих соответствующие нормативы по охране труда, и ходатайствовать о поощрении лиц, принимающих активное участие в улучшении условий труда и его безопасности.

В случае выявления нарушений охраны труда:

- Выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда;

- Требовать отстранения от работы лиц, не прошедших медицинского осмотра, обучения, инструктажа не имеют допуска к соответствующим работам или не выполняют требований НПАОП;

- Останавливать работу в случае выявления нарушений, создающих
угрозу жизни или здоровью работающих;

- Направлять работодателю представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда.

Предписание специалиста по охране труда может отменить только работодатель.

 

2.8 Стимулирование работ по охране труда

 

Моральное и материальное поощрение работников за работу по совершенствованию охраны труда имеет большое значение для повышения эффективности производства, снижения уровней травматизма и заболеваемости, улучшение условий труда.

Для форм морального стимулирования можно отнести: присвоение почетного звания "Лучший по профессии" (с учетом соблюдения правил безопасности труда), объявление благодарности, занесение в Книгу Почета или на Доску Почета, награждение Почетной грамотой, вручение Почетного знака, вымпела, переходящего знамени, присвоение коллективам звание "Лучший цех (участок, бригада) по безопасности труда" и др..

Материальное поощрение осуществляется путем выплаты премий за выполнение планов работ по охране труда, за работу без травм и аварий, за победу в соревновании с обеспечением безопасности труда и др. Источниками премирования является фонды заработной платы и материального поощрения.

Для практической оценки состояния охраны труда на предприятии (цеха) используется базовый коэффициент Кбаз, который представляет собой произведение трех коэффициентов:

Кбаз = Кв.б. + Кт.б. + Кв.д.,

где Кв.б. - Коэффициент производственной безопасности, который характеризует выполнение операторами норм и правил по охране труда, он представляет собой отношение числа операторов, строго соблюдают требования безопасности, к общему количеству операторов цеха (участка) устанавливается инженером службы охраны труда путем проверки выполнения работающими инструкций, правил и норм по охране труда;

Кт.б. - коэффициент технической безопасности (отношение количества машин, механизмов и другого оборудования, которое установлено в цехе (на участке) определяется комиссией, которая осматривает оборудование, установленное на участке, при этом желательно использовать специально заготовленные на каждую машину карты;

Кв.д. - коэффициент исполнительской дисциплины инженерно-технических работников, который определяется отношением количества выполненных мероприятий по охране труда за месяц (или иной промежуток времени) к общему количеству предусмотренных мероприятий.

Согласно динамики изменения Кбаз. или иных коэффициентов можно оценивать уровень и направленность работы по охране труда в цехе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.