Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности




Нормативная база внешней торговли Российской Федерации позволяет применять весь спектр нетарифных ограничений, при­нятых в мировой практике. Однако не все они в полной мере ре­ально применяются в России.

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» и Феде­ральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при им­порте товаров» в целях защиты экономических интересов России к ввозным товарам могут применяться особые виды пошлин: специ­альные, антидемпинговые, компенсационные.

Они могут использоваться в случаях, когда иностранные товары ввозятся в количествах и на условиях, которые наносят ущерб оте­чественным производителям аналогичных товаров в результате недобросовестной конкуренции (занижение цен, субсидии экс­портерам и т.д.). Специальные пошлины могут быть также введены как ответная мера против государств и союзов, ущемляющих ин­тересы России. Применение особых видов пошлин требует специ­ального расследования и решения правительства по каждому кон­кретному случаю. Однако антидемпинговые расследования и ан­тидемпинговые пошлины в России используются в недостаточной мере, хотя по ряду товаров имеются основания для их осуществле­ния и создана соответствующая нормативная база.

Главными формами нетарифных ограничений в России в на­стоящее время являются:

• количественные ограничения (квотирование);

• лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров;

• наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных ви­дов товаров;

• исключительное право на экспорт и (или) импорт отдель­ных видов товаров.

Эволюция количественных ограничений (квотирования) проис­ходила в том же направлении, что и эволюция вывозных пошлин до их отмены в 1996 г. (позднее, как уже отмечалось, вывозные пошлины начали использоваться вновь). В 1994 г. количественные ограничения и другие нетарифные методы регулирования охваты­вали от 2/3 до3/4 российского экспорта. Существовал специальный режим вывоза так называемых стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Право вывозить товары, включенные в эту кате­горию, имели только фирмы-спецэкспортеры, которые проходили обязательную регистрацию в тогдашнем Министерстве внешне­экономических связей. Однако с 1995 г. система СВСТ и спецэкс­портеров была отменена. С этого времени количественные огра­ничения ввоза и вывоза начали вводиться в целях выполнения международных обязательств России (в частности, в случаях доб­ровольного ограничения экспорта в порядке реализации междуна­родных соглашений, противодействующих падению мировых цен (например, алюминия), а также в случаях введения квот на ввоз российских товаров по соглашениям с ЕС или США).

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности» импорт и экспорт товаров в России осуществляется без ко­личественных ограничений. Однако Правительство РФ может вводить (и на практике вводит) такие ограничения (квоты) в сле­дующих случаях:

• временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостат­ка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка страны (при этом перечень такого рода существенно важных товаров определяется Правитель­ством РФ);

• ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

При принятии решения о введении соответствующей квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и уста­навливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распреде­ление квоты основывается на равноправии участников внешнетор­говой деятельности в отношении получения квоты и их недискри­минации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Гораздо шире в сфере внешней торговли товарами применяется лицензирование. Оно в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятель­ности» устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и/или им­порта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблаго­приятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обя­зательств.

Наблюдение за экспортом и/или импортом отдельных видов то­варов устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики их экспорта и (или) импорта. Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется по­средством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдель­ных видов товаров.

Исключительное право на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров. Как зафиксировано в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», перечни отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт кото­рых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется это исключительное право, определя­ются федеральными законами.

Кроме отмеченных методов нетарифного регулирования внеш­неторговой деятельности на практике применяются и технические барьеры, связанные с тем, что ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, сани­тарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стан­дартам и требованиям, установленным в Российской Федера­ции.

На практике в России в совокупности нетарифных методов ре­гулирования внешнеторговой деятельности используются и финан­совые методы, в частности обязательная продажа части валютной выручки экспортерами-резидентами на внутреннем валютном рынке РФ. Как зафиксировано в Федеральном законе РФ «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуще­ствляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной раз­мер не установлен Центральным банком РФ. Центральный банк РФ вправе устанавливать иной размер обязательной продажи час­ти валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30% ее суммы.

В целом же, как отмечено в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной соб­ственностью может ограничиваться мерами валютного регулиро­вания или валютного контроля в соответствии со статьями Согла­шения МВФ и с законодательством Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.