КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Нормативная база внешней торговли Российской Федерации позволяет применять весь спектр нетарифных ограничений, принятых в мировой практике. Однако не все они в полной мере реально применяются в России. В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в целях защиты экономических интересов России к ввозным товарам могут применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. Они могут использоваться в случаях, когда иностранные товары ввозятся в количествах и на условиях, которые наносят ущерб отечественным производителям аналогичных товаров в результате недобросовестной конкуренции (занижение цен, субсидии экспортерам и т.д.). Специальные пошлины могут быть также введены как ответная мера против государств и союзов, ущемляющих интересы России. Применение особых видов пошлин требует специального расследования и решения правительства по каждому конкретному случаю. Однако антидемпинговые расследования и антидемпинговые пошлины в России используются в недостаточной мере, хотя по ряду товаров имеются основания для их осуществления и создана соответствующая нормативная база. Главными формами нетарифных ограничений в России в настоящее время являются: • количественные ограничения (квотирование); • лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров; • наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров; • исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Эволюция количественных ограничений (квотирования) происходила в том же направлении, что и эволюция вывозных пошлин до их отмены в 1996 г. (позднее, как уже отмечалось, вывозные пошлины начали использоваться вновь). В 1994 г. количественные ограничения и другие нетарифные методы регулирования охватывали от 2/3 до3/4 российского экспорта. Существовал специальный режим вывоза так называемых стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Право вывозить товары, включенные в эту категорию, имели только фирмы-спецэкспортеры, которые проходили обязательную регистрацию в тогдашнем Министерстве внешнеэкономических связей. Однако с 1995 г. система СВСТ и спецэкспортеров была отменена. С этого времени количественные ограничения ввоза и вывоза начали вводиться в целях выполнения международных обязательств России (в частности, в случаях добровольного ограничения экспорта в порядке реализации международных соглашений, противодействующих падению мировых цен (например, алюминия), а также в случаях введения квот на ввоз российских товаров по соглашениям с ЕС или США). В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» импорт и экспорт товаров в России осуществляется без количественных ограничений. Однако Правительство РФ может вводить (и на практике вводит) такие ограничения (квоты) в следующих случаях: • временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка страны (при этом перечень такого рода существенно важных товаров определяется Правительством РФ); • ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо: а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения; б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара; в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных; г) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным. При принятии решения о введении соответствующей квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке. Гораздо шире в сфере внешней торговли товарами применяется лицензирование. Оно в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливается в следующих случаях: 1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2) реализация разрешительного порядка экспорта и/или импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3) предоставление исключительного права на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров; 4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств. Наблюдение за экспортом и/или импортом отдельных видов товаров устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики их экспорта и (или) импорта. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Исключительное право на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров. Как зафиксировано в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется это исключительное право, определяются федеральными законами. Кроме отмеченных методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности на практике применяются и технические барьеры, связанные с тем, что ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. На практике в России в совокупности нетарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности используются и финансовые методы, в частности обязательная продажа части валютной выручки экспортерами-резидентами на внутреннем валютном рынке РФ. Как зафиксировано в Федеральном законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Центральным банком РФ. Центральный банк РФ вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30% ее суммы. В целом же, как отмечено в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения МВФ и с законодательством Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |