КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели рентабельности, характеризующие доходность операционной деятельности
Основные цели, задачи и источники информации. С целью выявления условий и возможностей наиболее эффективного хозяйствования проводится анализ рентабельности предприятия, в ходе которого изучают вопросы по следующим направлениям: 1) на сколько стабильны полученные доходы и производственные расходы; 2) какие элементы финансовой отчетности могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; 3) на сколько произведены понесенные расходы; 4) какова эффективность вложений в инвестиции; 5) на сколько эффективно управление предприятием. Цель анализа: Оценить эффективность работы предприятия в целом и доходность отдельных направлений в частности. Задачами анализа являются: 1. изучение формирования и структуры прибыли; 2. обоснование и количественное соизмерение факторов изменения прибыли; 3. анализ формирования показателей изменения рентабельности производства и продаж; 4. анализ формирования показателей и факторов изменения капитала; 5. определение резервов увеличения рентабельности; 6. определение мероприятий по использованию выявленных резервов. Объектами изучения для анализа являются: – различные виды расходов и доходов; – изучение различных видов прибыли; – капитал. Источники информации для анализа: 1. все формы БФО; 2. регистры аналитического и синтетического учета по сч. 20, 43, 90.
Среди показателей рентабельности особое внимание заслуживает доходность операционной деятельности, которую характеризуют три категории показателей: - Рентабельность производства продукции (окупаемости затрат); - Рентабельность продаж (оборота); - Рентабельность совокупных активов,
На первом месте изучается рентабельность окупаемости затрат: R ок.з. = Пр / åЗ × 100% Этот показатель показывает, на сколько предприятие само финансируется, т.е. получает доход с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Он может рассчитываться по предприятию в целом, а также по отдельным сегментам и видам продукции. Прi на ед прод. Цi – Уд.Сi R ок.з. изд.i = × 100% = × 100% С/с ед. прод. i Уд.Сi
Уровень рентабельности затрат рассчитанный по предприятию в целом зависит от: - объема реализации продукции; - удельного веса каждого i – го вида продукции; - себестоимости единицы продукции. å (Vобщ. × Уд.в.i ×(Цi – Сi)) R ок.з. = å (Vобщ. × Уд.в.i × Сi)
Таблица 1. Факторный анализ рентабельности окупаемости затрат.
1) R з. пл. = 532 / 6906 × 100% = 7,7% 2) R з. усл. при измен. V = Пр усл. / С усл. × 100% = 584 / 8542 × 100% = 6,84% 3) R з. усл. при измен. Ц = (Вф – Сусл.) / Сусл. × 100% = (10996 – 8542)/8542 × 100% = 28,73% 4) R з.факт = 611 / 10385 × 100% = 5,88% Влияние факторов: 1. Влияние на рентабельность изменения V: Δ R з.(V) = 6,84% - 7,7% = - 0,86 2. Влияние на рентабельность изменения цены: Δ R з.(Ц) = 28,73 – 6,84 = 21,89 3. Влияние на рентабельность изменения себестоимости: Δ R з.(С/с) = 5,88 - 28,73 = - 22,85 Баланс факторов: - 0,86 + 21,89 + (- 22,85) = 5,88 – 7,7 - 1,82 = - 1,82 Выводы: план по уровню рентабельности затрат не выполнен главным образом за счет фактического роста затрат 3479 т.р. (10385 – 6906), под влиянием которых рентабельность затрат снизилась на 22,85, что оценивается отрицательно. Реализация менее рентабельных видов продукции также оказало отрицательное воздействие, снизив рентабельность на 0,86%, и только фактор роста цен оказал положительное воздействие, увеличив рентабельность на 21,89%.
Далее проводится факторный анализ рентабельности затрат каждого вида продукции. Второй показатель доходности операционной деятельности – рентабельность продаж: R продаж = Пр / Вр × 100% Он характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности определяя, сколько получает предприятие прибыли с каждого рубля продаж. Для данного показателя может быть несколько расчетных показателей: 1. R продаж 1 = ВП / Вр -характеризует долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов. 2. R продаж 2 = Пр / Вр × 100% 3. R продаж 3 = Налогообл. Пр / Вр × 100% Определяет влияние прочих доходов и расходов на формирование прибыли. 4. R продаж 4 = ЧП / Вр × 100% Отражает влияние всей совокупности доходов и расходов включая текущий налог на прибыль, постоянные и временные разницы. Далее проводится рентабельность продаж отдельных видов продукции в зависимости от среднего уровня цены и себестоимости единицы продукции. Таблица 2. Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции.
Из проведенного анализа видно, что наиболее рентабельной стала продукция С, которой составило фактически 40%, т.е. увеличился по отношению к плану на 14.7 в том числе за счет роста цены на 16р. (), рентабельность оборота увеличилось на 10,4, а за счет снижения себестоимости на 5 руб. рентабельность увеличилась на 4,3, т.е. выпуск и реализация продукции С является наиболее выгодным и обоснованным. Также увеличение рентабельности произошло продукции А на 1,8, но это увеличение произошло только за счет роста цены. По изделию В рентабельность снизилась на 5,4, поэтому предприятию необходимо пересмотреть управление затратами и усиление контроля за службой маркетинга с целью определения условий ценообразования и реализации этих видов продукции (А и В).
Следующим этапом анализа рентабельности продаж по предприятию в целом, но в разрезе видов продукции является определение влияния изменения структуры продаж и рентабельности отдельных видов изделий. R общ. = ∑ (Уд.i × R пр i)
Таблица 3. Оценка влияния рентабельности отдельных видов изделий и их структуры на рентабельность продаж по предприятию в целом.
В качестве обобщающей количественной характеристики доходности операционной деятельности используется финансовый коэффициент, получивший название – коэффициент рентабельности активов.
R акт. = Пр / А × 100%
Он характеризует отдачу с каждого рубля вложенного в активы предприятия, т.е. это эффективность использования активов. В аналитических целях рентабельность активов рассматривается как произведение рентабельности продаж и оборачиваемость активов (коэффициент оборачиваемости).
R акт. = R продаж × К обор-ти = Пр / В × В / А = (V×(Ц – С)) / (V ×Ц / К обор.)
Таблица 4. Анализ эффективности использования активов.
R акт = R пр × К об. 1) ∆ R акт (R пр.) = 1,54 × 1,82 = 3,31 2) ∆ R акт (К об.) = 0,33 × 4,93 = 13,99 Баланс факторов: 3,31 + 13,99 = 17,2
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |