Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика формального и неформального лидеров

Лидером называют лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство.

Перечислите основные характеристики харизматической личности.

7) Выполнение каких условий может способствовать росту харизмы носителя?

Лекция № 45

Лидерство. Требования, предъявляемые к лидеру

В теории менеджмента под лидерством (leadership) понимают способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение определённых целей. В отличие от власти лидерство основано не только и не столько на формальных атрибутах власти, сколько на личностных особенностях руководителя. Лидерами становятся не по решению организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путём делегирования полномочий, давая таким образом сотрудникам возможность приобрести навыки принятия и реализации управленческих решений. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких – либо полномочий и структур. Руководитель является лидером совершенно независимо от формальной должности в иерархии.

Основные признаки лидерства:

1. Более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

2. Большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом;

3. Более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

4. Большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5. Большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

В каждом коллективе существуют формальные и неформальные структуры, соответственно, существуют как формальные (назначаемые руководством), так и неформальные лидеры.

 

Формальный лидер Неформальный лидер
Администратор Инноватор
Командует, убеждает Вдохновляет, призывает
Выполняет указания других Реализует собственные цели
Действует на основе расчёта Действует на основе видения правильной организации всего дела
Ориентируется на организацию, т.е. на достижение всей организации (численные показатели роста). Ориентируется на людей
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Даёт импульс движению
Принимает решения Реализует решения
Делает как нужно Делает, что нужно
Пользуется уважением Пользуется любовью

Основные функции лидера:

1) Организация совместной жизнедеятельности в различных её сферах;

2) Выработка и поддержание групповых норм;

3) Внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4) Принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5) Установление и поддержание благоприятных социально – психологических отношений в группе и т.д.

Лидер всегда демонстрирует уверенное поведение. Характеристики уверенного поведения:

· Знание о том, что делаешь своё дело правильно;

· Различие действий и личности («я здесь ошибся, но я всё равно хороший»);

· Умение убеждать, коммуникативные способности, ведение переговоров;

· Умение «сохранить лицо» (адекватное отношение к своим ошибкам).

В теории управления используются три подхода к определению эффективности лидерства:

I. Поведенческий подход. К личным качествам лидера, определяющим эффективное влияние на подчинённых, относятся: высокий уровень интеллекта и знаний, честность, правдивость, инициативность, юридическое и экономическое образование, уверенность в себе. Однако нельзя говорить о сумме конкретных качеств, которые обязательно дадут эффективный результат в управлении. Исследования показали, что в различных ситуациях лидеру необходимо использовать разные качества, а следовательно, по – разному влиять на подчинённых. Это позволяет говорить о разном поведении лидера в различных условиях. Сторонники поведенческого подхода считают, что эффективность влияния определяется не личными качествами лидера, а обобщёнными видами поведения руководителя в отношениях с подчинёнными в процессе достижения поставленных целей, т.е. стилем руководства.

II. Ситуационный подход. Личные качества руководителя и его поведение определяют успех с учётом потребностей и личных качеств подчинённых, характера задания, воздействия окружающей среды. Ситуационный подход основан на предположении, что для эффективного управления стили поведения и личные качества руководителя должны соответствовать конкретным ситуациям. Результаты исследований показывают, что руководитель – лидер должен уметь вести себя по – разному в различных ситуациях.

III. Личностный подход (подход с позиции личных качеств). Согласно этому подходу лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств. Если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих черт – это уровень интеллекта и знания, привлекательная внешность, честность, здравый смысл, инициативность, хорошее образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличаются высоким интеллектом, стремлением к знаниям, надёжностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он не обладает некоторым набором личных свойств, характерных для лидера.

Вопросы для повторения:

1) В чём, на ваш взгляд, главное отличие власти от лидерства?

2) Кого можно назвать лидером?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приведите примеры из истории, когда законная власть тормозила развитие страны | Охарактеризуйте три подхода к определению эффективности лидерства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.