КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности
Российское законодательство, регулирующее внешнеторговую деятельность, наряду с защитными мерами в отношении национального рынка и отечественных производителей предусматривает и государственное содействие развитию внешнеторговой деятельности. В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к числу мероприятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся: 1) кредитование участников внешнеторговой деятельности; 2) функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; 3) организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; 4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Существенную роль в содействии развитию внешнеторговой деятельности, прежде всего стимулированию экспорта, должно сыграть информационное обеспечение внешнеторговой деятельности. Речь идет как об информационном обеспечении самих российских производителей и фирм-экспортеров, а также российских импортеров о развитии соответствующих мировых товарных рынков, их конъюнктуре, так и иностранных партнеров (и действующих, и потенциальных) о возможностях, структуре и конъюнктуре российского рынка. Как отмечается в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, которые могут содействовать развитию внешнеэкономических связей России. Существенное значение имеет обеспечение дипломатической поддержки внешнеторговой деятельности в России. Обеспечивать внешнеэкономические связи РФ в иностранных государствах должны дипломатические представительства и консульские учреждения России, а также созданные на основании международных договоров торговые представительства РФ. В поддержке и стимулировании экспортеров должны эффективно взаимодействовать государственные и коммерческие структуры, причем роль государства особенно велика в создании благоприятных условий для экспорта сложной машинотехнической продукции, включая комплектное оборудование и связанное с ним техническое содействие в виде проектно-строительных услуг. В обязанность государства входит непосредственное содействие продвижению отечественной продукции на внешний рынок, что следует рассматривать, с одной стороны, как элемент формирования конкурентоспособной и эффективной экономики, а с другой — как составную часть внешней политики страны в целом. В настоящее время государственная политика поощрения экспорта и развития экспортного производства, соответствующего научно-техническому, кадровому и производственному потенциалу России, находится в начальной стадии. Свою роль в реализации такой политики могли бы сыграть федеральные и региональные программы развития внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности. Формирование системы поддержи экспорта тесно связано с необходимостью модернизации экспортного потенциала страны. В модернизации нуждаются все или большинство отраслей реального сектора экономики, но с точки зрения поощрения экспорта неотложной задачей представляется выделение приоритетных эк-спортоориентированных отраслей и создание для них преимущественных условий развития, что соответствует и мировой практике. Известно, что в настоящее время ведущую роль в экспорте России занимают отрасли ТЭК, которым принадлежит и основная роль в формировании доходов бюджета. Конкурентоспособность российской нефти и природного газа на мировом рынке несомненна. Государственная поддержка ТЭК лежит в сфере налогообложения, привлечения иностранных инвестиций, включая соглашения о разделе продукции. Иначе стоит вопрос о поддержке экспортного потенциала машиностроения, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Предприятия ОПК приватизированы в наименьшей степени, больше других отраслей зависят от государственных заказов и, соответственно, сильнее всего пострадали от их сокращения, неполной и несвоевременной оплаты. Здесь производство экспортной продукции могло бы стимулироваться помимо размещения государственных заказов предоставлением государственных кредитов, гарантий по привлекаемым предприятиями иностранных кредитов (там, где такое привлечение возможно), выделением беспроцентных ссуд на технологическое обновление, финансовым участием государства в расширении выпуска экспортной продукции, не исключая и прямых государственных субсидий. В мировой практике главными инструментами продвижения экспорта является его кредитование, в том числе льготное, а также страхование и гарантирование экспортных кредитов со стороны частных институтов. В России система долгосрочного кредитования экспорта и страхования внешнеторговых рисков только складывается. Задача поддержки российского экспорта возложена на созданный в 2006 г. банк ВТБ и Государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». В Федеральном бюджете предусматривается выделение средств на поддержку экспорта по специальным программам. Агентом правительства в сфере финансовой поддержки является Государственный специализированный экспортно-импортный банк (ЗАО «Росэксим-банк»). Что касается страхования экспортных кредитов, принятого во многих странах, то его введение требует определенных изменений в действующем страховом законодательстве. Банковское кредитование экспорта и импорта различается по технике предоставления заемщику (участнику экспортно-импортных операций) и по форме. Банки предоставляют экспортные, финансовые и валютные кредиты. К сожалению, отечественные банки еще не могут конкурировать по объемам предоставленных экспортных кредитов с иностранными банковскими институтами, располагающими значительными средствами и накопленным опытом кредитования внешней торговли. В российском банковском сообществе, пожалуй, только Сбербанк, Внешторгбанк и Внешэкономбанк по объему своих портфелей торговых кредитов в настоящее время могут конкурировать с иностранными банками, представленными в России своими дочерними структурами. Для успешной конкуренции российских товаропроизводителей на мировом рынке нашим участникам внешнеэкономических отношений зачастую приходится предоставлять своим иностранным покупателям отсрочку платежа за экспортируемый товар. Помимо увеличения риска российских компаний это вынуждает последних отвлекать из оборота значительные средства, серьезно осложняя финансовое состояние. При этом риски могут быть связаны как с особенностями страны импортера, так и с состоянием дел в самой фирме-импортере. В подобных условиях большинство российских экспортеров, за исключением небольшой группы крупнейших компаний, сталкиваются с проблемой так называемого предэкспортного финансирования. При этом необходимо отметить, что даже наиболее мощные российские компании нуждаются в подобных банковских продуктах. У предприятий просто не хватает средств, чтобы произвести товар, необходимый иностранным покупателям. К тому же последние предпочитают оплачивать российские товары, как правило, после их поставки. Выходом для российских предприятий является использование такого банковского инструмента, как форфейтинг (форфетирование), который представляет собой продажу форфейтору (специальной компании) денежных требований, как правило, гарантированных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг, без права обратного требования (регресса) к продавцу. Отличительной особенностью форфейтинговой сделки являются ее сроки — от 180 дней до 10 лет и значительные расходы, связанные с уплатой повышенного банковского процента и различных комиссий, поскольку форфейтор принимает на себя серьезный кредитный риск. Однако, несмотря на то что данный банковский инструмент довольно дорог, в России он имеет значительные перспективы, так как отечественные кредитные ресурсы в целом достаточно дороги по сравнению с западными. При этом для экспортера более привлекательным является вариант предэкспортного финансирования с помощью форфейтинга, в котором могут принимать активное участие и российские финансовые институты, имеющие кредитные линии на Западе. В настоящее время отечественные банки, а также инвестиционные и финансовые компании пытаются разрабатывать новые или адаптировать известные технологии стимулирования внешней торговли. Российские компании стремятся использовать преимущества как традиционных, так и сравнительно новых инструментов на рынке внешнеторговых кредитов. Использование возможностей, предоставляемых современной индустрией торгового кредита, будет способствовать не только эффективному развитию внешней торговли России, ее экспортоориентированных отраслей, расширению экспортных рынков, но и более эффективной интеграции Важное место в государственной поддержке экспорта займет создание системы экспертного сопровождения российских экспортеров. Государство, в том числе и на самом высоком уровне, начинает нелегкую работу по продвижению российских товаров на новые рынки, например в страны АТЭС, и по возвращению на потерянные рынки стран Центральной и Восточной Европы, Кубы, Монголии, Ирака и др. Поддерживается активность российских фирм по участию в тендерах на осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе на модернизацию и достройку предприятий, созданных или начатых ранее с участием СССР. В этом же направлении действуют соглашения по поставкам и модернизации вооружений. Однако именно в указанных выше сферах российский экспорт сталкивается с сильнейшей конкуренцией, и усилия российских фирм, даже при государственной поддержке, далеко не всегда завершаются заключением сделок. Россия активно участвует в заключительном раунде многосторонних переговоров о вступлении в ВТО, преследуя цели устранения дискриминации российских товаров на мировом рынке. При этом решаются проблемы приведения законодательства страны в соответствие с требованиями ВТО, включая процедуры разрешения споров и порядок применения нетарифных ограничений и защитных мер, снижения барьеров для участников внешнеторговой деятельности и инвесторов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие федеральные законы РФ составляли к началу 2004 г. основу российского законодательства во внешней торговле? 2. В каких случаях в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство России может вводить ответные меры во внешней торговле? 3. Какие основные функции выполняют таможенные органы Российской Федерации? 4. Как учитывается фактор страны происхождения товара при формировании ввозных пошлин в России? 5. Что является основой для установления внешнеторговых режимов России по отношению к конкретным странам в ситуации, когда РФ еще не является членом ВТО? 6. На каком уровне установлены в России преференциальные пошлины для развивающихся стран? 7. Охарактеризуйте основные причины введения, отмены, а затем снова введения вывозных пошлин в России в период с начала 90-х гг. 8. Что еще относится к таможенным платежам в Таможенном кодексе РФ кроме ввозных и вывозных таможенных пошлин? 9. В каких случаях в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ может вводить во внешней торговле количественные ограничения (квоты)? 10.Какие финансовые методы регулирования внешней торговли применяются в настоящее время в России? 11.В чем состоят возможности и одновременно сложности применения в российской внешнеторговой практике такого банковского инструмента, как форфейтинг (форфетирование)?
РАЗДЕЛ IV
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |