КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базовые составляющие математического мышления (процессы первых ступеней обучения)
Дети группы риска: девочки В то время как мальчики статистически имеют повышенный риск проявлений трудностей в чтении и правописании, у девочек преобладают арифметические нарушения. Исследование Лобека показало, что из числа всех обследованных детей с арифметическими проблемами примерно 60 % оказались девочки. Однако в современных исследованиях указывается на то, что связь между арифметическими нарушениями и нейропсихологическими функциональными нарушениями свойственна в большей степени мальчикам, чем девочкам. Арифметические трудности у девочек бывают вызваны иными причинами, чем у мальчиков, более всего — психосоциальными. У девочек, как доказано, чаще, чем у мальчиков, развивается страх перед математикой. Кроме того, у них отмечается заниженная самооценка относительно их успехов в счете. Под влиянием негативной самооценки, недоверия к себе и принятых стереотипов («математика — не женское дело») девочки проявляют слабую инициативу и, как следствие, имеют меньший успех в области математики. Это позволяет ответить на вопрос, почему в большинстве случаев у девочек не развивается интерес, мотивация и готовность к этому предмету. Дети с арифметическими нарушениями встречаются намного чаще, чем это можно предположить. Лоренц (1993) считает, что примерно 6 % учащихся нужно классифицировать как крайне слабых в счете, а примерно 15% учащихся нуждаются в коррекции арифметических нарушений. По мнению Астера, частота неописанных случаев математических нарушений у детей так же высока, как в чтении и правописании. Однако надо отметить, что арифметические нарушения менее изучены, чем нарушения чтения и правописания.
Счет — это мыслительный процесс, при котором восприятие, представления, моторика и память теснейшим образом связаны и взаимодействуют друг с другом. Как овладение чтением и письмом, так и развитие математического мышления начинается задолго до поступления ребенка в начальную школу. Зрительно-пространственные (правое полушарие) и языковые процессы (левое полушарие) обработки информации являются основой для вычислений. Лурия также указывает на тесную взаимосвязь между счетными операциями, пространственным воображением и отвлеченным (понятийным) мышлением ребенка. Имеется в виду зрительно-пространственная ориентация, образное представление чисел и знание пространственных отношений. Результаты исследования новорожденных показывают, что раннее развитие внимания и ощущений ребенка является важной предпосылкой формирования основ познавательной деятельности. Развитие мышления и формирование математических понятий базируются на способности ребенка воспринимать и обрабатывать информацию (т. е. на системе сенсорной интеграции). Базовыми для обучения математике являются тактильно-кинестетическое, вестибулярное восприятие, а также зрительное и слуховое. Маленький ребенок, который хватает предметы и тянет их в рот, с помощью возникающих при этом ощущений определяет их свойства, положение в пространстве и форму. Тактильно-кинестетическое восприятие, вступающее в действие, способствует также получению опыта о таких свойствах предметов, как «много —мало», «круглый —прямоугольный», «прямо —криво», «жестко — мягко». У ребенка развивается способность распределять предметы по определенным признакам (например, круглые маленькие диски, четырехугольные маленькие диски). Кинестетическое восприятие дает возможность ребенку определить силу своих мышц и расстояние до объекта, что является необходимым условием для развития ориентации в пространстве. В дальнейшем хорошо развитое тактильно-кинестетическое и вестибулярное восприятие образует необходимую базу для построения представления о схеме тела, что очень важно для развития способности ориентироваться в пространстве, а также для развития зрительного восприятия детей. Благодаря этому дети усваивают такие понятия, как «впереди —позади», «наверху—внизу», «справа—слева» и т.д. Ребенок с хорошо развитой схемой тела имеет возможность определить положение объектов, их пространственные отношения, их порядковые и количественные характеристики. Упорядочивание предметов по величине и способность к составлению ряда (предметы большие — поменьше — совсем маленькие) представляет собой одну из самых важных основ логического понимания чисел. Определение положения предмета в пространстве и пространственных отношений представляет собой еще одну функцию, важную для усвоения понятия «количество», а также для формирования представлений о числах. Хорошо развитая способность ориентации в пространстве также имеет важное значение для усвоения системы чисел. Благодаря ей ребенок усваивает такие понятия, как единица, десяток, сотня, тысяча и т. п. Порядок чисел в числовом ряду является важным для усвоения счета. Усвоение пространственных отношений — необходимое условие для различения таких цифр и чисел, как 6 и 9, 31 и 13, а также для освоения правильной записи арифметических действий. При решении уравнений, таких, например, как 25 - 13 =? или 25 +? = 28, ребенок должен обладать способностью ориентироваться в пространстве. На уроке математики в начальной школе можно сразу выделить детей с нарушениями пространственной ориентации, так как они, читая или записывая числа, переставляют цифры, например пишут 31 вместо 13. При выполнении заданий на вычитание они меняют направление операции: 12 - 8 = 20. При нарушении пространственной ориентации у ребенка возникают трудности тактильно-кинестетического и вестибулярного восприятия. Нарушения пространственной ориентации могут возникать в результате торможения доминирующей зоны коры больших полушарий головного мозга. Латеральность у детей с нарушением счета бывает не выражена. Нейропсихологические исследования часто обнаруживают у детей с нарушениями счета перекрестную латеральность. Достаточно хорошо развитая схема тела, а также хорошая ориентация в пространстве являются главным условием развития планирования действий. У ребенка создается представление о конкретных действиях и способе их выполнения только тогда, когда он что-то делает сам. С возрастом ребенок научается разрабатывать и планировать конкретные действия, необходимые для достижения цели. Если он будет уверенно и четко управлять движениями собственного тела, то ему легче планировать действия и переводить движения в представления пространственных отношений. Нарушение схемы тела вызывает недоразвитие схемы действий, тормозит внутренние представления ребенка, без чего невозможно выполнение математических операций. Лоренц (1991) говорит о «визуальном оперировании», т.е. мысленном планировании деятельности. Действия переводятся в представления во внутреннем плане. Ребенок решает, что он должен сделать, чтобы построить определенный объект (например, собрать машину из деталей конструктора), или сколько кубиков он должен убрать или добавить, чтобы видоизменить предмет. Даже такие ежедневные действия, как намазывание джема на хлеб или доставание мяча из-под шкафа палкой требуют мысленного оперирования. Эта способность хорошо проявляется в играх с «лего» и с другими конструкторами. Ребенку, прежде чем начать конструировать, нужно представить конструкцию. Мысленное оперирование развивается у детей на основе самостоятельно выполняемых действий и ощущения движений, редко это происходит при наблюдении за действиями, еще реже при рассматривании изображений. Вычисление — это чувственное действие. Если действия возникают у ребенка в воображении, то он может их запланировать и может мысленно изменить план. Дети, которые испытывают трудности при завязывании шнурков на ботинках или в конструкторских играх, часто терпят неудачу не столько от того, что их движения неловки, сколько от того, что они не могут запомнить, какие действия необходимо выполнить, чтобы достичь конечного результата. В детском саду эти дети неохотно мастерят, не могут собрать пазлы, «лего» и сконструировать что-либо при помощи фишек даже по образцу. Даже когда вместо вербальных инструкций детям предлагают пошаговые действия, трудности не уходят. Детям тяжело повторить движения, которые они увидели, так как для этого опять-таки необходимо представить действия. Достраивание геометрических форм по памяти (например, в играх со вкладышами) их затрудняет, так как формирование внутреннего плана действий требует стабильной зрительной памяти. Эта способность проявляется в таких играх, как «Запомни», «Пазлы», «Дострой ряд из цветных кубиков по памяти» (например, ряд из красных, желтых, зеленых, синих кубиков). В развитии математических понятий важную роль играет функция контроля глазных мышц, которая находится в тесной связи с вестибулярной системой. Недостатки контроля глазных мышц приводят к нарушению координации в системе глаз—рука. Так как при этом нарушении ребенку трудно глазами фиксировать отдельные объекты или отслеживать ряд объектов, то страдают операции сравнения, упорядочивания, а позднее операции счета. Детям также трудно усвоить понятие «количество», что затрудняет формирование представлений о числе. Обычно дети в возрасте от 4 до 7 лет отрабатывают принцип счета. Они учат наизусть названия чисел в числовом ряду («один, два, три...») и развивают способность называть количество эле-ментов. Когда при счете они используют слова-числа, они усваивают, что имя числительное, например «три», соответствует такому же количеству предметов (3 кубика, 3 конфеты). При счете дети, называя числительное, должны пальцами касаться предмета, например кубика. Для того чтобы ребенок усвоил счет, произнесение числительного и прикосновение к предмету должны быть синхронны. При этом у ребенка должны быть хорошо развиты координация действий глаза и руки, функция контроля глазных мышц, способность к соблюдению счетного ритма и к концентрации внимания. Дети с нарушением восприятия испытывают трудности при ритмическом счете. Если у ребенка нарушена моторика или контроль глазных мышц, он не успевает отслеживать перемещение руки при счете, и тогда счет и сопровождающее его движение руки не совпадают. Эти нарушения препятствуют развитию понятия числа у ребенка. Поэтому в дошкольный период необходимо развивать у ребенка технику счета, предлагая для этого счетные палочки, используя игры. В дальнейшем, при ослабленном контроле глазных мышц, у детей плохо развиваются навыки чтения, усвоение порядка чисел в числовом ряду, им трудно расшифровывать математические формулы. Все дети еще задолго до поступления в школу могут осуществлять некоторые математические операции. Уже в дошкольном возрасте они могут определить, где «больше» и «меньше» или «очень много», умеют сравнивать множества («меньше чем», «больше чем»), устанавливают отношения величин. Если дети играют с камешками, шариками, кубиками, то они собирают, перекладывают, складывают, нагромождают или откладывают их, осваивая такие понятия, как «много» и «мало», «близко» и «очень далеко», «все» и «ничего». Для развития математического мышления важно, чтобы дети имели возможность играть с такими предметами, как кубики, шарики, палочки, конструкторы, и манипулировать ими. Укладывая кубики в ящик, они считают: «Один, два, три...». Сначала, определяя количество предметов, они загибают пальцы, а позднее следят только глазами. Оперируя игровым материалом, дети осваивают принципы сложения и вычитания (кубиков стало больше или меньше), а также принцип перехода от частей к целому. Благодаря зрительному и тактильно-кинестетическому опыту, накопленному в игре с предметами, дети усваивают понятие числа. Со временем, уже не нуждаясь в непосредственном наблюдении за предметами, они понимают, что значит структура и порядок чисел (Пиаже, 1965). Если даже они не видят предметы и не касаются их, они могут сказать, например, что 7 яблок больше, чем 5. Исследование Шмидта (1982) показало, что почти все дети умели обращаться с числами еще до поступления в школу. Почтивсе учащиеся I класса могли считать. Способность к вербальному счету до 10 была выявлена у 96 % учащихся I класса, 70 % из них могли считать до 20. Примерно 90 % детей могли соотнести числительное «пять» и примерно 78 % числительное «шесть» с соответствующим количеством предметов. Наряду со способностью определять положение в пространстве у ребенка должна развиваться способность различать основные формы, вести прямой и обратный счет, а также делить числа. Нарушения восприятия формы могут привести к нарушениям понимания последовательности чисел, а это затрудняет формирование количественных представлений и выполнение графических заданий. Постоянство зрительного восприятия предполагает способность ребенка узнавать знакомые объекты, например, геометрические фигуры независимо от их расположения в пространстве, цвета и размера. Расстройство этой функции восприятия приводит к ухудшению способности ребенка определять признаки предметов и вместе с тем к нарушению формирования логического мышления. Детям трудно, например, среди других фигур найти все треугольники. Уже в дошкольном возрасте у детей происходит развитие звукового образа слова, имеющее важное значение для усвоения чисел, количественных представлений и вычислительных операций. При поступлении ребенка в школу большое значение имеет способность правильно воспринимать слова на слух. Дети должны уметь слышать голос учителя на шумовом фоне. Дисфункция основных форм восприятия приводит к тому, что дети переводят свое внимание на самый сильный звуковой сигнал (например, топание ног). Дети не могут концентрироваться на важном в данный момент сигнале — на голосе учителя или ответе одноклассника — и выделять их из сильного шумового потока в классе. Эти ученики с большим трудом воспринимают содержание урока. Он «проходит мимо ушей», что приводит к большим пробелам в учебе. Причем дети могут иметь сосредоточенное выражение лица, но это не значит, что они слышат учителя. Большое значение имеет фонематический слух — способность к различению звуков в слове. Чтобы формировались правильные понятия, в частности количественные представления, дети должны уметь отличать сходно звучащие слова, такие, например, как «восемь» — «семь», «десять» — «девять», т.е. должны воспринимать на слух и различать фонемы (звуки). Неспособность к различению звуков препятствует формированию ясных представлений о числах и особо сказывается при овладении устным счетом.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |