Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилевые особенности

Композицию и сюжет организует авторское надличностное повествование. Но значительная часть авторской точки зрения передоверяется Райскому. В «Обрыве» можно наблюдать динамическое соотношение между точками зрения повествователя и главного героя: от совмещения, совпадения, синхронии — до четкой дистанции.

Идеологическая точка зрения повествователя отличается сдержанностью, почти полным отсутствием оценок, сводясь нередко к безличной фиксации событий. Идеологические точки зрения героев романа многочисленны, все они осмысляются Райским, преломляются в свете его собственной точки зрения.

Существенной стилевой особенностью «Обрыва» является то, что все описанное в романе не преподносится как авторское произведение. Слова Райского об отсутствии границ между жизнью и романом демонстрируют максимальное жизнеподобие жанра. Райский впитывает все впечатления окружающей его действительности, сфера его художнических интересов — сама жизнь.

«Обрыв» — наименее «диалогический» роман Гончарова: сфера разговоров занимает чуть больше половины текста. Наиболее распространенные типы диалогов: диалоги-диссонансы и диалоги-унисоны.

Диалоги-диссонансы возникают между героями антагонистами: Райским и Верой, Райским и Марком, Верой и Марком. Они отличаются напряженным темпом и экспрессивностью.

Особенностью диалогов-унисонов является то, что спор героев формален, не затрагивает сущностных основ темы. Конфликтное начало, доминирующее в предыдущих романах здесь ослаблено, активный герой не стремится воздействовать на пассивного. Тушин сам делает свое «дело», живет уединенно и никого не убеждает следовать его примеру. Райский, мечтавший «образовывать» Малиновку, убеждается, что учить здесь некого: в лице бабушки и Веры он встречает более сильные и волевые характеры. Автор сознательно делает акцент не на конфликте или непримиримости противоположных начал, а на сближении, согласии, потому, что душевное благородство, любовь, милосердие, труд — признаются приоритетными в сравнении с новыми веяниями, которые лишены человеколюбия.

 


 

БИБЛИОГРАФИЯ:

Лощиц Ю. М. Гончаров. Сер. «ЖЗЛ». М.: Мол. гвардия, 1977.

Мельник В. И. Реализм И. А. Гончарова. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1985.

Недзвецкий В. А. Гончаров — романист и художник. М., 1992.

Бак Д. П. Иван Гончаров в современных исследованиях // Новое книжное обозрение. 1996. №17. С. 122 — 130.

И. А. Гончаров: Новые материалы и исследования // Литературное наследство. М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 2000.

И. А. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения Гончарова. Ульяновск, 1998.

Гузь Н. А. Система образов в романах И. А. Гончарова. Москва, Бийск, 1996.

Гузь Н. А. Художественный мир романов И. А. Гончарова. Москва; Бийск. 2000.

Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров. Мир творчества. СПб., 1997.

Криволапов В. «Типы» и «Идеалы» Ивана Гончарова. Курск, 2001.

Ляцкий Е. А. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. Критико-биографические очерки. СПб., 1912.

Евгеньев-Максимов В. Е. И. А. Гончаров: Жизнь, личность, творчество. М., 1925.

 

О романе «Обыкновенная история»

Манн Ю. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. С. 241 — 305.

Манн Ю. О движущейся типологии конфликтов // Вопр. лит. 1971. № 10. С.91 — 109.

Бухаркин П. Е. Стиль «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова // Вопр. рус. лит. Львов, 1979. Вып.1. С.69 — 76.

Пиксанов Н. К. Женские образы в «Обыкновенной истории».

 

О романе «Обломов»

Горелов А. Е. Обломовщина: И. А. Гончаров // Горелов А. Е. Очерки о русских писателях. Л., 1984. С. 298 — 340.

Краснощекова Е. А. «Обломов» И. А. Гончарова. М.: Худож. лит., 1970.

Аннинский И. Ф. Гончаров и его Обломов // Аннинский И. Ф. Книга отражений. М., 1979. С. 251 — 271.

Писарев Д. И. Обломов. Роман И. А. Гончарова // Писарев Д. И. Литературная критика. В 3 Т. Л., 1981.

Ключевский В. О. И. А. Гончаров // Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 319 — 320.

Мельник В. И. Философские мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов»: (К вопросу о соотношении «социального» и «нравственного» в романе) / Русская литература. 1982. № 2. С. 81 — 99.

Мельник В. И. О религиозности И. А. Гончарова // Русская литература. 1995. № 1. С. 203 — 211.

Дружинин А. В. «Обломов»: Роман И. А. Гончарова. Два тома. СПб., 1859 // Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1983. С. 290 — 313.

Кантор В. Долгий навык ко сну (Размышление о романе И. А. Гончарова «Обломов») // Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 149 — 185.

Криволапов В. Еще раз об «обломовщине» // Русская литература. 1997. №3. С. 27 — 47.

Криволапов В. Вновь о религиозности И. А. Гончарова // Христианство и русская культура. СПб., 1999. Вып. 3. С. 263 — 288.

Тирген П. Обломов как человек-обломок (к постановке проблемы «Гончаров и Шиллер») // Русская литература. 1990. № 3. С. 34 — 47.

 

О романе «Обрыв»

Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. 1993. № 1. С. 48 — 60.

Пиксанов Н. К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. Л., 1968.

Политыко Д. А. Роман И. А. Гончарова «Обрыв». Минск, 1962.

Гейро Л. С. Из истории создания романа «Обрыв»: Эволюция образа Райского-художника // Новые материалы и исследования. М., 1996. С. 61 — 84.

 

 


Н. Л. Блищ

 

Лекция № 2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Смысловые комплексы | Периодизация творчества писателя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.