КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №1. Введение в курс «концепции современного естествознания». Основные термины и понятия. Этапы развития естествознания и особенности современного естествознания
Цель изучения дисциплины «Концепции современного естествознания»: 1. Формирование мировоззрения. 2. Обзор естественнонаучной картины мира. 3. Развитие творческих способностей. 4. Противовес сектам. 5. Формирование научного мышления. Естествознание – совокупность наук о природе. Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Непосредственная цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Концепция – определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – строго научная теория, господствующая в течение определенного исторического периода в научном обществе. Это модель постановки проблем, методов их исследования и решения. Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Предмет естествознания: • различные формы движения материи в природе; • лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи; • основные формы всякого бытия – пространство и время; • закономерная связь явлений природы как общего, так и специфического характера. Цели естествознания: • находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления; • раскрывать возможности использования на практике познанных законов природы. Можно сказать, что у естествознания есть ближайшая, или непосредственная, цель – это познание законов природы, а значит, и истины, и конечная цель – содействие практическому использованию этих законов. Таким образом, цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности.
Причины, от которых зависит развитие науки Развитие науки зависит от многих причин, среди которых можно выделить следующие: • потребности материального производства; • практические потребности общества; • экономический строй; • уровень развития культуры; • формы общественного сознания; • достигнутый уровень самой науки.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ На всех этапах развития человеческого познания наблюдается сложная взаимосвязь результатов философских и биологических исследований. Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь, которая восходит своими истоками к глубокой древности – античному периоду становления науки. Первичное знание о мире, накопленное в течение многих столетий первобытно-родового общества, еще не включало в себя ни философии, ни естествознания, а являлось совокупностью эмпирических (от греч. empeiria – опыт) сведений, верований, мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. С изобретением письменности и развитием материального производства темпы накопления знаний растут, и это приводит к возникновению науки, содержащей систему сведений и знаний о мире, а затем – к дифференциации наук. Уже в Древней Греции в V-III вв. до н. э. наряду с философскими концепциями мироздания стали формироваться такие науки, как астрономия, математика (арифметика и геометрия в первую очередь), география, медицина, история. Накапливались дифференцированные знания о практических сферах деятельности людей, таких как ведение сельского хозяйства, строительство, изготовление предметов быта, искусство военных операций и т.д. Вместе с тем изучались вопросы бытия и познания: • какова сущность мира? • в чем смысл жизни? • познаваем ли мир и каковы законы и методы этого познания? Первая историческая форма философского знания – натурфилософия, или философия природы, – сыграла значительную роль в становлении биологической науки. Благодаря материалистическому взгляду на природу, позволившему обобщить результаты человеческой практики, натурфилософия представляла собой целостное учение об окружающем мире, едином в своей сущности. Древние философы (китайские, индийские, греческие) рассматривали в качестве материи какое-нибудь чувственно-конкретное вещество, которое они считали первоосновой всего сущего в мире. Сутью такого подхода явился поиск основы (субстанции) мира. Субстрат – общая материальная основа всех процессов и явлений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |