Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция мировых цивилизаций Ю.В. Яковцева

При разработке глобального прогноза «Будущее цивилизаций» российские и казахстанские ученые исходили из модификации методологии интегрального макропрогнозирования применительно к объекту, горизонту и задачам прогноза.

В чем состоят особенности глобального цивилизационного прогнозирования?

Во-первых, его объектом является будущая динамика мегасоциальных систем — цивилизаций (локальных, мировых и глобальной) — под воздействием совокупности факторов, определяющих их движение.

Во-вторых, цивилизационный подход определяет необходимость сбалансированного прогноза динамики и взаимодействия всех сторон жизни общества, составляющих генотип цивилизации, — населения, природно-экологических факторов, технологической базы, экономических показателей, отношений и связей, социально-политических структур, социокультурного строя. При этом важнейшее значение придается переменам в сфере духовного воспроизводства (науке, образовании, культуре, этике, религии).

В-третьих, используется комбинированный подход: исследование действия в перспективе закономерностей статики, цикличной динамики и социогенетики, определение на этой основе генетически возможных сценариев развития дополняется анализом предпосылок и факторов реализации оптимального (инновационно-прорывного) сценария как основы долгосрочной стратегии. При этом изучаются возможные циклические колебания, периодические кризисы и волны инноваций в прогнозном периоде, а также реакция на них государств, цивилизационных объединений (типа ЕС) и глобальных институтов (типа ООН, ЮНЕСКО).

В-четвертых, глобальный цивилизационный прогноз имеет научный характер. Он разрабатывается на основе методологии интегрального макропрогнозирования коллективом ученых, представляющих различные цивилизации.Не исключает альтернативных прогнозов других групп исследователей, использующих разработанные ими методологии. никем не утверждается, а используется в качестве исходной информации при разработке ООН, ее организациями и государствами глобальной стратегии партнерства цивилизаций.

В-пятых, прогноз должен быть сверхдолгосрочным, рассчитаным на полувековой горизонт, поскольку происходящие в мире цивилизаций радикальные перемены имеют длительный характер и могут быть точно диагностированы и оценены с позиции дальнего видения.

Цивилизации, динамика которых в перспективном периоде становится предметом глобального цивилизационного прогнозирования, — в высшей степени многомерная и динамичная категория.

В данной версии глобального прогноза используются теоретические основы и методология исследований цивилизаций, принятые современной российской цивилизационно-прогностической школой и описанные в фундаментальной двухтомной монографии «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее». По этой версии исследуются три вида цивилизаций.

Локальные цивилизации пятого поколения — 12 цивилизаций, сгруппированных в три группы: цивилизации Европы (западноевропейская, восточноевропейская, евразийская); цивилизации Америки и Океании (североамериканская, латиноамериканская, океаническая); цивилизации Азии и Африки (японская, китайская, индийская, буддийская, мусульманская, африканская — к югу от Сахары). При всем своеобразии и неповторимости каждой цивилизации их группы носят общие черты. Европейские цивилизации имеют общие исторические корни — средиземноморскую греко-римскую цивилизацию, во многом общую историческую судьбу, периоды третьего, четвертого поколений цивилизаций, преобладание христианской религии. Американская и океанические цивилизации лишь недавно отпочковались от западноевропейской, они сравнительно молоды и активны. Цивилизации Азии и Африки наиболее древние по происхождению, их отдаленные предки — древнеегипетская, шумерская, индийская (харапская) и древнекитайская цивилизации первого поколения; они весьма разнообразны и по составу религий, и по культуре, некоторые из них переживают период нового возрождения (китайская, индийская, японская, буддийская, мусульманская), другие находятся в состоянии глубочайшего кризиса (африканская).

Состав цивилизаций пятого поколения, основные их характеристики по состоянию на 2005 г. по данным Всемирного банка приведены в табл. 1.1.

При построении сводной таблицы по цивилизациям мы исходили из опубликованных Всемирным банком данных, а также уточнили отдельные принятые группировки. Так, к океанической цивилизации отнесены Австралия, Новая Зеландия, Новая Гвинея, а также Филиппины, где преобладают местные народности и подавляющее большинство населения — христиане (католики). В то же время нет полных данных по китайской цивилизации (не опубликованы данные по Тайваню), по буддийской (по КНДР), по мусульманской (по Афганистану). Тем не менее эта неполнота находится в рамках статистических погрешностей и не меняет общей картины распределения локальных цивилизаций по территории, населению, валовому национальному доходу (по текущему курсу валют и уровню ВВП на душу населения).

Полученные сводные данные позволяют произвести сравнительный анализ по цивилизациям и их группам к началу прогнозного периода — 2005 г. Этот анализ приводит к следующим выводам.

1. Локальные цивилизации существенно различаются как по размерам территории, так и по численности населения. Разрыв между наибольшей по территории (африканской) и наименьшей (японской) составляет 60,3 раза. Однако разрыв по численности населения (между китайской и восточноевропейской цивилизациями) существенно меньше — 11,3 раза. Густонаселенные цивилизации Азии и Африки лидируют по территории (40%) и по численности населения (69,4%), за ними следуют цивилизации Америки и Океании (соответственно 30,2 и 15,4% — заселенность территории существенно ниже), затем цивилизации Европы — 19,8% территории и 12,4% населения.

2. По доле в мировом национальном доходе картина существенно иная. Здесь лидируют североамериканская (30,9% по текущим ценам и 22,4% по ППС), западноевропейская (30,6 и 20% соответственно), японская (11 и 67%) и китайская (5,7 и 14,9%) цивилизации. Наиболее низок удельный вес африканской (1,2 и 2,5%), восточноевропейской (1,5 и 2,5%), евразийской (1,8 и 3,6%) и океанической (2,0 и 1,9%) цивилизаций.

Можно считать, что экономическое превосходство принадлежит сейчас двум цивилизациям — североамериканской и западноевропейской, которые вместе имеют 61,5% ВНД по текущим ценам и 42,4% по ППС, хотя их доля в населении планеты составляет всего 11,4%. Это результат сдвигов в структуре мировой экономики, которые произошли за период индустриальной цивилизации: по расчетам А. Мэддисона, в 1820 г. на Западную Европу и США приходилось 24,8% мирового ВВП, тогда как на Китай и Индию — 38,9%. Именно Китай и Индия тогда были мировыми лидерами, а к 1973 г. их доля упала до 7,7% [3. С. 261].

Если посмотреть по группам цивилизаций, то на цивилизации Европы, Америки и Океании приходилось в 2005 г. 71,2% ВНД по текущим ценам и 58,1% по ППС, а на цивилизации Востока, где сосредоточено 69,4% населения Земли, — соответственно 25,6 и 40,6% (без Японии — 14,6 и 39,9%).

Обращает на себя внимание существенный разрыв между показателями в текущих ценах и по ППС — главным образом, по цивилизациям Азии и Африки (кроме Японии, евразийской и восточноевропейской цивилизаций). Экономика этих цивилизаций функционирует как бы в двух измерениях, что осложняет оценку последствий глобализации. Разрыв между цивилизациями по доле в мировом ВНД по текущим ценам составляет 25,8 раз (североамериканская и африканская цивилизации), по ППС — 11,8 раз (североамериканская и океаническая цивилизации); по группам цивилизаций по текущим ценам лидируют цивилизации Америки и Океании (31,5%), по ППС — Азии и Африки (40,6%).

3. Уровень экономического развития цивилизации (и косвенно — уровень производительности труда) измеряется по ВНД на душу населения в текущих ценах и по ППС — разрыв по этому показателю между наиболее богатой североамериканской цивилизацией и наиболее бедной африканской составляет 60,7 раз по текущим ценам и 20,5 раз по ППС.

К богатым цивилизациям относятся североамериканская (превышение среднемирового уровня в 6,1 и 4,4 раза соответственно), японская (5,54 и 3,33 раза) и западноевропейская (4,84 и 3,17 раз). К бедным цивилизациям — африканская (10% и 21% к среднемировому уровню) и индийская (10 и 36%). Существенно отстают от мирового уровня китайская (28 и 72%) и евразийская (43 и 75%) цивилизации.

Значительный разрыв в уровне экономического развития наблюдается и по группам цивилизаций (показатели цивилизаций Европы превышают параметры цивилизаций Азии и Африки в 7,2 и 3,6 раза соответственно).

Другой объект цивилизационного прогнозирования — динамика мировых цивилизаций: долгосрочные периоды исторического развития, характерные черты которых определяются по основным признакам авангардных цивилизаций. Согласно нашему подходу, за десять тысячелетий цивилизационного развития друг за другом следовали неолитическая, античная, средневековая, раннеиндустриальная и индустриальная цивилизации.

Последняя четверть XX в. — период заката двухсотлетней индустриальной цивилизации, а первая половина XXI в. (горизонт нашего прогноза) — период становления и распространения по планете постиндустриальной цивилизации. Глобальное кризисное начало XXI в. — переломный период, точка бифуркации в цивилизационной динамике, которая по-разному отражается на судьбе локальных цивилизаций пятого поколения.

Третий объект нашего прогноза — глобальная цивилизация как мегасистема, охватывающая совокупность всех локальных цивилизаций и пространств между ними. Она также проходит в своем развитии определенные этапы — исторические суперциклы. Первый суперцикл охватывает три древних мировых цивилизации и два поколения локальных цивилизаций. Второй исторический суперцикл — средневековую, раннеин дустриальную и индустриальную мировые цивилизации, третье и четвертое поколение локальных цивилизаций. Первая половина XXI в. — это переходный период к третьему историческому суперциклу, который, вероятно, будет включать триаду постиндустриальных мировых цивилизаций и несколько поколений локальных цивилизаций.

Таким образом, цивилизационный подход позволяет выявить ритмику исторического процесса, обосновать закон сжатия исторического времени (жизненный цикл каждого поколения локальных цивилизаций, каждой мировой цивилизации, каждого исторического суперцикла существенно короче предыдущего). Это дает возможность с большой достоверностью предвидеть ритмику исторического процесса, смену цивилизационных циклов в долгосрочной перспективе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какова роль капитализма в структуре мира-экономики? | Волна цивилизационных трансформаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.