КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Извлечение из капитулярия Карла Великого
Престарная грамота Документы Избранные тексты Экономическое развитие западноевропейского феодализма (V-XV в.в.) «Салическая правда» (VI в.) «Глава LIX. Об аллодах §1. Если кто умрет и не оставит сыновей и если мать переживет его, пусть она вступит в наследство. §2. Если не окажется матери и если он оставит брата или сестру, пусть вступят в наследство. §3. В том случае, если их не будет, сестра матери пусть вступит в наследство. §4. И если затем окажется кто-нибудь более близкий из этих поколений, он пусть вступит во владение наследством. §5. Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям».
Из эдикта государя Хильперика [113] короля (VI в.)
«§3. Равным образом соизволили и постановили, чтобы если кто, имея соседей, оставит после своей смерти сыновей или дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землею, согласно Салическому закону. Если же сыновья умрут, дочь подобным же образом пусть получает эти земли, как получили бы их сыновья, если бы оставались живы. А если умрет брат, другой же останется в живых, брат пусть получает земли, а не соседи. И если брат, умирая, не оставит в живых брата, тогда сестра пусть вступает во владение этой землею»
(Абрамсон М.Л. Практикум по истории средних веков. М., 1966. С.50-51).
(Салическая формула Биньона №22, конец VIII в.)
«Во Христе сыну церкви такому-то, во имя божие, такой-то, аббат монастыря такого-то святого… Согласно твоей просьбе последовало наше определение: две трети принадлежащей нам части в местечке таком-то, в округе таком-то, каковую часть ты недавно… нам продал… передать тебе. По милости нашей, в пожизненное пользование. Так мы и сделали. Посему настоящую, рукою нашею скрепленную престарную грамоту тебе дали с условием, чтобы ежегодно в праздник означенного святого ты платил за это столько-то чинша, а также такую-то десятину со своего урожая… и землю пожизненно, по нашей милости, удержишь; на том, однако условии, чтобы ни коим образом ни продавать, ни дарить, ни другим божьим домам передавать, ни в собственность захватывать, ни наследникам своим в качестве аллода оставлять, ни расточать эту землю ты не имел права. Но по смерти твоей, помимо всякого вмешательства судьи, перешла бы в собственность монастыря со всеми улучшениями и постройками».
(Социальная история средневековья / Под ред. Е.А. Косминского, А.Д. Удальцова. Т.1. М.-Л., 1927. С.186-187).
(конец VIII-начало IX в.)
«I. Капитулярий об императорских поместьях §1. Мы желаем, чтобы наши поместья, которыми мы владеем для собственного пользования, служили в целости одним нам и никому другому. §2. Чтобы наш дом хорошо содержался и чтобы никто не мог привести его в бедственное состояние. §3. Чтобы управляющие не могли налагать никакой службы в свою пользу на наших домочадцев, никакой полевой работы, ни выгонять на порубку леса, ни принуждать к какому-нибудь труду для себя, ни получать с них какие-нибудь подарки, как-то: лошадь, быка, корову, свинью, овцу и ничего другого. §4. Если кто-нибудь из домочадцев на нашей земле причинил нам убыток воровством или небрежностью, то отвечает за то головой… §9. Мы желаем, чтобы каждый управляющий в своих делах употреблял бы для измерения мерки, полумерки, осьмушки и коробы того же размера, какой мы имеем при дворе. §10. Пусть наши старосты, лесничий, конюхи и другие служащие несут подати и представляют повинности со своих домов; за ручными же их работами пусть внимательно наблюдают управляющие. Если какой-нибудь староста имеет бенефицию, то пусть посылает своего помощника, который должен выполнить за него и ручную работу, и всякую другую службу… §12. Ни один управляющий не должен давать от себя земли нашим гостям в наших поместьях. §13. Обратить внимание на то, чтобы жеребцы (боевые лошади) никаким образом не застаивались на месте и через то не портились… §27. Мы желаем, чтобы ежегодно в посту, в Вербное воскресенье, сообразно нашему предписанию, отправляли к нам деньги с имений… §45. Каждый управляющий в своем хозяйстве должен иметь хороших ремесленников, а именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, скорняков, токарей, плотников, оружейников, рыбаков, мыловаров, пивоваров, хлебопеков и других всякого рода мастеров… §60. Ни в коем случае не назначать старост из людей, имеющих влияние, но из людей бедных, но верных…»
(История средних веков / Сост. М.М. Стасюлевич. СПб., 1999. С.412-415).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |