Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли




С точки зрения степени охвата современной международной торговли (более 95% в начале 2004 г.) крупнейшей организацией, в рамках которой проходят переговоры и консультации по пробле­мам международной торговли, является ВТО (World Trade Organization, WTO).

Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по тари­фам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tarifs and Trade, GATT), подписанное в Женеве в 1947 г. ГАТТ представляло собой много­стороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Важно то, что принципы, нормы и правила ГАТТ были выработаны на основе мировой практики и не только опре­деляли многосторонние условия международной торговли, но и были положены в основу национального регулирования внешней торговли странами — участницами ГАТТ.

Круг стран — участниц ГАТТ, а затем его правопреемницы — ВТО за годы существования этой организации существенно рас­ширился: в 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, а в конце 2007 г. участниками ВТО были уже 152 страны (в том числе и с 2001 г. Китай). Из бывших республик СССР в состав ВТО входили Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Около 50 стран к началу 2007 г. имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).

Если в 1948 г. доля стран — членов ГАТТ в мировом суммиро­ванном экспорте составляла 60,4%, то в конце 2007 г. доля стран — членов ВТО превышала уже 95%.

За годы существования ГАТТ было проведено 8 раундов — кон­ференций по фундаментальным вопросам развития международ­ной торговли. На Уругвайском раунде 1986—1994 гг. было принято решение о создании на базе ГАТТ ВТО. Были приняты новые со­глашения, и таким образом, ВТО в настоящее время представлено целой системой соглашений.

Это, прежде всего, Генеральное соглашение по тарифам и тор­говле в редакции 1994 г. — ГАТТ-1994, играющее определяющую роль в общей системе соглашений в рамках ВТО. Это Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС, The General Agreement on Trade in Services — GATS), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС, The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights — TRIPS), Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС, The Agreement on Trade Related Investment Measures — TRIMS).

Важную роль играют такие соглашения, как Соглашение по тех­ническим барьерам в торговле, Соглашение по применению статьи VI ГАТТ—1994 (Антидемпинговый кодекс), Соглашение по при­менению статьи VII ГАТТ—1994 (Оценка таможенной стоимости товаров), Соглашение о правилах и процедурах урегулирования споров, Механизм обзора торговой политики, прочие, так называ­емые плюлатеральные соглашения (соглашения, в которых участ­вуют не все страны ВТО, а потому необязательные для остальных стран ВТО). Всего ВТО в 2007 г. была представлена 56 правовыми документами, основная часть которых интерпретирует и развивает положения ГАТТ или вводит в его орбиту новые области экономи­ческого сотрудничества. Таким образом, в отличие от ГАТТ ВТО базируется на целой системе соглашений.

Основу деятельности ВТО составляет ГАТТ-1994, главными принципами которого являются:

1. Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).

2. Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (в соответствии с которым защи­та отечественной промышленности от иностранной конкуренции может осуществляться только путем установления таможенных пошлин, а не количественных ограничений).

3. Сокращение пошлин в результате многосторонних перего­воров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.

4. Предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем международной торговли (т.е. все возни­кающие в рамках ГАТТ проблемы международной торговли долж­ны решаться путем переговоров).

5. Развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции.

6. Предоставление льготного режима международной торговли для развивающихся стран.

7. Заключение региональных торговых соглашений.

8. Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Эти принципы были зафиксированы в ГАТТ, позднее в резуль­тате переговоров к ним добавился еще и принцип национального режима.

Поскольку в основе ГАТТ были заложены идеи свободы торгов­ли и равенства всех участвующих сторон, то существенное значе­ние приобретает принцип режима наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Его суть состоит в необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внеш­неторговой деятельности. Этот принцип предполагает обязатель­ство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые то­вары пошлины не выше тех, которые были установлены по отно­шению к любой третьей стране.

Положения режима наибольшего благоприятствования распро­страняются на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятствования распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взи­маемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности, с ним связанные. Кроме того, положения режима наибольшего благоприятствования распространяются на внутренние налоги и сборы, на внутренние правила и законы, ре­гулирующие покупку и продажу товаров на внутренних рынках стран-участниц.

В ГАТТ режим наибольшего благоприятствования допускает исключения в случае создания специальных экономических (интег­рационных) группировок. В первой редакции ГАТТ (1947) исклю­чения из этого принципа предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. Однако позд­нее с распадом колониальной системы ситуация с такого рода ис­ключением изменилась. Развивающимся странам было предостав­лено право пользоваться преференциальным таможенным режи­мом на односторонней основе (т.е. без взаимного снижения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран).

Требует своего разъяснения второй принцип ГАТТ — право­мочности применения средств внешнеторгового регулирования. Речь идет о том, какие средства внешнеторгового регулирования допустимы в рамках ГАТТ (позднее ВТО). В качестве единственно приемлемого средства ГАТТ были признаны внешнеторговые по­шлины. Все остальные формы и методы внешнеторгового регули­рования в соответствии с ГАТТ применяться не должны (а если они применяются, то это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами).

Принципиальным здесь является вопрос об отношении ГАТТ к количественным ограничениям в международной торговле — ГАТТ не рекомендует странам использовать квоты, а также экс­портные или импортные лицензии. Но в тексте ГАТТ есть перечень возможных исключений (когда введение количественных ограни­чений допустимо). К ним относятся случаи регулирования сель­скохозяйственного производства, а также случаи нарушения рав­новесия платежного баланса.

Кроме того, ГАТТ отрицательно относится к таким государст­венным мерам внешнеторгового регулирования, как стимулирова­ние производства с помощью налоговых льгот, программ регио­нального развития и помощи и др. (эти меры не допускаются тогда, когда это ведет к дискриминации стран — участниц ГАТТ).

Из второго принципа логически вытекает и третий принцип ГАТТ — постепенного (но неуклонного) снижения пошлин во вза­имной торговле стран-участниц в результате переговоров (без их дальнейшего повышения). Если в начале действия ГАТТ (конец 40-х гг.) таможенные пошлины стран-участниц были на уровне 40—60%, то к 2006 г. они составляли уже 3-5%.

На первых этапах деятельности ГАТТ механизм снижения по­шлин состоял в том, что основные страны-производители и страны — потребители товаров договаривались о величине сниже­ния, после чего эти сокращения автоматически распространялись на все страны — участницы соглашения. На последних же этапах деятельности ГАТТ (когда величина таможенных пошлин значи­тельно снизилась и одновременно возросло число участников ГАТТ) снижения таможенных пошлин стали осуществляться на основе списков, подготавливаемых странами-участницами. Эти списки составлялись таким образом, что величина потерь для на­ционального бюджета страны от снижения импортных пошлин должна быть равна сумме выигрыша ее национальных производи­телей, поставляющих свои товары за границу, за счет снижения импортных пошлин стран-контрагентов (покупателей), т.е. дей­ствовал принцип равенства уступок.

В 70-е гг., когда участники ГАТТ стали решать проблемы регу­лирования нетарифных мер, этот принцип равенства уступок начал применяться в модифицированном виде — основой переговоров стали подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных странами от введения тех или иных ограничений.

Четвертый принцип ГАТТ — отказ стран-участниц от односто­ронних действий в пользу переговоров и консультаций. В соответ­ствии с этим принципом страны обязуются не осуществлять одно­сторонних действий, связанных с ограничением свободы торговли (все решения принимаются только на основе взаимных торговых переговоров). В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов:

• Женева, Швейцария, 1947 г.;

• Аннеси, Франция, 1949 г.;

• Торки, Великобритания, 1950 г.;

• Женева, Швейцария, 1956 г.;

• Женева, Швейцария, 1960—1961 гг.;

• Женева, Швейцария, 1964-1967 гг.;

• Токио, Япония, 1973-1979 гг.;

• Пунта дель Эсте, Уругвай, затем Женева, Швейцария, 1986—1994 гг. (так называемый Уругвайский раунд).

На пяти первых раундах (1947, 1949, 1950, 1956, 1960-1961 гг.) рассматривались вопросы снижения таможенных пошлин.

В рамках раунда 1964—1967 гг. (Женева, так называемый «Кен­неди-раунд») помимо рассмотрения вопросов снижения таможен­ных пошлин были введены преференции для развивающихся стран и разработан первый международный Антидемпинговый кодекс.

На так называемом «Токио-раунде» 1973—1979 гг. помимо рас­смотрения традиционных вопросов, связанных со снижением та­моженных пошлин, был подписан ряд соглашений по нетарифно­му регулированию международной торговли, в том числе Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам; принята новая редакция Антидемпингового кодекса; приняты Кодекс по государственным за­казам и Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных про­цедур; подписано Соглашение по вопросам стандартизации и серти­фикации продукции.

Особую роль сыграл Уругвайский раунд 1986-1994 гг. В его рам­ках помимо рассмотрения традиционного вопроса снижения по­шлин и проблем совершенствования механизма реализации ГАТТ был принят целый ряд кардинальных решений:

• было подписано соглашение о создании ВТО;

• была принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ—1994), при этом страны-участницы прилагали к этому соглашению график собственных обязательств по снижению взаимных торговых барьеров;

• было разработано и принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);

• было разработано и принято Соглашение по торговым ас­пектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

• в качестве элемента ГАТТ—1994 было принято Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС);

• было подписано Соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (коснувшееся прежде всего стран ЕС) и снижении импортных пошлин на продовольственную продукцию;

• было введено понятие так называемых «законных» и «неза­конных» субсидий, при этом к числу «законных» были от­несены субсидии, применяемые в связи с охраной окружа­ющей среды и региональным развитием;

• были введены минимальные параметры, ниже которых суб­сидирование автоматически признается «законным» (3% от общей величины импорта или 1% от общей стоимости то­вара).

ВТО сохраняет все основные положения ГАТТ и решает новые задачи обеспечения свободы международной торговли, имея в виду, что сфера деятельности ВТО существенно расширилась — она включает не только товары, но и услуги (спектр которых зна­чителен и постоянно расширяется), связанные с торговлей права интеллектуальной собственности и инвестиционные меры. При этом официально провозглашенной целью ВТО является обеспе­чение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами.

В частности, ВТО обеспечивает эту свободу торговли не просто ее либерализацией, а так называемыми увязками. Основной смысл указанных увязок состоит в том, что страны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением импортных пошлин, только в увязке с одновремен­ной либерализацией импорта других товаров. Фактически ВТО здесь реализуется попытка заставить страны увязывать принима­емые ими протекционистские программы с мерами по либерали­зации международной торговли.

В качестве одного из основных принципов ВТО помимо режи­ма наибольшего благоприятствования выступает национальный ре­жим (National Treatment). Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что по­сле того как к ним применены меры внешнеторгового регулирова­ния, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги. Решая вопросы их налогообложения, инспекции качества, транспорти­ровки, реализации и потребления, страны — члены ВТО не долж­ны вводить никаких специальных правил, которые ставили бы их в невыгодное положение по сравнению с отечественными товара­ми и услугами. Решениями ВТО запрещается установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение для оте­чественных предприятий принудительных норм потребления на­циональной продукции (либо введение для них льгот, связанных с потреблением этой продукции).

В последующие годы в рамках ВТО был проведен ряд минис­терских конференций (на уровне министров торговли стран-учас­тниц): в 1996 г. — в Сингапуре, в 1998 г. — в Женеве, в 1999 г. — в Сиэтле. На конференции в Сиэтле была предпринята попытка на­чать новый раунд переговоров стран — членов ВТО, однако она оказалась неудачной в результате острого противостояния, с одной стороны, США и стран ЕС, а с другой — развивающихся стран, а также двусторонних торговых противоречий между США и ЕС.

Однако эти противоречия удалось несколько смягчить в 2001 г. на четвертой министерской конференции ВТО в Дохе (Катар), на которой в состав ВТО были приняты Китай и Тайвань. С этого периода начался новый (Дохийский) раунд переговоров в рамках ВТО («Раунд тысячелетия»), который осуществляется в форме ми­нистерских конференций. Основу нового раунда многосторонних торговых переговоров составляют три документа: Декларация ми­нистров, содержащая программу раунда, Декларация о соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и во­просам здравоохранения и Решение по вопросам применения дей­ствующих соглашений ВТО и по существующим в этой области проблемам.

Переговоры объявлены открытыми для стран — членов ВТО, а также для государств, находящихся в процессе присоединения к ВТО или заявивших о своем намерении сделать это. Однако реше­ния по итогам переговоров правомочны принимать только страны — члены ВТО.

Однако на министерских конференциях ВТО выявились су­щественные разногласия. Так, итоги министерской конференции в г. Канкуне (Мексика, сентябрь 2003 г.) оказались малоуспешны­ми, поскольку на конференции проявились очевидные противо­речия между группой ведущих промышленно развитых стран, с одной стороны, и группой развивающихся стран, среди которых выделялась так называемая «группа двадцати», в которой ведущие позиции занимают Индия, Китай, Бразилия, — с другой стороны. Эти противоречия касались деятельности ТНК в развивающихся странах, а также субсидий на сельскохозяйственную продукцию. Так, например, правительство США (которое в других случаях ак­тивно выступало за либерализацию торговли) ежегодно выплачи­вало каждому хлопководческому фермерскому хозяйству своей страны субсидию в 100 тыс. долл., искусственно повышая их меж­дународную конкурентоспособность. ЕС также ежегодно выпла­чивает греческим и испанским хлопководческим хозяйствам суб­сидии, в общей сложности составляющие 700 млн евро. Аналогич­ные конфликтные ситуации между промышленно развитыми и развивающимися странами — членами ВТО существуют и в отно­шении других видов сельскохозяйственной продукции, в частности сахара и говядины.

На последней к началу 2007 г. министерской конференции ВТО в Гонконге (декабрь 2005 г.) были приняты три основных реше­ния:

• отмена к 2013 г. всех экспортных субсидий сельскохозяйс­твенным производителям;

• отмена в 2006 г. всех субсидий на экспорт хлопка;

• обязательство развитых стран предоставить свободный до­ступ на свои рынки для 97% товаров из наименее развитых стран.

Однако практически никто из участников конференции в Гон­конге не выразил удовлетворения ее результатами. У ЕС и США остались взаимные претензии по поводу сокращения субсидий и импортных пошлин в сельском хозяйстве, а решение о предостав­лении развитыми странами своих рынков для свободного доступа для 97% товаров из наименее развитых стран стало предметом для острой критики в адрес развитых стран. Главный смысл этой кри­тики состоит в том, что, заявив о снятии ограничений с 97% това­ров из наименее развитых стран, США оставили за собой право выбора остальных 3% товаров для каждой отдельно взятой страны. Результатом стало то, что развивающиеся страны могут экспорти­ровать все что угодно, кроме того, что они в действительности про­изводят.

В таких условиях все большее число стран — членов ВТО ищут выход в заключении не многосторонних, а двусторонних и регио­нальных соглашений о свободной торговле (региональные торго­вые соглашения — РТС), что ставит под сомнение многие осново­полагающие принципы этой международной организации.

При активизации РТС создаются предпосылки для дальнейшей дискриминации в торговле, в их рамках (в отличие от ВТО в целом) нельзя решать общие системные вопросы международной торгов­ли (правила происхождения товаров, антидемпинговые меры, сель­скохозяйственные субсидии). Кроме того, происходит эрозия ре­жима наибольшего благоприятствования. В рамках РТС невозмож­но создать систему разрешения споров. Общими итогами могут стать торможение процесса либерализации мировой торговли и усиление фактора неопределенности в дальнейшем развитии ми­ровой торговли.

Если ранее переговоры в сфере мировой торговли вели чаще всего США, страны ЕС, Япония и Канада, то в начале XXI в. в этот процесс все активнее стали включаться другие страны — члены ВТО. С принятием в состав ВТО Китая ситуация в рамках данной организации существенным образом изменилась, поскольку эко­номический потенциал и соответственно авторитет этой страны возрастают.

Оценивая участие различных государств в деятельности ВТО, следует подчеркнуть следующий существенный момент. Повыше­ние конкурентоспособности стран — участниц ВТО на рынках других стран — участниц этой организации означает, что при этом относительно понижается конкурентоспособность товаров и услуг третьих стран, т.е. стран, еще не вступивших в ВТО. Учитывая это обстоятельство, а также тот факт, что на страны — участницы ВТО к 2007 г. приходилось уже более 95% мирового экспорта, перед Россией не стоит вопрос о том, вступать или не вступать в эту меж­дународную организацию. Вопрос стоит иначе — в плоскости за­ключения такого соглашения о вступлении в ВТО, которое в мак­симальной степени учитывало бы национальные экономические и политические интересы России, отечественного бизнеса нашей страны и широких слоев населения РФ.

В результате многолетних переговоров о вступлении в ВТО Рос­сией к 2007 г. уже была решена значительная часть спорных вопро­сов, были согласованы импортные таможенные тарифы по более чем 90% товаров, однако сохранялись некоторые нерешенные про­блемы (технические барьеры в торговле, государственные субсидии в России для отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, система государственных закупок, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и некоторые другие). К кон­цу 2007 г. планировалось завершить рассмотрение всех остающихся спорными вопросов и перевести проблемы вступления России в ВТО в практическую плоскость.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Приведите примеры современных торгово-экономических союзов, интегра­ционных группировок, оказывающих существенное воздействие на регулиро­вание международной торговли.

2. Приведите примеры международных организаций, ассоциаций и советов, ре­шающих вопросы регулирования в отдельных сегментах современной между­народной торговли.

3. Что представляет собой ЮНКТАД, каковы основные направления ее деятель­ности?

4. Что представляет собой ЮНСИТРАЛ?

5. Укажите в перечне страны, входившие в 2007 г. в состав ВТО:

а) Соединенные Штаты Америки;

б) Франция;

в) Эстония;

г) Россия;

д) Китай;

е) Киргизия;

ж) Армения;

з) Украина.

6. Какие из бывших республик СССР в 2007 г. являлись членами ВТО?

7. Что представляют собой следующие соглашения, принятые и действующие в рамках ВТО:

а) ГАТТ-1994;

б) ГАТС;

в) ТРИМС;

г) ТРИПС.

8. Охарактеризуйте основные принципы ГАТТ/ВТО.

9. Укажите верное положение.

Доля стран — членов ВТО в мировом экспорте товаров в 2007 г. состав­ляла:

а) 30%;

б) 95%

в) 18%

г) 60%.

10.Охарактеризуйте особую роль Уругвайского раунда в истории ГАТТ/ВТО.

11.Покажите различия между такими принципами, как «режим наибольшего бла­гоприятствования» и «национальный режим».

12.Укажите правильные позиции.

Какие положения развиваются третьим принципом ГАТТ-1994:

а) о стабильности импортных пошлин во взаимной торговле стран ВТО;

б) об их последовательном, поступательном снижении;

в) об их повышении с учетом изменений в конъюнктуре международной торговли.

13.Охарактеризуйте противоречия, проявившиеся на министерских конферен­циях ВТО в последние годы (после Уругвайского раунда).

14. Какие проблемы стоят перед Россией в связи с решением вопроса о вступле­нии страны в ВТО?

 

 

ГЛАВА 11




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.