Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курса лекций по истории беларуси




Гг.).

ТЕМА № 11: СССР, Россия в эпоху глобализации всемирной истории

ЦЕЛЬ: Обосновать необходимость процесса «десталинизации». Расшифровать понятие «оттепель». Выяснить причины неудач в проведении политических и социально-экономических реформ 50-х-60-х гг. XX века. Выявить противоречия и застойные явления в развитии Советского общества в 60-е-80-е гг. Рассмотреть вопросы кардинального реформирования Советского общества в перестроечный и постперестроечный периоды, смены модели идеологического и социально-экономического развития с точки зрения требований разрядки международной напряжённости, глобализации мировых процессов и интенсификации движения к прогрессу. Подвести итоги развития России к концу ХХ века и дать характеристику антикризисной политике, проводившейся при президентстве В.В. Путина в 2000-2008 гг. и при президентстве Д.А. Медведева в 2008-1012 гг. Определить место Российской Федерации в современном мировом сообществе и её роль в международных отношениях.

 

Задачи: Довести до сведения участников занятия причины поражения социалистического лагеря в соревновании с капиталистической системой. Показать этапы и подробности процесса нарастания и обострения кризиса тоталитарного социализма, перехода к авторитарной форме правления и к попыткам либерализации внутриполитической жизни в 1950-1980-е гг. Оценить ход и итоги прохождения российским обществом перестроечного периода социалистического реформаторства и «шоковую терапию» либеральных реформ при переходе к рынку. Познакомить слушателей с основными направлениями политического и социально-экономического развития России, определёнными современным руководством страны на первые десятилетия XXI века, дать характеристику проводимой им внутренней и внешней политике.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные процессы и тенденции мирового развития, присущие ХХ и ХХI веку;

- причины и сущность модернизации общественно-политических отношений,

предпринятой в стране в конце XX – начале XXI вв;

- основные события новейшей отечественной и зарубежной истории, их

хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее

значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- обзорную картину развития международных отношений в изучаемый период;

- суть «оттепели» 60-х гг., её положительные достижения и недостатки;

- даты разоблачения «культа личности» И.В. Сталина и значение Карибского кризиса;

- роль научно-технической революции и процессов глобализации в движении

человечества к прогрессу;

- содержание понятий «застой» и «перестройка» и их воплощение в реальных событиях

70-х-90-х гг. ХХ в.; причины перестройки и подробности либеральных преобразований

в Российской Федерации в 90-е годы ХХ века;

- даты распада СССР и социалистического содружества, избрания первых президентов

СССР и Российской Федерации, принятия новой Российской Конституции;

- противоречивый опыт смены модели общественно-политического развития и

реставрации капитализма в России в конце ХХ – начале XXI вв;

 

- Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- обосновать актуальность решения вопросов экономической модернизации и

демократизации политической системы России на разных этапах её истории;

- находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций

мирового развития; объективно оценивать реформационные процессы;

- с научных позиций аргументировано критиковать антигуманную идеологию и практику

тоталитаризма, отстаивать либеральные и демократические ценности гражданского

общества и правового государства, свою точку зрения в полемике по социально-

экономическому и политическому положению РФ в современном мире;

 

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения

материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по десятой теме

учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

 

  1. Научно-техническая революция второй половины ХХ века и её влияние на

глобализацию мирового экономического, политического и культурного

пространства.

  1. Авторитарный режим в СССР в послевоенные годы. Попытки либерализации и

консервации административно-командной системы в 50-е – 80-е гг. ХХ в.

Нарастание системного кризиса в развитии Советского общества.

  1. Основные тенденции социально-экономического развития страны в 80-е – 90-е гг.

ХХ века. Становление новой российской государственности.

  1. Российская Федерация в XXI веке. Современная ситуация в стране. Национально-

государственные интересы в новой геополитической ситуации.

 

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по

пройденному материалу:

 

1. Приведите примеры влияния научно-технической революции 50-80-е гг. ХХ века на ускорение движения мировой цивилизации к прогрессу? Как Советское общество реагировало на достижения научной мысли в этот период?

2. Какие мероприятия Советского руководства в 50-60-е гг. ХХ века свидетельствовали о начавшейся либерализации общественной жизни в стране? Какую цель преследовало диссидентское движение?

3. Расшифруйте понятие «Хрущёвская оттепель». Почему две пятилетки деятельности Н.С. Хрущёва оцениваются по-разному: с положительным и отрицательным знаками?

4. Укажите причины нарастания негативной ситуации в экономике и общественно-политической жизни СССР в 70-х-начале 80-х гг. XX века.

5. Какой период в Отечественной истории получил название эпохи «перестройки» и

«нового политического мышления»? В чём заключались изменения во

внешнеполитическом курсе и во внутренней политике правительства М.С.

Горбачёва?

6. Назовите цели и этапы перестройки, укажите её наиболее важные достижения и провалы.

7. В каком году распался Советский Союз и при каких обстоятельствах? Что вы знаете о Ново-Огарёвском и Беловежском соглашениях, как вы их оцениваете с современных позиций?

9 Перечислите основные направления экономических и политических реформ,

предпринятых российским правительством в 1992-1999 гг. Дайте им объективную

оценку.

9. Какие изменения претерпел внешнеполитический курс России в 90-е годы ХХ

века?

10. Какие геополитические изменения произошли в мире в начале XXI века? Как они

отразились на международном положении России?

11. Дайте характеристику социально-экономического состояния российского

общества на момент вступления в должность президента В.В. Путина.

12. Выясните причины развязывания двух чеченских войн в 1991-2003 гг., подведите

итоги национальной политики на Северном Кавказе.

13. Составьте таблицу политических и социально-экономических реформ,

осуществлённых командой В.В. Путина для преодоления кризиса и стабилизации

внутриполитической обстановки в стране в 2000-2008 гг.

14. Перечислите названия национальных проектов, объявленных в РФ для

приоритетного финансирования на долгосрочную перспективу. Оцените ход их

реализации.

15. Чем внешнеполитический курс российского правительства при президентстве

В.В. Путина отличался от дипломатии предшествовавшего ельцинского периода?

16. Назовите наиболее значимые международные соглашения, заключённые Россией

в 2000-2008 гг. в рамках провозглашённой новой концепции внешней политики.

17. Какие наиболее значимые события произошли в России при президентстве

Д.А. Медведева?

 

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. -Соотнесите имена руководителей страны и годы их правления:

1) Л.И. Брежнев; 2) Ю.В. Андропов; 3) Н.С. Хрущёв; 4) К.У. Черненко.

А) 1953-1964 гг.; Б) 1984-1985 гг.; В) 1964-1982 гг.; Г) 1982-1984 гг.

- Ответьте на вопрос: при ком из них и в какие годы осуществлялась политика «десталинизации»?

4.2. Составьте хронологический перечень законов и постановлений, принятых в СССР за период с 1985 по 1991 гг., и в соответствии с их содержанием заполните разделы таблицы «Преобразования страны в годы перестройки». Подвести итог предпринятым в эти годы реформам.

 

Экономические реформы Политические преобразования Реформы в социальной сфере Изменения в области культуры
       

 

ОТВЕТ: Хронология законов и постановлений:

1. 1985 – 1988гг. – антиалкогольная кампания; образование Госагропрома СССР на базе шести министерств;

2. 1986г. – закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»; частная деятельность была легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг; началась эпоха «культурного Ренессанса», упала роль цензуры, диссиденты возвращены из ссылки; наблюдалось углубление разрядки международной напряжённости; приняты «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986 – 1990 годы и на период до 2000 года»;

3. 1987г. – закон «О государственном предприятии»; введена концепция гласности; сформулирована концепция нового политического мышления;

4. 1988г.- закон «О кооперации»; на XIX партийной конференции взят курс на создание правового социалистического государства; проведена конституционная реформа;

5. 1989г – вывод советских войск из Афганистана;

6. 1990г. – постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»; избрание М.С. Горбачёва первым президентом СССР; принятие закона о свободе вероисповедания; изменение редакции 6-й статьи Конституции 1977г; СССР получил от США первый кредит в сумме 1 млрд долл. на закупку продовольствия; исчезли ОВД и СЭВ; начался вывод советских войск из ГДР и Чехословакии;

7. 1991г. – обмен денег, повышение цен в 2-10 раз, инфляция составляла 25 % в неделю; проведение референдума о судьбе СССР; появление проекта нового варианта союзного договора;

8. 1988 – 1990гг. – законы о праве граждан на судебное обжалование непомерных решений администрации, о государственной безопасности; о прессе и массовой информации с ликвидацией цензуры; об общественных организациях, о въезде и выезде из СССР.

 

4.3. Проанализировав научную публицистику, информацию в Интернете, сравните основные задачи пяти этапов радикальной экономической реформы в период правления Б.Н. Ельцина. Выясните результаты этих преобразований.

ОТВЕТ:

1) С 1января 1992г. правительством Е. Гайдара был принят набор монетаристских мер, так называемая шоковая терапия: ограничение совокупности спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюджетных средств, приватизация государственных предприятий. Основным мероприятием социально-экономической политики этого периода явилась либерализация цен. Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляцию и создать предпосылки для восстановления хозяйственного спроса на рыночной основе.

Следствием этой политики явилось падение материального благосостояния населения страны в связи с ростом инфляции страны (за год цены на товары первой необходимости выросли в 100-150 раз).

2) С конца 1992г. началась массовая ваучеризация – безвозмездная передача гражданам части государственной собственности стоимостью по 10 тыс. руб. каждому путём выдачи приватизационного чека.

3) С осени 1994г. была объявлена приватизация государственных предприятий путём прямого акционирования, началась продажа акционированных предприятий. В результате основная часть национального достояния оказалась в руках 10 % населения. Произошёл вселенский обман народа, почти все лучшие предприятия оказались собственностью небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров.

Следствием приватизации следует признать рост экономической преступности, злоупотреблений и коррупции, разрушение колхозов и совхозов, из которых стали выделяться фермерские хозяйства.

4) В 1994-1998гг. правительством были приняты меры по сдерживанию спада производства и падению эффективности экономики, которые предусматривали:

- ограничение и отмену централизованного распределения сырья и ресурсов;

- отмену государственных дотаций убыточным предприятиям;

- либерализацию внешней торговли, расширение импорта товаров на

потребительских и продовольственных рынках;

- свободную конвертацию рубля;

- крупномасштабные внешние займы;

- неконтролируемый вывоз материальных ценностей за рубеж.

В итоге произошли: развал военно-промышленного комплекса и бюджетных сфер; спад промышленного производства в стране; падение спроса на отечественную продукцию; деиндустриализация: промышленное производство всё более приобретало черты топливо-энергетической и сырьевой ориентации; падение сельскохозяйственного производства; имущественная дифференциация и скрытая безработица; полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций; нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народнохозяйственной структуры; криминализация рыночных отношений.

5) В 1998г. в целях выхода из финансового кризиса был предпринят ряд мер, в том

числе деноминация с введением в обращение новых денег, уменьшенных по

номиналу в 1000 раз, и объявление дефолта 17 августа (отказа от принятых

обязательств по погашению государственного долга и моратория на расчёты с

зарубежными банками).

Наступил крах рыночной инфраструктуры, кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

4.4.. Соотнесите понятия и их определения:

1) либерализация цен; 2) приватизация; 3) дефолт; 4) монетизация

А) передача государственного или муниципального имущества в частную собственность;

Б) замена натуральных льгот денежными компенсациями;

В) отказ от государственного контроля за ценами на основную массу товаров и услуг;

Г) отказ от уплаты по внешним и внутренним долгам

 

ОТВЕТ: 1 – В; 2 – А; 3 – Г; 4 – Б.

 

4.5.. Отвечая на вопрос о своей оценке собственной работы на посту Президента России, В.В. Путин заявил: «Я не вижу никаких серьёзных неудач…Все поставленные цели достигнуты, задачи выполнены. Можно было бы, наверное, с чем-то справиться более эффективно… Мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая Президентом Российской Федерации. Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра и до ночи, и делал это с полной отдачей».

- Согласны ли вы с таким заключением? Подведите итоги деятельности команды В.В. Путина за два срока его президентства. Заполните таблицу «Внутренняя политика Российской Федерации в президентство В.В. Путина (2000-2008)»:

 

Основные направления и реформы Результаты
Федеративная реформа  
Налоговая реформа  
Судебная реформа  
Изменение законодательной системы  
Реформа управления  
Социальные программы (нацпроекты)  
Экономические преобразования  
Борьба с терроризмом  

 

ОТВЕТ: Основными направлениями политики Президента В.В. Путина в 2000 - 2008 гг. стали:

- В политической сфере: укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе, для чего были созданы 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента; изменён принцип формирования верхней палаты Федерального собрания – Совета Федерации, состоялось превращение его в постоянно действующий законодательный орган; создание Государственного совета РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов Федерации при Президенте РФ; осуществление административной реформы; изменение избирательного законодательства (выборы в ГД по пропорциональной системе, сокращение порога явки на выборы, отмена графы «против всех» в избирательных бюллетенях и т.д.).

 

- В социально-экономической сфере: продолжение курса на либерализацию экономики, ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью, принятие мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса; сокращение налогового бремени, введение 13%-ного подоходного налога; проведение социальных реформ (пенсионной, монетизации льгот, здравоохранении); начало проведения и финансирования национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие агропромышленного комплекса».

- В сфере международных отношений: принятие новой концепции внешней политики России, исходя из многополярной системы международных отношений; развитие партнёрских отношений со всеми странами мира; поддержка западных стран в борьбе с терроризмом.

Среди итогов проведения такой политики можно выделить: укрепление единства России; отражение угрозы со стороны сепаратизма на Северном Кавказе; восстановление экономики страны после затяжного кризиса 1990-х гг. (реальные доходы граждан за 8 лет увеличились в 2,5 раза и превысили уровень 1990 г., по индексу экономического развития Россия заняла седьмое место в мире); погашена значительная часть государственного долга; наблюдался постоянный рост ВВП; Россия вернула себе статус полноправного партнёра ведущих мировых держав.

 

 

4.6. Проведение тестового текущего контроля для проверки степени усвоения студентами пройденного материала (выполнение тестовых заданий в письменном или электронном вариантах).

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

- Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

Дополнительная:

- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:

ЭКСМО, 2006.

- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,

В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

 

Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,

к.и.н. Евсеенко В.И.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.