Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические аспекты безопасности жизнедеятельности

Лекция № 5

 

Психология труда зарождалась в процессе изучения соответствия профессиональных навыков требованиям рабочего места и основываясь на принципах и методах индивидуальной психологии.

Пионеры в области психологии труда ставили задачу повышения производительности труда и взаимной выгоды администрации и персонала.

Пристальное наблюдение за поведением человека на работе и расчленение трудового процесса на элементарные операции, а также перегруппировка этих операций в более оптимальные сочетания, подчиняющиеся законам рационализации, представляют собой дальнейшее развитие исследований в области психологии деятельности.

Подбор и обучение кадров тесно переплетается с анализом методов труда, трудовых нагрузок, особенностей организации рабочего места и т.д. Подбор, расстановка и обучение кадров составляют важный компонент деятельности специалиста по психологии труда, является эффективным средством осуществления кадровой политики, доступной предприятию.

При решении вопросов индивидуальной пригодности человека к различным видам трудовой деятельности в зависимости от характера труда, к психическому здоровью могут предъявляться различные требования. Профессиональный отбор на первом этапе ставит задачу не допускать к работе, связанной с ответственностью за жизнь людей и повышенными эмоциональными нагрузками, лиц с нервно-психической неустойчивостью. Профессиональный психофизиологический отбор имеет целью с помощью качественных и количественных психологических критериев (тестов) определить пригодность человека к различным видам труда.

Существует множество тестов, используемых предприятиями при отборе и выдвижении работников: от традиционных тестов для выявления индивидуальных способностей, которым все еще повсеместно уделяют значительное внимание до различных поведенческих тестов, разработанных для оценки как типичных, так и уникальных типов человеческого поведения, включая интенсивность восприятия и моторные реакции, а также тесты по измерению производительности, в которых имитируются стандартные ситуации (реально встречающиеся при выполнении конкретной работы).

Тестирование применяется для подбора кадров, разрешения проблем по распределению работы, консультаций по выбору профессии или рода занятий, в качестве средства клинического обследования для постановки диагноза, поиска средств повышения адаптационных возможностей работника на предприятии.

Психология безопасности труда составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека.

Проблемы аварийности и травматизма невозможно решать только инженерными методами, так как в основе этих проблем часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины, такие как низкий уровень профессиональной подготовки, недостаточное воспитание, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, пребывание людей в состоянии утомления, пребывание людей в различных психологических состояниях (расстройство, возбудимость, безразличие…). Международный опыт свидетельствует, что от 60 до 90 % травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших.

Под психологией безопасности понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасной деятельности человека.

Одним из событий, заставившим пристально взглянуть на роль человека в сложных производственных системах управления явилась печально знаменитая авария в Нью-Йорке, когда 9 января 1965 года в 17час.16мин. вследствие перегрузки одной из высоковольтных линий электропередачи и неправильных действий релейной защиты и автоматики произошло отключение всех ЛЭП и разъединение энергосистем на 12 минут. Нью-Йорк и прилегающий штат с общим населением 25 млн. человек на 14 часов погрузился во тьму. Прекратилось поступление воды, тепла, газа, 600 тыс. человек оказались запертыми в вагонах метро, тысячи людей - лифтах. Больницы не могли оказывать помощь больным и раненным. Погибло много людей.

Детальный разбор аварии, а вернее катастрофы, показал, что хотя первопричины ее были технические, однако в катастрофе были повинны люди - операторы, диспетчеры энергосистем, которые в условиях лавинообразного развития аварии действовали неправильно, не сумели вовремя ее локализовать, приостановить.

Долгое время распространенный в нашей стране лозунг «От техники безопасности к безопасной технике» также не учитывает роль человека в профилактике аварий и несчастных случаев на производстве и является неприемлемым на практике.

Существует множество примеров технических решений обеспечения безопасности труда, которые потерпели неудачу, потому, что не учитывали роль индивидуума в производственном процессе.

Классическим примером является случай, связанный с применением двухкнопочного пускового устройства включения штамповочного пресса. Эта конструкция была разработана с тем, чтобы обеспечить нахождение обеих рук оператора вне рабочей зоны во время штамповки. Рабочие стали неподвижно закреплять одну из кнопок, получая возможность включать машину только одной рукой. При этом вторая рука оставалась свободной для работы в опасной зоне, т.е. создавалась опасность получения увечья руки.

Психология -наука, изучающая психику человека. Под психикой подразумеваются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер.

Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развиваются его психика и сознание.

 


 

Рисунок 3 – Структура психической деятельности

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, психические свойства и психические состояния (рисунок 3).

Психические процессы. Восприятие, запоминание, мышление, чувство, волевое решение - все это различные виды психических процессов, которые составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта.

Чтобы правильно понимать психическую жизнь человека, надо иметь ввиду, что познание, чувство и воля не существуют обособленно друг от друга. Чувствуя, мы переживаем свое отношение к тому, что мы познаем или делаем; принимая волевое решение, мы исходим из определенных мыслей и чувств.

Психическая жизнь, несмотря на всю ее сложность, изменчивость, кажущуюся иногда капризность и неустойчивость, подчинена, так же как и все другие явления действительности, определенным законам.

Психические свойства личности. Это наиболее существенные и устойчивые особенности, которые характеризуют каждого человека в отличие от других. К числу психических свойств личности относятся: интересы и склонности человека, его способности, его темперамент и характер.

Психические свойства более менее устойчивы и постоянны для данной личности, но не неизменные, они вырабатываются, формируются в ходе жизни. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Темперамент. Еще со времен древности принято различать четыре основные темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, выражающиеся в эмоциональной возбудимости (быстрота возникновения чувств и сила их), в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике), в быстроте движений, общей подвижности человека.

Холерический темперамент характеризуется быстро возникающими и сильными чувствами, сангвинический - быстро возникающими, но слабыми чувствами, меланхолический - медленно возникающими, но сильными чувствами, флегматический - медленно возникающими и слабыми чувствами.

Типичных представителей каждого темперамента можно характеризовать следующим образом. Холерик - человек быстрый, иногда порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам. Сангвиник - человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются. Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями типов темперамента. У большинства мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Каждый из темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами.

Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо вырабатывать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие. Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент будет владеть человеком, управлять его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным "взрывам". Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, наклонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, зачастую безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера человека.

Характер. Словом "характер" обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. От этих свойств зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Наиболее объективные и неопровержимые данные о характере человека дают не его паспортные данные, не черты внешнего облика, не его непроизвольные действия, а сознательное поведение. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и что следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о "бесхарактерном" человеке.

Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.

Характер еще менее, чем какие-либо другие качества личности, являются врожденным и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них. Чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо.

Мировоззрение и убеждения человека создают у него стремление, тенденцию к выработке определенных черт характера. Но эти тенденции могут реализоваться только в том случае, если человек будет постоянно и неуклонно поступать соответствующим образом. Единственный способ сделать себя дисциплинированным - всегда и везде поступать дисциплинированно.

Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в определение какого-либо дурного поступка на недостатки характера.

Человек сам несет ответственность за свой характер.

Личностные качества человека существенно влияют на безопасность труда. Иногда говорят о режиме личной безопасности. Но к сожалению пока на практике недостаточно учитываются конкретные формы учета личностных особенностей в силу их исключительной сложности.

 

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, так как определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут оказывать положительное или отрицательное действие на течение всех психических процессов.

Эффективность деятельности (работоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения. Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела.

Превышение критического уровня активизации ведет к снижению результатов труда вплоть до утраты работоспособности. В этом случае можно говорить об утомлении. Основным фактором, который вызывает утомление является напряженность деятельности, т. е. нагрузка.

На степень развития утомления влияют характер нагрузки (статические или динамические), интенсивность нагрузки (распределение во времени), постоянный или ритмический характер нагрузки. Кроме этого на развитие утомления сильно влияют вредные и опасные производственные факторы, такие как, наличие опасной зоны, недостаточное освещение, аномальные параметры микроклимата и т. п., а также нарушение режима труда.

Механизм эмоциональной стимуляции имеет физиологический барьер, за которым наступает отрицательный эффект, когда психическое напряжение достигает максимальных уровней, утрачивает свое прямое, выработанное в процессе эволюции назначение - повышать психическую и физическую активность человека. Такие формы психического напряжения обозначаются как запредельные.

Запредельные формы психического напряжения возникают у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузках, когда создается необходимость принятия быстрого решения при дефиците времени и при повышенной ответственности за выполняемую работу. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса выделяют два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью, замедленностью движений, замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность, другие признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип характеризуется активностью, многословием, дрожанием рук, голоса, много лишних движений, в общении с людьми обнаруживается раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.

С полной определенностью можно утверждать, что не каждый человек в условиях угрозы для жизни способен работать устойчиво и продуктивно. Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения работника в сложной обстановке.

Бесстрашных людей не бывает! Поведение во внезапно возникшей жизненно опасной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной и приспособительно полезной. Страх может способствовать экстренной мобилизации физического и психического напряжения, необходимого для самосохранения. При любой осознаваемой человеком опасности возникают тревожное напряжение и страх. Необходимо какое-то мгновение времени для преодоления чувства растерянности, принятия рационального решения и начала действия. У подготовленного к экстремальной ситуации человека это происходит значительно быстрее. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старинная притча о страхе. «Куда идешь?» - спросил странник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там 5 000 человек», - ответила Чума. Через несколько дней тот же странник снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь 5 000 человек, а уморила 50 000», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила Чума, - я погубила только 5 000, а остальные умерли от страха».

Необходимо еще помнить, что поведение больших масс людей, особенно в экстремальных условиях имеет свои законы и отличается от поведения одного человека.

Паника (от греческого panikon - имеющий отношение к богу Пану, внушавшего, согласно мифу, непреодолимый страх) - всегда потеря управления и передача руководства стихийному индуктору. Причем, страх передается от одного к другому - начинается паника.

В толпе из 100 человек найдется 2-3 человека, которые не могут в данной ситуации контролировать свое поведение, находятся в состоянии патологического аффекта. У 10-20 % людей, находящихся в панической реакции, отмечается сужение сознания, их действия могут быть ошибочными и в то же время они частично контролируют себя. Остальные 80 % людей при чрезвычайных ситуациях находятся в обычном уровне волнения, могут быть увлечены действиями окружающих людей, но способны и к критической оценке своих поступков. Они могут следовать как за разумными людьми, так и за находящимися в состоянии патологического аффекта. Но главное, что эти люди легко управляемы теми, кто сможет осуществлять спасательные мероприятия.

Особые психические состояния. Организация контроля за психическим состоянием работника, необходима в связи с возможностью появления особых психических состояний, которые не являются постоянными свойствами личности, но возникая спонтанно или под воздействием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека.

Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности работающего необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания; психогенные изменения настроения; состояния, связанные с применением психически активных веществ (стимуляторы, транквилизаторы, алкогольные напитки, наркотики).

Пароксизмальные состояния - это группа расстройств различного происхождения (заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующиеся кратковременной - от секунд до нескольких минут- утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека и судорожные движения тела и конечностей. Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий (водитель автотранспорта, верхолазы, монтажники…). Современные средства психофизиологических исследований позволяют своевременно выявить лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения настроения и аффектные состояния возникают под влиянием психических воздействий. Не всегда человек отдает себе отчет в том, что явилось причиной его настроения. Событие, вызвавшее исходное чувство, могло быть внешне мало заметным: замечание, брошенное кем-то из собеседников, хмурый взгляд, улыбка, показавшаяся насмешливой. Сам факт скоро забылся, но чувство, вызванное им, осталось и создало тревожное, недовольное настроение, которое может казаться беспричинным.

Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1- 2 месяцев и долее. Это может произойти при гибели родных и близких людей, после конфликтных ситуаций и других неприятностей. При этом появляются безразличие, вялость, заторможенность, общая скованность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Все это ведет к снижению самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влияние обиды, оскорбления, производственных неудач может развиться состояние аффекта. Аффектами называются эмоциональные процессы, стремительно и бурно овладевающие человеком и имеющие характер сравнительно кратковременных вспышек. Таковы, например, взрывы гнева, отчаяния, страха. В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются: резкие движения, агрессия, разрушительные действия. Нередко говорят, что в состоянии аффекта человек «теряет голову», «сам себя не помнит», «не сознает, что он делает». Это не верно. Только психически больной человек может в припадке бешеного гнева или ярости действительно ничего не сознавать и впоследствии не помнить того, что он в это время сделал. Здоровый человек никогда не теряет сознания и памяти от гнева или другого какого-либо аффекта.

Столь же ошибочно думать, что в состоянии аффекта человек не может владеть собой и потому не должен нести ответственность за те действия, которые он совершил в это время. Действительно, при сильном аффекте человек иногда теряет власть над собой и совершает поступки, за которые он впоследствии горько раскаивается. Однако причиной этого является не столько сам аффект, сколько недостаток воли, недостаток самообладания. Аффекты вовсе не имеют непреодолимой власти над человеком. Лица, склонные к аффектным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на должности с высокой ответственностью. Изменения психического состояния может быть связано с употреблением психически активных средств, таких как лекарств, алкоголя и наркотиков. Современная медицина располагает большим арсеналом психофармакологических средств, оказывающих влияние на психическую деятельность и состояние людей.

Практический опыт свидетельствует, что прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период.

Однако прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) на ответственных видах работ способен вызвать отрицательный эффект - ухудшается самочувствие, уменьшается подвижность, уменьшается скорость реакции.

Распространенное среди населения употребление транквилизаторов (седуксен, элениум) представляет особую проблему. Оказывая выраженное успокоение и предупреждая развитие неврозов, эти препараты могут снизить психическую активность, замедлить реакцию, вызвать апатию и сонливость.

Пьянство, алкоголизм и наркомания также представляют серьезную проблему для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

По данным ГИПДД 40-60% автомобильного травматизма связана с употреблением алкоголя. Смертные случаи на производстве в 64 % обусловлены приемом алкоголя и ошибочными действиями погибших.

С позиции безопасности труда особое значение имеет пост алкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, похмелье не только снижает работоспособность, но и ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Длительное употребление алкоголя вызывает алкоголизм - болезненное привыкание к алкоголю, сопровождающееся различной степенью деградации личности. Специалисты, страдающие алкоголизмом, утрачивают свойственную им точность и аккуратность в работе. Они всё чаще допускают ошибки и становятся неспособными к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормативных производственных ситуациях.

Изменчивость психической деятельности под влиянием бытовых и производственных воздействий ставит задачу решения вопросов психической надежности специалистов, деятельность которых связана с ответственностью за жизнь людей и сохранение крупных материальных ценностей. Оно складывается из двух направлений. Первое направление представляет собой организацию медицинского и профессионального отбора лиц для выполнения работ с повышенными формами эмоциональной нагрузки. Второе направление представляет постоянный контроль за здоровьем и особенно за психическим и психофизиологическим состоянием этой группы специалистов.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимодействие человека со средой обитания | Лекция № 6
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.