Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие аграрных отношений

Документы

Сведения о славянах и Руси до X в. из восточных (арабских) источников

О купцах-русах (из сочинения арабского географа IX в. Ибн Хордадбеха).

«… Что же касается до русских купцов – а они вид славян, - то они вывозят бобровый мех, мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к Румскому (Черному) морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по Тнс (Дону), реке славян и проезжают проливом столицы хазар Хамлых (устье Волги), и десятину с них взимает их (хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому (Каспийскому) морю и высаживаются на любом его берегу. Диаметр этого моря 500 фарсангов. И иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы. Выдают они себя за христиан и платят джизию».

 

(Материалы по истории СССР. Вып.1. М., 1985. С.292).

«Русская Правда» в краткой редакции[117] (XI в.)

 

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый – русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.

19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру[118] платит та вервь[119], где найден убитый.

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен.

22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

34. А кто украдет ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.

Положение зависимого крестьянства в XI-XII в.в.

«Рост феодальной земельной собственности связан с обращением в феодальную зависимость непосредственных производителей материальных благ. Непосредственные производители разными путями попадают в зависимость от людей богатых и знатных.

Первое упоминание об эксплуатируемой части населения мы находим под термином «челядь» в договорах Руси с греками. Этот же термин упоминается и в древнейшей «Русской Правде». Термин «челядь» связан со словом «челядо», которое еще в XVI в. означало «сын», «ребенок» и «челядин» - холоп, раб…

Челядь захватывали во времена войн и набегов, челядинами становились также в результате продажи и закабаления… Челядь в XI в. – это все слуги, эксплуатируемые богатым человеком.

Впрочем, этот старый термин выходит из употребления. Появляются новые слова для обозначения более дифференцированного состава непосредственных производителей, обязанных работать на хозяина.

Перечень основных непосредственных производителей мы находим в «Русской Правде». Это холопы, рядовичи и смерды – рабочая сила, унаследовавшая некоторые черты старой челяди и в то же время ее заменившие. Форма эксплуатации этих зависимых людей в значительной степени – примитивная отработочная рента. В отношении смердов существовала, по-видимому, смешанная форма эксплуатации: отработочная рента и рента продуктами.

Холопы – это категория подневольных людей, обязанных работать на своих господ, существовавшая в русском феодальном государстве и в XI и XII в. и позднее. Но, холопы не были главной производительной силой на Руси. Рабский труд постепенно и систематически вытеснялся более прогрессивным трудом людей зависимых и крепостных…

Под рядовичами разумеются люди, попавшие в экономическую кабалу, юридически оформленную особым договором – «рядом» - и на основании этого договора работающие на хозяина. В «Пространной Правде» (XII в.) подробно говорится об одной из категорий рядовичей, ролейных закупах – людях, не имевших своих средств производства, получавших от хозяина небольшой участок земли (отарица) и небольшую сумму денег (купа), которая, по-видимому, подлежала возвращению в случае ухода закупа от хозяина, а также плуг, борону. Закуп работал на земле своего господина, уйти от которого без разрешения не мог. Господин имел право подвергать его телесному наказанию; бежавший от хозяина закуп превращался в холопа. Однако закуп не приравнивался полностью к холопу: господин лишался всяких прав на него, если обращался с ним, как с холопом…

Работали на феодалов и другие категории населения: отпущенные на волю холопы, которых называли то «изгоями», то «пущенниками». Зависимость всех этих людей от своих господ – не рабского, а крепостнического характера…

Наиболее сложным в науке является вопрос о смердах. Смерды – это крестьяне-общинники. Они имели необходимые для производства орудия, владели участками земли и вели собственное хозяйство.

С течением времени, когда вся земля была объявлена собственностью великого князя, феодального государства, крестьянин-смерд разными путями стал попадать в зависимость от крупных землевладельцев. В «Правде Ярославичей», датируемой серединой XI в., смерд в числе зависимых от вотчинника людей стоит в одном ряду с холопом и рядовичем. Его жизнь, так же как и жизнь холопа и рядовича, оберегается штрафом в 5 гривен, которые идут в пользу хозяина как возмещение понесенных им вследствие убийства смерда убытков (штраф за убийство свободного мужа был выше в 8 раз, за знатного человека – в шестнадцать раз, чем за смерда). После смерти зависимого смерда, не имевшего мужского потомства, его имущество переходило хозяину (право «мертвой руки»). Это «право», хорошо известное для всей средневековой Европы, является важным показателем феодальной зависимости непосредственных производителей».

 

(Греков Б.Д. Краткий очерк истории русского крестьянства. М., 1958. С.70-71).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие торговли и товарно-денежных отношений | Экономическое развитие Руси в период феодальной раздробленности. Общий характер торговли в Древнерусском государстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.