Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели рентабельности, характеризующие доходность операционной деятельности




Основные цели, задачи и источники информации.

С целью выявления условий и возможностей наиболее эффективного хозяйствования проводится анализ рентабельности предприятия, в ходе которого изучают вопросы по следующим направлениям:

1) на сколько стабильны полученные доходы и производственные расходы;

2) какие элементы финансовой отчетности могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;

3) на сколько произведены понесенные расходы;

4) какова эффективность вложений в инвестиции;

5) на сколько эффективно управление предприятием.

Цель анализа:

Оценить эффективность работы предприятия в целом и доходность отдельных направлений в частности.

Задачами анализа являются:

1. изучение формирования и структуры прибыли;

2. обоснование и количественное соизмерение факторов изменения прибыли;

3. анализ формирования показателей изменения рентабельности производства и продаж;

4. анализ формирования показателей и факторов изменения капитала;

5. определение резервов увеличения рентабельности;

6. определение мероприятий по использованию выявленных резервов.

Объектами изучения для анализа являются:

– различные виды расходов и доходов;

– изучение различных видов прибыли;

– капитал.

Источники информации для анализа:

1. все формы БФО;

2. регистры аналитического и синтетического учета по сч. 20, 43, 90.

 

 

Среди показателей рентабельности особое внимание заслуживает доходность операционной деятельности, которую характеризуют три категории показателей:

- Рентабельность производства продукции (окупаемости затрат);

- Рентабельность продаж (оборота);

- Рентабельность совокупных активов,

На первом месте изучается рентабельность окупаемости затрат:

R ок.з. = Пр / åЗ × 100%

Этот показатель показывает, на сколько предприятие само финансируется, т.е. получает доход с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Он может рассчитываться по предприятию в целом, а также по отдельным сегментам и видам продукции.

Прi на ед прод. Цi – Уд.Сi

R ок.з. изд.i = × 100% = × 100%

С/с ед. прод. i Уд.Сi

 

Уровень рентабельности затрат рассчитанный по предприятию в целом зависит от:

- объема реализации продукции;

- удельного веса каждого i – го вида продукции;

- себестоимости единицы продукции.

å (Vобщ. × Уд.в.i ×(Цi – Сi))

R ок.з. =

å (Vобщ. × Уд.в.i × Сi)

 

Таблица 1.

Факторный анализ рентабельности окупаемости затрат.

Показатели План Факт Условн. показатель план при Vф.
1. Выручка, т.р.      
2. Полная себестоимость единицы продукции, т.р.      
3. Прибыль от реализации, т.р.      

 

1) R з. пл. = 532 / 6906 × 100% = 7,7%

2) R з. усл. при измен. V = Пр усл. / С усл. × 100% = 584 / 8542 × 100% = 6,84%

3) R з. усл. при измен. Ц = (Вф – Сусл.) / Сусл. × 100% = (10996 – 8542)/8542 × 100% = 28,73%

4) R з.факт = 611 / 10385 × 100% = 5,88%

Влияние факторов:

1. Влияние на рентабельность изменения V:

Δ R з.(V) = 6,84% - 7,7% = - 0,86

2. Влияние на рентабельность изменения цены:

Δ R з.(Ц) = 28,73 – 6,84 = 21,89

3. Влияние на рентабельность изменения себестоимости:

Δ R з.(С/с) = 5,88 - 28,73 = - 22,85

Баланс факторов: - 0,86 + 21,89 + (- 22,85) = 5,88 – 7,7

- 1,82 = - 1,82

Выводы: план по уровню рентабельности затрат не выполнен главным образом за счет фактического роста затрат 3479 т.р. (10385 – 6906), под влиянием которых рентабельность затрат снизилась на 22,85, что оценивается отрицательно. Реализация менее рентабельных видов продукции также оказало отрицательное воздействие, снизив рентабельность на 0,86%, и только фактор роста цен оказал положительное воздействие, увеличив рентабельность на 21,89%.

Далее проводится факторный анализ рентабельности затрат каждого вида продукции.

Второй показатель доходности операционной деятельности – рентабельность продаж:

R продаж = Пр / Вр × 100%

Он характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности определяя, сколько получает предприятие прибыли с каждого рубля продаж.

Для данного показателя может быть несколько расчетных показателей:

1. R продаж 1 = ВП / Вр -характеризует долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие коммерческих и управленческих расходов.

2. R продаж 2 = Пр / Вр × 100%

3. R продаж 3 = Налогообл. Пр / Вр × 100%

Определяет влияние прочих доходов и расходов на формирование прибыли.

4. R продаж 4 = ЧП / Вр × 100%

Отражает влияние всей совокупности доходов и расходов включая текущий налог на прибыль, постоянные и временные разницы.

Далее проводится рентабельность продаж отдельных видов продукции в зависимости от среднего уровня цены и себестоимости единицы продукции.

Таблица 2.

Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции.

Вид прод. Ср. цена реал., тыс.руб. Ср. с/с ед. прод., т.руб. Рентабельность оборота, % Отклонение
Всего В т.ч. за счет
План Факт План Факт План Услов. Факт цены с/с
                     
А         32,4 37,3 34,2 +1,8 +4,9 -3,1
В         25,8 24,5 20,4 -5,4 -1,3 -4,1
С         25,3 35,7   +14,7 +10,4 +4,3

 

Из проведенного анализа видно, что наиболее рентабельной стала продукция С, которой составило фактически 40%, т.е. увеличился по отношению к плану на 14.7 в том числе за счет роста цены на 16р. (), рентабельность оборота увеличилось на 10,4, а за счет снижения себестоимости на 5 руб. рентабельность увеличилась на 4,3, т.е. выпуск и реализация продукции С является наиболее выгодным и обоснованным. Также увеличение рентабельности произошло продукции А на 1,8, но это увеличение произошло только за счет роста цены. По изделию В рентабельность снизилась на 5,4, поэтому предприятию необходимо пересмотреть управление затратами и усиление контроля за службой маркетинга с целью определения условий ценообразования и реализации этих видов продукции (А и В).

Следующим этапом анализа рентабельности продаж по предприятию в целом, но в разрезе видов продукции является определение влияния изменения структуры продаж и рентабельности отдельных видов изделий.

R общ. = ∑ (Уд.i × R пр i)

 

Таблица 3.

Оценка влияния рентабельности отдельных видов изделий и их структуры на рентабельность продаж по предприятию в целом.

Вид прод Rпр.i, % Уд.вес, i Rобщ., % Влияние
План Факт +/- Пл. Ф. +/- План Факт +/- Уд.в. Ri
                       
A 32,4 34,2 +1,8 0,21 0,28 +0,07 6,804 9,576 +2,772 2,268 0,506
B 25,8 20,4 -5,4 0,31 0,26 -0,05 7,998 5,304 -2,694 -1,26 -1,404
C 25,3   +14,7 0,48 0,46 -0,02 12,144 18,4 +6,256 -0,506 6,762

 

В качестве обобщающей количественной характеристики доходности операционной деятельности используется финансовый коэффициент, получивший название – коэффициент рентабельности активов.

 

R акт. = Пр / А × 100%

 

Он характеризует отдачу с каждого рубля вложенного в активы предприятия, т.е. это эффективность использования активов.

В аналитических целях рентабельность активов рассматривается как произведение рентабельности продаж и оборачиваемость активов (коэффициент оборачиваемости).

 

R акт. = R продаж × К обор-ти = Пр / В × В / А = (V×(Ц – С)) / (V ×Ц / К обор.)

 

Таблица 4.

Анализ эффективности использования активов.

Показатели План Факт Отклонение, +/-
  Выручка от реализации     +4329
  Себестоимость реализованной продукции, т.р.     -1882
  Прибыль от реализации     +2447
  Среднегодовая стоимость активов, тыс.р.     -926
  Рентабельность продаж, % 42,39 43,93 +1,54
  Оборачиваемость активов, руб 1,82 2,15 +0,33
  Рентабельность активов. 77,15 94,36 +17,21

 

R акт = R пр × К об.

1) ∆ R акт (R пр.) = 1,54 × 1,82 = 3,31

2) ∆ R акт (К об.) = 0,33 × 4,93 = 13,99

Баланс факторов: 3,31 + 13,99 = 17,2

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.