Безопасность труда Человек Среды деятельности человека
Система Объект Опасности
Системы безопасности
БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС)
БЖД в условиях производства (ОТ)
Природные аспекты БЖД
Теоретические основы БЖД
Введение
Лекция 1
Теоретические основы: Основные термины, Опасности, Основные положения теории риска, Классы опасности оборудования, Аксиома БЖД
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ КУРСА “БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель курса БЖД: вооружить специалистов знаниями, необходимыми для: - идентификации опасностей - разработки методов и средств защиты в соответствии с требованиями безопасности - прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях ЧС В центре внимания БЖД находится человек как самоцель развития общества. Жизнь и здоровье человека - это непреходящие ценности, обладающие наивысшим приоритетом.
ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ Специалист должен уметь: 1. идентифицировать наличие вредных и опасных производственных факторов 2. знать величины ПДК, ПДУ вредных факторов и фактические их значения на каждом рабочем месте 3. знать и уметь применять меры зашиты 4. разрабатывать меры по повышению безопасности производства 5. проводить расследование н.с. на производстве, оказывать меры первой помощи 6. проводить инструктаж и обучение по безопасным методам и приемам работы 7. уметь принимать быстрые и правильные решения в условиях ЧС
в целом внутренние
Классы опасности оборудования 1- безопасный: ошибки персонала, конструктивные недоработки не вызывают повреждений и несчастных случаев (н. с.) 2- граничный: нарушения работы оборудования могут быть взяты под контроль без его повреждения и н.с. 3-критический: нарушения в работе оборудования ведут к его повреждению, опасной ситуации, требующей немедленного спасения персонала. 4- катастрофический: происходит утеря оборудования, гибель людей или массовый травматизм.
Раздел 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД Основные понятия и термины БЖД - область знаний, где изучаются опасности и нежелательные последствия их воздействия на человека и объекты среды обитания; закономерности проявления опасностей и способы защиты от них Ключевыми понятиями в курсе БЖД являются: среда обитания, деятельность, опасности, здоровье. Среда обитания – окружающая чел. среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность чел., его здоровье и потомство. Деятельность – активное (сознательное) взаимодействие чел. со средой обитания, результатом которой должна быть ее полезность для существования чел. в этой среде. Опасности – процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье чел. Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ). Безопасность – состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей. Техносфера – регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Жизнедеятельность – повседневная деятельность и отдых, способ существования чел. Т. о., деятельность чел. связана с непрерывным переносом вещества, энергии и информации. Закон Ю.Н. Куражковского: “Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации.
Опасность – центральное понятие БЖД Опасности хранят все системы, имеющие энергию, хмичес- ки и биологически активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристиками, несоответствующими условиям жизнедеятельности чел. Для опасностей характерны признаки: - ущерб здоровью - угроза жизни - затруднение функционирования органов и систем чел. Различают опасности реальные и потенциальные (скрытые). Чтобы опасность реализовалась, нужны условия или причины – совокупность обстоятельств, при которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия. Триада: “опасность – причина – нежелательное последствие» - это логический процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие, как-то: н.с., пожар, ЧС. Пример: студент купил водки… много (опасность), выпил… всю (причина), получил летальный исход (нежелательное последствие).
Таксономия опасностей Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Опасности делятся: - по природе происхождения (реальные, потенциальные) - по источникам (естестест- е, техногенные, антропоген-е) - по видам потоков (энергетич-е, массовые, информац-е) - по моменту возникновения (прогнозируем-е, спонтан-е) - по длительности возд - я (пост-е, период-е, кратковр-е) - по объектам воздействия (на человека, на природную среду, на материальные ресурсы, комплексного воздействия).
Таксономия опасностей - по видам зон воздействия - (действующие в помещении, действующие на территории) - по размерам зоны воздействия (локальные, реги- ональные, межрегиональные, глобальные) - по способности человека идентифицировать опасности органами чувств (ощущаемые, неощущаемые) - по виду негативного воздействия на чел. (вредные, опасные) - по характеру воздействия (активные, пассивные)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление