Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критическая философия И.Канта




Общая характеристика немецкой классической философии.

Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегель.

Критическая философия И.Канта.

Общая характеристика немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное направление философской мысли Нового времени. К этому течению относят философские системы И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса и Ф.Энгельса.

Философия этого периода может быть охарактеризована следующими чертами:

1. Она является итогом предшествующего развития философии: во-первых, в нее включаются как представители идеализма(Фихте, Гегель), так и представители материализма(Маркс, Фейербах); во-вторых, немецкая классическая философия делает попытки примирить два направления: различные рационалистические системы континентальной Европы и общую линию британского эмпиризма(Кант).

2. Главное философское достижение немецкой классической философии - диалектика. Хотя и на идеалистической основе, она была разработана столь основательно, что открыла перед человеческой мыслью неизвестные горизонты. Историзм как принцип мышления прочно вошел в философский обиход: мир – развивающееся противоречивое целое. Новой была идея построения системы взаимосвязанных категорий. Тем самым впервые был найден специфический язык философии как науки. Философия оперирует предельно широкими понятиями, которые отражают не только различные стороны действительности, но их взаимные связи, переходы. Такие понятия гибки, текучи, переходят друг в друга. Определить их можно только через их место в системе (Гегель, Маркс).

3. В данной философской традиции существовала общая приверженность формальной логике, берущей начало от Сократа, Платона и Аристотеля (Кант, Гегель).

4. В немецкой философской классике было радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. Все предшествующие учения грешили созерцательностью: процесс познания представлялся им пассивным восприятием образов, поступающих извне. Немецкие мыслители впервые провозгласили (в идеалистической форме) активность сознания, вторжение субъекта в объект и их непрерывное взаимодействие (Кант).

5. Сфера сознания предстала в трудах классиков немецкой мысли в более широких масштабах. В нее включили и бессознательные, неконтролируемые процессы. Системность мысли не исключает спонтанности, это две взаимосвязанные противоположности единого процесса. Бессознательная работа мысли присутствует и в единичном акте творчества, где решающая роль принадлежит продуктивному воображению. Есть и коллективное бессознательное – мифологическое мышление, которое представляет собой необходимую ступень в развитии форм общественного сознания (Шеллинг).

6. Немецкая классическая философия обосновала идею общественной закономерности, указав на экономику как на сферу ее наиболее яркого проявления. Созидание, труд, орудия труда предстали как предмет философского рассмотрения. Была предпринята попытка увидеть в истории человечества закономерные этапы прогрессивного развития (Маркс, Энгельс, Гегель).

7. Новой наукой, получившей в Германии имя и систематическую разработку (в том числе и в трудах немецких классиков) была эстетика. Уходящие в древность предшествующие учения были отрывочными и не схватывали диалектический характер красоты (Кант, Шеллинг).

8. Немецкой классической философии удалось сказать новое слово и в древней философской науке этике. Возникла идея долга как абсолютного побудительного мотива морального поведения. Впервые в философии была поставлена проблема идеала (Кант, Фейербах).

9. Характерной чертой идеализма этого периода был пантеизм (Фихте, Шеллинг, Гегель).

В интеллектуальном развитии Канта(1724-1804) выделяются два периода: докритический и критический. В первый период он выступал как крупный ученый: астроном, физик, географ(зависимость приливов от Луны, Солнечная система из туманности). В критический период Кант осуществил критику предшествующей философии, проведя оценку способностей и возможностей человека, и написал ряд «критик»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

До Канта философы полагали, что человек пассивно воспринимает опытные данные. Кант показал активность человеческого познания. Он предложил считать, что не субъект познавая приспосабливается к объекту, но, наоборот, объект приспосабливаясь, становится познаваемым по законам субъекта.

Кант обнаружил, что если из математических рассуждений устранить все, что связано с опытом, то идеи пространства и времени все равно остаются. Он предположил, что пространство и время это априорные (доопытные) формы человеческого сознания: они обуславливают все, что воспринимается через чувства. Человек словно смотрит на мир через пространственно-временные очки. Итак, пространство и время не исходят из опыта, а определяют его. Кроме априорных форм чувственности (пространство и время), существую априорные формы рассудка – категории (качество, количество, отношения и др.).

Нечто неизвестное – вещь сама по себе (вещь-в-себе, ноумен называет ее Кант, подчеркивая ее непознаваемость), воздействует на наши органы чувств, порождая многообразие впечатлений - феномен, которое упорядочивается априорными формами чувственности – пространством и временем. Восприятие носит объективный и индивидуальный характер. Для того, чтобы оно превратилось в нечто общезначимое и объективное необходимо участие мышления, оперирующего понятиями.

Эту функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятий и категорий выполняет рассудок. Он действует с помощью продуктивного воображения, созидательная деятельность которого обусловлена: 1. готовыми конструкциями (категориями); понятия и категории носят независящий от индивидуального сознания необходимый и всеобщий характер, поэтому знание основанное на них носит объективный характер; 2. наличным строительным материалом – эмпирическими данными.

Продуктивное воображение не пустая фантазия – это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка.

Кант пытается синтезировать рационализм и эмпиризм. Оба этих пути должны быть взаимопроникающими и одновременными. Мы не можем опираться только на опыт в силу априорности нашего знания, но и не должны опираться только на рациональные построения для избежания антиномичности. Антиномии – это противоречия между двумя суждениями, умозаключениями, законами, одинаково обоснованными и логически доказанными. Кант приводит такие антиномии, доказывая противоположные утверждения, например, мир конечен и мир бесконечен, показывая таким образом, что без опоры на опыт невозможно достоверное знание.

Кант считал, что опытные данные, поступающие извне, не дают адекватного знания об окружающем нас мире. То, чем вещь является для нас (феномен), решительным образом отличается от того, что она представляет сама по себе (ноумен). Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, мы не будем знать вещи сами по себе. Мы можем познать только то, что сами создали.

Кант не считает рассудок высшей познавательной деятельностью, ему недостает цели, движущего стимула, направляющего его деятельность. таким целеполагающим началом для Канта является Разум.

Этика Канта – этика долга. Родоначальник немецкой философской классики отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте и внешнем авторитете. Наиболее прочная основа морали – долг. Только долг придает поступку моральный характер. Мораль автономна от каких-либо условий жизни и представляет собой область свободы, в которой властвует единое, внутреннее повеление, главный нравственный закон – категорический императив. Он определяет волевую направленность нашего действия независимо от внешних целей. У Канта есть несколько формулировок категорического императива. Приведем лишь две из них. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это требование запрещает действия, которые никогда не станут общечеловеческими нормами поведения.

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Как существо, способное к автономной мотивации, человек является «целью в себе» и ни в коем случае не средством для деятельности кого-то другого. Этим Кант обосновывает самоценность человеческой личности.

Философия Канта им самим мыслилась призванной ответить на вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я смею надеяться?». и резюмирующий предыдущие – «что есть человек?».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.