Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности




Российское законодательство, регулирующее внешнеторго­вую деятельность, наряду с защитными мерами в отношении на­ционального рынка и отечественных производителей предусмат­ривает и государственное содействие развитию внешнеторговой деятельности. В Федеральном законе «Об основах государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности» к числу меро­приятий, содействующих развитию внешнеторговой деятельности, относятся:

1) кредитование участников внешнеторговой деятельности;

2) функционирование систем гарантий и страхования экспорт­ных кредитов;

3) организация торговых выставок и ярмарок, специализиро­ванных симпозиумов и конференций и участие в них;

4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продви­жению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственно­сти на мировые рынки.

Существенную роль в содействии развитию внешнеторговой деятельности, прежде всего стимулированию экспорта, должно сыграть информационное обеспечение внешнеторговой деятель­ности. Речь идет как об информационном обеспечении самих рос­сийских производителей и фирм-экспортеров, а также российских импортеров о развитии соответствующих мировых товарных рын­ков, их конъюнктуре, так и иностранных партнеров (и действу­ющих, и потенциальных) о возможностях, структуре и конъюнк­туре российского рынка.

Как отмечается в Федеральном законе «Об основах государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности», Прави­тельство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние перегово­ры, заключает международные договоры, а также участвует в со­здании и деятельности международных организаций и межправи­тельственных комиссий, которые могут содействовать развитию внешнеэкономических связей России.

Существенное значение имеет обеспечение дипломатической поддержки внешнеторговой деятельности в России. Обеспечивать внешнеэкономические связи РФ в иностранных государствах должны дипломатические представительства и консульские учреж­дения России, а также созданные на основании международных договоров торговые представительства РФ.

В поддержке и стимулировании экспортеров должны эффек­тивно взаимодействовать государственные и коммерческие струк­туры, причем роль государства особенно велика в создании благо­приятных условий для экспорта сложной машинотехнической продукции, включая комплектное оборудование и связанное с ним техническое содействие в виде проектно-строительных услуг. В обязанность государства входит непосредственное содействие продвижению отечественной продукции на внешний рынок, что следует рассматривать, с одной стороны, как элемент формирова­ния конкурентоспособной и эффективной экономики, а с дру­гой — как составную часть внешней политики страны в целом.

В настоящее время государственная политика поощрения экс­порта и развития экспортного производства, соответствующего научно-техническому, кадровому и производственному потенци­алу России, находится в начальной стадии. Свою роль в реализации такой политики могли бы сыграть федеральные и региональные программы развития внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности.

Формирование системы поддержи экспорта тесно связано с не­обходимостью модернизации экспортного потенциала страны. В модернизации нуждаются все или большинство отраслей реаль­ного сектора экономики, но с точки зрения поощрения экспорта неотложной задачей представляется выделение приоритетных эк-спортоориентированных отраслей и создание для них преимущес­твенных условий развития, что соответствует и мировой практике. Известно, что в настоящее время ведущую роль в экспорте России занимают отрасли ТЭК, которым принадлежит и основная роль в формировании доходов бюджета. Конкурентоспособность россий­ской нефти и природного газа на мировом рынке несомненна. Го­сударственная поддержка ТЭК лежит в сфере налогообложения, привлечения иностранных инвестиций, включая соглашения о разделе продукции.

Иначе стоит вопрос о поддержке экспортного потенциала ма­шиностроения, предприятий оборонно-промышленного ком­плекса (ОПК). Предприятия ОПК приватизированы в наименьшей степени, больше других отраслей зависят от государственных за­казов и, соответственно, сильнее всего пострадали от их сокраще­ния, неполной и несвоевременной оплаты. Здесь производство экспортной продукции могло бы стимулироваться помимо разме­щения государственных заказов предоставлением государственных кредитов, гарантий по привлекаемым предприятиями иностран­ных кредитов (там, где такое привлечение возможно), выделением беспроцентных ссуд на технологическое обновление, финансовым участием государства в расширении выпуска экспортной продук­ции, не исключая и прямых государственных субсидий.

В мировой практике главными инструментами продвижения экспорта является его кредитование, в том числе льготное, а также страхование и гарантирование экспортных кредитов со стороны частных институтов. В России система долгосрочного кредитования экспорта и страхования внешнеторговых рисков только складыва­ется. Задача поддержки российского экспорта возложена на создан­ный в 2006 г. банк ВТБ и Государственную корпорацию «Банк раз­вития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». В Федеральном бюджете предусматривается выделение средств на поддержку экспорта по специальным программам. Агентом прави­тельства в сфере финансовой поддержки является Государственный специализированный экспортно-импортный банк (ЗАО «Росэксим-банк»). Что касается страхования экспортных кредитов, принятого во многих странах, то его введение требует определенных измене­ний в действующем страховом законодательстве.

Банковское кредитование экспорта и импорта различается по технике предоставления заемщику (участнику экспортно-импорт­ных операций) и по форме. Банки предоставляют экспортные, финансовые и валютные кредиты. К сожалению, отечественные банки еще не могут конкурировать по объемам предоставленных экспортных кредитов с иностранными банковскими институтами, располагающими значительными средствами и накопленным опы­том кредитования внешней торговли. В российском банковском сообществе, пожалуй, только Сбербанк, Внешторгбанк и Внешэко­номбанк по объему своих портфелей торговых кредитов в настоя­щее время могут конкурировать с иностранными банками, пред­ставленными в России своими дочерними структурами.

Для успешной конкуренции российских товаропроизводителей на мировом рынке нашим участникам внешнеэкономических от­ношений зачастую приходится предоставлять своим иностранным покупателям отсрочку платежа за экспортируемый товар. Помимо увеличения риска российских компаний это вынуждает последних отвлекать из оборота значительные средства, серьезно осложняя финансовое состояние. При этом риски могут быть связаны как с особенностями страны импортера, так и с состоянием дел в самой фирме-импортере. В подобных условиях большинство российских экспортеров, за исключением небольшой группы крупнейших компаний, сталкиваются с проблемой так называемого предэкспортного финансирования. При этом необходимо отметить, что даже наиболее мощные российские компании нуждаются в подоб­ных банковских продуктах. У предприятий просто не хватает средств, чтобы произвести товар, необходимый иностранным по­купателям. К тому же последние предпочитают оплачивать рос­сийские товары, как правило, после их поставки.

Выходом для российских предприятий является использование такого банковского инструмента, как форфейтинг (форфетирование), который представляет собой продажу форфейтору (специаль­ной компании) денежных требований, как правило, гарантирован­ных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг, без права обратного требования (регресса) к про­давцу.

Отличительной особенностью форфейтинговой сделки являют­ся ее сроки — от 180 дней до 10 лет и значительные расходы, свя­занные с уплатой повышенного банковского процента и различных комиссий, поскольку форфейтор принимает на себя серьезный кредитный риск. Однако, несмотря на то что данный банковский инструмент довольно дорог, в России он имеет значительные пер­спективы, так как отечественные кредитные ресурсы в целом до­статочно дороги по сравнению с западными. При этом для экспор­тера более привлекательным является вариант предэкспортного финансирования с помощью форфейтинга, в котором могут при­нимать активное участие и российские финансовые институты, имеющие кредитные линии на Западе.

В настоящее время отечественные банки, а также инвестици­онные и финансовые компании пытаются разрабатывать новые или адаптировать известные технологии стимулирования внешней торговли.

Российские компании стремятся использовать преимущества как традиционных, так и сравнительно новых инструментов на рынке внешнеторговых кредитов. Использование возможностей, предоставляемых современной индустрией торгового кредита, будет способствовать не только эффективному развитию внешней торговли России, ее экспортоориентированных отраслей, расширению экспортных рынков, но и более эффективной интеграции
в мировую финансовую систему.

Важное место в государственной поддержке экспорта займет создание системы экспертного сопровождения российских экс­портеров. Государство, в том числе и на самом высоком уровне, начинает нелегкую работу по продвижению российских товаров на новые рынки, например в страны АТЭС, и по возвращению на потерянные рынки стран Центральной и Восточной Европы, Кубы, Монголии, Ирака и др. Поддерживается активность рос­сийских фирм по участию в тендерах на осуществление крупных инвестиционных проектов, в том числе на модернизацию и до­стройку предприятий, созданных или начатых ранее с участием СССР. В этом же направлении действуют соглашения по постав­кам и модернизации вооружений. Однако именно в указанных выше сферах российский экспорт сталкивается с сильнейшей конкуренцией, и усилия российских фирм, даже при государ­ственной поддержке, далеко не всегда завершаются заключением сделок.

Россия активно участвует в заключительном раунде многосто­ронних переговоров о вступлении в ВТО, преследуя цели устране­ния дискриминации российских товаров на мировом рынке. При этом решаются проблемы приведения законодательства страны в соответствие с требованиями ВТО, включая процедуры разреше­ния споров и порядок применения нетарифных ограничений и защитных мер, снижения барьеров для участников внешнеторго­вой деятельности и инвесторов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие федеральные законы РФ составляли к началу 2004 г. основу россий­ского законодательства во внешней торговле?

2. В каких случаях в соответствии с Федеральным законом «Об основах госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство России может вводить ответные меры во внешней торговле?

3. Какие основные функции выполняют таможенные органы Российской Феде­рации?

4. Как учитывается фактор страны происхождения товара при формировании ввозных пошлин в России?

5. Что является основой для установления внешнеторговых режимов России по отношению к конкретным странам в ситуации, когда РФ еще не является чле­ном ВТО?

6. На каком уровне установлены в России преференциальные пошлины для раз­вивающихся стран?

7. Охарактеризуйте основные причины введения, отмены, а затем снова введе­ния вывозных пошлин в России в период с начала 90-х гг.

8. Что еще относится к таможенным платежам в Таможенном кодексе РФ кроме ввозных и вывозных таможенных пошлин?

9. В каких случаях в соответствии с Федеральным законом «Об основах государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ может вводить во внешней торговле количественные ограничения (квоты)?

10.Какие финансовые методы регулирования внешней торговли применяются в настоящее время в России?

11.В чем состоят возможности и одновременно сложности применения в россий­ской внешнеторговой практике такого банковского инструмента, как форфей­тинг (форфетирование)?

 

 

РАЗДЕЛ IV




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.