Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное регулирование мировой торговли




МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Помимо форм государственного регулирования внешней торговли во второй половине XX и начале XXI в. получили свое развитие и различные формы и методы ее международного регу­лирования. Это проявляется как в форме деятельности региональ­ных экономических организаций, союзов и группировок, так и в деятельности организаций, по существу, общемирового масштаба, охватывающих подавляющую часть современной международной торговли.

К числу крупнейших региональных экономических и торговых блоков (группировок) стран современного мира можно отнести ЕС (в состав которого в конце 2007 г. входили 27 государств), Северо­американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Евро­пейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Евразийское экономическое сообщество (в составе Бело­руссии, Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана и Таджикис­тана) и др. В целом в мире существует около 100 различных торго­во-экономических союзов и группировок.

Несмотря на превалирование в международной торговле тен­денций ее либерализации, на уровне не только отдельных госу­дарств, но и торгово-экономических блоков и союзов действуют формы протекционистской политики. С одной стороны, эти блоки и союзы способствуют развитию международной торговли (снимая барьеры во взаимной торговле стран — участниц этих союзов), а с другой — они устанавливают определенные барьеры для «третьих» стран, не входящих в их состав, и для других торгово-экономиче­ских союзов.

Таким образом, в ходе процесса либерализации международной торговли и ее развития в направлении формирования единой, гло­бальной системы международной торговли проявляется очевидное противоречие — этот процесс нередко «преломляется» через фор­мирование региональных торгово-экономических союзов, у кото­рых есть реальные проблемы взаимодействия между собой и с не входящими в их состав странами.

Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из собственных национальных экономических интересов (а также из групповых интересов торгово-экономических блоков, помимо ко­торых имеются еще и корпоративные интересы), они объективно вовлечены в процесс интернационализации экономической жизни, все больше приобретающий черты глобализации. Поэтому акту­альной является необходимость согласованного регулирования международной торговли на многосторонней основе. Это позво­ляет решить целый ряд реальных проблем:

• «сгладить» противоречия между странами в сфере внешней торговли;

• добиться определенных компромиссов и единообразия в регулировании внешней торговли отдельными странами и экономическими группировками.

К настоящему времени сложились и действуют многочисленные международные организации, ассоциации, советы, заключены многосторонние международные соглашения, решающие пробле­мы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка.

Так, с целью регулирования международной торговли некото­рыми сырьевыми товарами заключены многосторонние соглаше­ния и созданы международные организации с участием государств-импортеров и экспортеров: по какао (Международная организация по какао — МОКК, International Cocoa Organisation), по кофе (Меж­дународная организация по кофе — МОК, International Coffee Organisation — ICO), по натуральному каучуку (Международная ор­ганизация по натуральному каучуку — МОНК, International Natural Rubber Organisation — INRO), по сахару (Международная организа­ция по сахару — МОС, International Sugar Organisation — ISO). Страны — экспортеры нефти представлены в деятельности ОПЕК (Организации стран — экспортеров нефти, Organisation of the Petroleum Exporting Countries — OPEC). Кроме того, действуют меж­государственные ассоциации или международные советы, а также международные консультативные организации экспортеров меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фос­фатов, древесины тропических пород, кожи, зерна, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, чая, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. Действуют международные ис­следовательские группы по сырьевым товарам (например, по кау­чуку, по свинцу и цинку, по меди).

В рамках ООН международное регулирование мировой торговли осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD, ЮНКТАД) и Комиссией ООН no праву международной торговли (United Nations Commission on International Trade Law — UNCITRAL, ЮНСИТРАЛ). Одновременно с ними действуют ВТО, а также Международный тор­говый центр ЮНКТАД/ВТО (International Trade Center UNCTAD/ WTO), входящие в группу «Автономные организации, связанные с ООН». Наиболее существенную роль при этом играет ВТО.

ЮНКТАД была создана в 1964 г. в качестве специального посто­янного органа ООН. В 2000 г. членами ЮНКТАД были 185 госу­дарств — членов ООН и 3 члена представляли специализированные агентства.

К основным целям ЮНКТАД относятся следующие:

• содействие развитию международной торговли в целях ус­корения экономического роста и развития, особенно в раз­вивающихся странах;

• установление принципов и политики, касающихся между­народной торговли и связанных с ней проблем экономиче­ского развития, в частности финансов, инвестиций, пере­дачи технологии;

• рассмотрение и содействие организации деятельности дру­гих учреждений в рамках системы ООН в области междуна­родной торговли и соответствующих проблем экономиче­ского развития;

• принятие в случае необходимости мер для ведения перего­воров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

• согласование политики правительств и региональных эко­номических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласо­вания.

К основным направлениям деятельности ЮНКТАД отно­сятся:

· регулирование торговых и экономических отношений меж­ду государствами, разработка концепций и принципов раз­вития мировой торговли;

· разработка мер по регулированию международной торгов­ли сырьевыми товарами, разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества, содействие развитию экономического сотрудничества между развива­ющимися странами;

· проведение совещаний экспертов, представителей прави­тельств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональ­ных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;

· регулирование ограничительной деловой практики.

Важным направлением деятельности ЮНКТАД является веде­ние аналитической работы по широкому кругу проблем. В 1996 г. IX сессия ЮНКТАД выделила четыре важнейших направления этой работы: глобализация и развитие; инвестиции, развитие пред­приятий и технологий; международная торговля товарами и услу­гами; развитие инфраструктуры в сфере услуг.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах (Least Developed Countries Reports), Бюллетень ЮНКТАД (UNCTAD Bulletin), «Транснациональные корпорации» (Transnational Corporations), «Наука и технология сегодня» (Science and Technology Update), Бюллетень по системе оценки передовых технологий (Advanced Technology Assessment System Bulletin), Обзор морского транспорта (Review of Maritime Transport), Ежемесячный бюллетень по ценам на сырьевые товары (Monthly Commodity Price Bulletin), ЮНКТАД-Ревю (UNCTAD-Review).

ЮНКТАД также выполняет роль форума для обсуждения и со­поставления позиций правительств различных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группами стран по конкретным вопросам международной торговли и развития. Кроме того, ЮНК­ТАД содействует координации деятельности в рамках ООН по во­просам международной торговли и решает проблемы сотрудничества с международными экономическими организациями, прежде всего с ВТО, МТЦ ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.